Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

В нашей контрольной работе мы рассматриваем прокуратуру как неотъемлемую часть государства и современного общества. Мы рассматриваем прокуратуру и прокурорский надзор в современном обществе как одну из самых нужных надзирательных структур в сфере общественной деятельности и общественной жизни.
Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов государства имеет ключевое значение для определения правового статуса прокуратуры, ее организационного построения, форм и методов деятельности

Вложенные файлы: 1 файл

прокуратура и прокурорский надзор.docx

— 65.01 Кб (Скачать файл)

Введение

В нашей контрольной работе мы рассматриваем прокуратуру как неотъемлемую часть государства и современного общества. Мы рассматриваем прокуратуру и прокурорский надзор в современном обществе как одну из самых нужных надзирательных структур в сфере общественной деятельности и общественной жизни.

Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов государства имеет ключевое значение для определения правового статуса прокуратуры, ее организационного построения, форм и методов деятельности

Концептуальным вопросом законодательного регулирования организации

деятельности органов прокуратуры Российской Федерации,  является тип прокуратуры,

соответствующий потребностям рассматриваемых государств, в их стремлении

построения демократического правового государства.

 

Предметом надзора является исполнение всех законов независимо от их правовой иерархии.

Определяя этот элемент предмета надзора, законодатель использовал понятие исполнение закона, между тем как в характеристике предыдущего элемента предмета использовалось понятие соблюдение Конституции РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ГОСУДАРСТВЕН И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАН

Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов государства имеет ключевое значение для определения правового статуса прокуратуры, ее организационного построения, форм и методов деятельности. Просчеты в решении этого вопроса, безотносительно к тому, влекут ли они понижение роли прокуратуры или наоборот непомерно расширяют ее полномочия, чреваты опасными последствиями, как для функционирования правоохранительной системы, так и для общества в целом. Именно в этой области теоретические построения должны, прежде всего, основываться на глубоком познании социальной практики, исключать возможность применения метода проб и ошибок.

Прокуратура Российской Федерации – это система органов, на которые Конституцией РФ возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов.

Прокурорский надзор – основная функция органов прокуратуры, определяющая их предназначение, роль и место в механизме государства.

Согласно Конституции Российской Федерации прокуратура выделена в особую систему органов, призванных выполнять функцию «сдержек и противовесов» в системе разделения властей.

Прокуратура принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили. Вместе с тем прокуратура своей деятельностью способствует взаимодействию разделенных ветвей власти, их функционированию как единой государственной власти, поскольку все они заинтересованы в сохранении и укреплении законности. Без законности не может быть сильной, успешно выполняющей свои функции власти, государства, стремящегося стать правовым.

Характеризуя деятельность прокуратуры, необходимо отметить некоторые особенности, определяющие ее специфику.

1) Прокурорский надзор  осуществляется от имени государства. Это законодательное установление подчеркивает отличие прокурорского надзора от иных видов контрольной деятельности, связанной с исполнением требований законов иными государственными органами (налоговых инспекций, санитарного надзора, пожарного надзора и т.д.). В отличие от контрольной деятельности других государственных органов, прокурорский надзор за исполнением законов распространяется и на законность деятельности контролирующих и правоохранительных органов и осуществляется с использованием полномочий, которыми наделяются только органы прокуратуры.

2) Ограниченность, «усеченностъ» полномочий, организационная либо процессуальная подконтрольность основным ветвям власти. Так, прокуратуре не только не поднадзорна деятельность Президента и Парламента, напротив, она обязана обеспечить контроль за исполнением принимаемых ими актов. Отдельные процессуальные решения прокурора, включая выдачу санкций на заключение лица под стражу, на продление срока содержания под стражей в качестве меры пресечения, подконтрольны суду и могут быть отменены или изменены судом. Окончательные решения по протестам на незаконные акты исполнительно-распорядительной власти и должностных лиц принимаются не прокурорами, а соответствующими властными структурами и судами. Протесты прокурора на решения судов по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях рассматривают вышестоящие суды и принимают по ним решения. Таким образом, основное правомочие прокурора – выявить нарушение закона – поставить вопрос об ответственности нарушителя, защитить невиновного.

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», другими законодательными актами Российской Федерации, а также приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации.

Деятельность прокуратуры Российской Федерации направлена на обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. Это выражено в законодательном закреплении направлений деятельности органов прокуратуры (ст. 4 Закона о прокуратуре).

Под направлениями деятельности прокуратуры следует понимать те пути, по которым Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением нормативных правовых актов, достигают цели, выполняют возложенные на них задачи.

Реализуя возложенные на нее законом задачи, прокуратура осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

1) надзор за: точным и  единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных  правовых актов республиканскими  органами государственного управления  и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров  Российской Федерации, местными  представительными и распорядительными  органами, общественными объединениями, религиозными организациями и  другими организациями, должностными  лицами и иными гражданами, в  том числе индивидуальными предпринимателями (надзор за исполнением законодательства) ;

· исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

· исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

· соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

· соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера;

2) координация правоохранительной  деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью  и коррупцией, а также деятельности  по борьбе с преступностью  иных организаций, участвующих в  борьбе с преступностью;

3) предварительное следствие  в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным  кодексом;

4) участие в рассмотрении  дел судами, поддержание государственного  обвинения.

Направления деятельности прокуратуры неравнозначны и могут быть классифицированы по трем видам.

Первый вид образуют первое направление – надзор за точными единообразным исполнением нормативных правовых актов, который в свою очередь включает пять видов деятельности, именуемых отраслями прокурорского надзора.

Второй вид включает второе и третье направления, характерные для работы органов прокуратуры в борьбе с преступностью.

Третий вид составляют два важнейших участка работы – участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения.

Правовой прокуратура государство законность

2) Развития органов прокуратуры в современных условиях

 

Концептуальным вопросом законодательного регулирования организации

деятельности органов прокуратуры Российской Федерации,  является тип прокуратуры,

соответствующий потребностям рассматриваемых государств, в их стремлении

построения демократического правового государства.

 

Обобщающий анализ социальных условий развития института прокуратуры,

всей системы факторов, определяющих направление и темпы его

реформирования, дает основание отметить о переходном характере

современного общества.

 

Характерными для него являются нестабильность, поисковые изменения

социально-экономических отношений, сложно происходящие процессы

перераспределения собственности, социального расслоения, усиливающаяся

криминализация экономики и коррумпированность различных звеньев

государственного аппарата, пробельность, противоречивость и

нестабильность законодательства, многократное увеличение числа субъектов

законотворчества, ослабление централистских начал государственности,

нарастающий кризис законности, беспрецедентный рост преступности,

организованных ее форм. Одним из важнейших факторов, влияющих на

перспективы и темпы реформирования прокуратуры, является состояние самой

прокурорской системы. При его определении должны быть учтены, в первую

очередь, следующие наиболее принципиальные обстоятельства Кобзарев Ф.М.

Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития. М., 2002

г., с. 43.:

 

- во-первых, недопустима  характеристика прокуратуры с типично

ведомственных позиций, как безупречного во всех отношениях института, не

подлежащего никаким изменениям. Подобная позиция, не имеющая ничего

общего с реальной жизнью, привела бы к дискредитации самой попытки

концептуального осмысления перспектив развития этого важного

государственно-правового института.

 

- во-вторых, явно ошибочна  и другая крайность - характеристика

прокуратуры как «неотъемлемого элемента тоталитарной системы», орудия

произвола, которому «нет места» в демократическом правовом государстве.

В условиях тоталитарного государства все правоохранительные органы,

включая и суд, несли на себе печать беззакония. Решая по большому счету

вопрос о перспективах развития прокуратуры, необходимо иметь в виду, что

основная функция прокуратуры - «отслеживать» нарушения закона и

принимать меры по их устранению - вполне отвечает высоким стандартам

правового государства.

 

- в-третьих, коренное изменение  социально - экономических и политических

устоев общества, развитие рыночных отношений, выдвижение на передний

план правозащитной функции государства объективно не могут не влечь

известной перестройки, функциональной и структурной реорганизации

прокурорской системы, ее «вписывания» в новую систему государственности.

При этом, крайне важно сохранить все то полезное, что накоплено за весь

период функционирования российской и советской  прокуратуры, как

наследие прокуратуры государств – участников СНГ.

 

Особенность современной ситуации, в частности, в прокуратуре России -

наличие известных пpeдпocылок для вывода о сложном тяжелом состоянии

системы. Наряду с типичными, характерными для многих лет недостатками и

проблемами (подмена контролирующих органов, слабая эффективность

общенадзорной деятельности, борьба с преступностью, нехватка

квалифицированных кадров) в последнее время появились новые:

нестабильность руководства; политизация деятельности; усиливающийся

отток наиболее подготовленных кадров, особенно в следственном аппарате;

морально-психологическая неуверенность сотрудников, вызванная

неопределенностью перспектив системы; признаки организационного

ослабления прокуратуры как централизованного института, в связи с

суверенизацией регионов и др Прокуратура Российской Федерации (Концепция

развития на переходный период). М, 1994 г., с. 76..

 

Подобное переплетение функциональных, организационных, кадровых,

материально-финансовых проблем, напрямую сопряженных с объективной

потребностью реформирования, во много раз увеличивает опасность

разрушения системы путем необдуманных, поспешных реформ, осуществляемых

под влиянием субъективных взглядов и оценок Лаповский В.Д.

Прокурорско-надзорные правоотношения. Ростов, 1987 г., с. 42..

 

Общая оценка социального и правового «фона» развития прокуратуры

Российской Федерации состояний прокурорской системы дает основания сделать некоторые выводы:

 

1. существующая правоохранительная система, включая прокуратуру, всё с

большим напряжением сдерживает усиливающийся напор преступности и

правонарушений и в целом нуждается в обновлении. Однако последнее не

может быть сопряжено с каким-либо, пусть даже временным, ослаблением

институтов правоохраны, так как это может поставить под угрозу общую

способность государства реализовать поставленную цель обуздать, взять

под контроль преступность.

 

2. многофункциональность прокуратуры, сочетание ею широкого спектра

надзорных функций с уголовным преследованием, разнообразными формами

взаимодействия с судебной властью во всех ее проявлениях исключает

возможность скоротечного перехода к такой модели прокуратуры, которая

связана только с функцией поддержания обвинения в суде. Этот переход

возможен лишь в течение длительного времени и при условии передачи

функций прокуратуры подготовленным структурам.

 

3. Ни один из происходящих в обществе процессов объективно не

ориентирован  на  ограничение пределов, осуществляемых прокуратурой

надзорных функций, как составной части общего механизма государственного

Информация о работе Прокурорский надзор