Транспортная деятельность в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:19, лекция

Краткое описание

Данная подотрасль основы правовой, экономической и организационной деятельности транспорта Республики Казахстан.
Транспорт Республики Казахстан - это зарегистрированный на ее территории железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электрический, в том числе метрополитен, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистральный трубопроводный транспорт.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 1. Транспортная деятельность в РК

 

  1. Общая характеристика транспорта и транспортной деятельности в РК

 

 

Данная подотрасль основы правовой, экономической и организационной деятельности транспорта Республики Казахстан. 

 

Транспорт Республики Казахстан - это зарегистрированный на ее территории железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электрический, в том числе метрополитен, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистральный трубопроводный транспорт.

Транспортное предприятие - это юридическое лицо, занятое хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке грузов, пассажиров, багажа, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, действующее в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Перевозчик - это юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений за плату или по найму и имеющее на это лицензию или соответствующее разрешение, выданное в установленном порядке.

Клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтователь) - это юридическое или физическое лицо или государство, пользующиеся транспортом в соответствии с заключенным договором с перевозчиком.

Прямое смешанное сообщение - перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу.

Уполномоченный государственный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан.

Законодательство Республики Казахстан о транспорте основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Отношения, связанные с деятельностью трубопроводного транспорта, регулируются соответствующим законодательством Республики Казахстан.

Условия перевозок, порядок использования транспортных средств, обеспечения безопасности движения, соблюдения правил охраны труда, противопожарной безопасности, технико-технологических и санитарных норм определяются нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта, утверждаемыми в установленном порядке и являющимися обязательными для всех участников транспортных отношений.

Магистральные железнодорожные сети, республиканские автомобильные дороги общего пользования, включенные в установленном порядке в сеть государственных международных маршрутов, а также имеющие оборонное значение согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, включая инженерные сооружения на них, судоходные водные пути, маяки, устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства, аэронавигационные устройства системы управления воздушным движением, сети телекоммуникаций, инженерные сети, связанные с обеспечением безопасности полетов воздушных судов, а также метрополитен являются государственной собственностью.

Подъездные пути и узкоколейные линии, а также автомобильные дороги, за исключением указанных в части первой настоящей статьи, могут находиться как в государственной, так и в частной собственности.

Землями транспорта в республике признаются:

- земли, отведенные землепользователям под объекты транспорта;

- земли для транспортных дорог и путей, отводимые транспортным, дорожным и другим организациям, осуществляющим их строительство и эксплуатацию.

Земельные и водные отношения, возникающие при отводе земeль транспорту и предоставлении вод водному транспорту, порядок их пользования регулируются земельным, водным и транспортным законодательством.

В целях обеспечения надежной эксплуатации сооружений и других объектов транспорта в районах, подверженных обвалам, оползням, размывам, селям и другим опасным природным воздействиям, устанавливаются охранные зоны.

Транспортные предприятия и перевозчики обязаны использовать предоставленные им земли в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления, применять природоохранные технологии производства и не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей деятельности.

2. Государственное регулирование деятельности транспорта

Государственное регулирование деятельности транспорта осуществляется путем правового обеспечения, лицензирования, налогообложения, кредитования, финансирования и ценообразования, осуществления инвестиционной, единой социальной и научно-технической политики, контроля за исполнением транспортными предприятиями законодательства Республики Казахстан.

Государственные органы не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность транспортных предприятий, а также отвлекать эксплуатационный персонал транспортных предприятий на другие работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

.

Государственное управление транспортом осуществляется уполномоченным государственным органом, образуемым по решению Президента Республики Казахстан и действующим в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.

Основными задачами уполномоченного государственного органа являются:

защита интересов Республики Казахстан в области транспорта;

осуществление международного сотрудничества в области транспорта;

разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность транспорта в Республике Казахстан, и участие в разработке государственных стандартов;

разработка программ и концепции развития всех видов транспорта, формирование и проведение инвестиционной, научно-технической и социальной политики;

создание условий для обеспечения потребностей экономики и населения республики в перевозках и связанных с ними услугах;

контроль за соблюдением прав потребителей транспортных услуг;

разработка прогнозов нужд государства и населения в перевозках;

координация работы и осуществление функции государственного регулирования деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан.

При организации перевозок пассажиров на регулярных маршрутах городского пассажирского транспорта перевозчики должны заключать договоры с местными исполнительными органами или уполномоченными ими органами на обслуживание данных маршрутов.

 

3. Основы экономической и хозяйственной деятельности

Основу экономических и хозяйственных отношений на транспорте формирует рынок спроса и предложений транспортных услуг.

Транспортные предприятия и перевозчики осуществляют свою деятельность на коммерческой основе.

Транспортные предприятия и перевозчики самостоятельно разрабатывают планы, заключают договоры на выполнение работ и услуг в соответствии с потребностями клиента.

Местные исполнительные органы, принявшие решения по организации пассажирских перевозок, рентабельность которых не обеспечивается действующими регулируемыми тарифами, обеспечивают субсидии из соответствующего бюджета:

- при внутригородском, районном маршрутах - из городского, районного бюджетов;

- при межрайонном сообщении - из областного бюджета.

Содержание судоходных путей, шлюзов, инспекции по безопасности судоходства осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

За пользование магистральной железнодорожной сетью, государственными портами, за управление полетами и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Республики Казахстан юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными, уплачиваются платежи в порядке и размерах, определяемых законодательством Республики Казахстан.

Пользование судоходными водными путями Республики Казахстан осуществляется на платной основе.

Ставки, порядок исчисления и уплаты в бюджет платы за пользование судоходными водными путями определяются в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Право пользования судоходными водными путями предоставляется разрешительным документом, выдаваемым уполномоченным органом по вопросам транспортного контроля, на каждый календарный год.

В случае, когда судовладелец не использует судно по причинам технической неисправности или иным причинам, он уведомляет об этом уполномоченный государственный орган для подтверждения таких фактов. При этом уполномоченный государственный орган после проверки и установления таких фактов вносит соответствующие изменения в разрешительный документ.

На перевозку грузов, пассажиров, багажа и услуги, связанные с перевозками, устанавливаются свободные (договорные) тарифы (кроме случаев, обеспечивающие деятельность хозяйствующих субъектов, занимающихся транспортной деятельностью.

По отдельным видам транспортных услуг как средство проведения социальной политики государства либо как средство преодоления монополистической деятельности в сфере транспорта могут устанавливаться регулируемые тарифы (единые в пределах государства) в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

При перевозке грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений и при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг перевозчик обязан:

- иметь лицензию, обеспечивающую право на перевозку;

- заключать договор (контракт) с клиентом в установленной форме;

- предоставлять транспортные средства, имеющие сертификат;

- возмещать ущерб, нанесенный клиенту и третьему лицу, в том числе и потерь времени в денежном эквиваленте;

- обеспечивать безопасность пассажира, создание ему необходимых удобств и условий обслуживания, а в случае сдачи пассажиром багажа, также своевременную перевозку и сохранность его багажа;

- обеспечивать безопасность движения;

- обеспечивать клиенту свободу выбора транспорта на рынке транспортных услуг;

- получать документы, подтверждающие соответствие отправляемого груза его сертификату;

- выполнять требования государственных и местных представительных и исполнительных органов на осуществление социально-важных и оборонных перевозок (в случае, если цены на эти перевозки не покрывают транспортные расходы, должна быть осуществлена соответствующая компенсационная дотация);

- застраховать свою гражданско-правовую ответственность перед пассажирами в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан об обязательном страховании.

Перевозчик имеет право свободно назначать цены на перевозки в соответствии с правилами ценообразования, за исключением регулируемых перевозок.

Перевозчик не вправе отказывать юридическим и физическим лицам в перевозке, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами о транспорте Республики Казахстан.

При перевозке грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений и при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг клиент имеет право:

- требовать выполнения договора, заключенного между ним и перевозчиком;

- оспаривать в установленном порядке соответствие уровня качества перевозки ее сертификату;

- требовать возмещения нанесенного ущерба, в том числе и потерь времени в денежном эквиваленте.

Клиент обязан:

- соблюдать условия договора, заключенного с перевозчиком;

- выдавать перевозчику документ, подтверждающий соответствие груза его сертификату;

- выполнять правила перевозок;

- представлять грузы и багаж в подготовленном для транспортирования виде.

Отдельные права и обязанности клиента и перевозчика определяются соглашением сторон в договоре перевозки.

Условия перевозки грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений, осуществления транспортно-экспедиционных операций и ответственность сторон по перевозкам и транспортно-экспедиционным операциям определяются нормативными правовыми актами, а также договорами перевозки.

Железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный и автомобильный транспорт организует систему прямых смешанных сообщений.

Взаимоотношения транспортных организаций при прямом смешанном сообщении, а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с утверждаемыми уполномоченным государственным органом правилами о прямых смешанных перевозках.

Информация о работе Транспортная деятельность в РК