История адвакотуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов и организаций, так как обеспечение граждан в юридической квалифицированной помощи в наши дни считается важным конституционным положением, которому посвящены статья 48 Конституции России и многие другие нормативные предписания, призванные гарантировать гражданам защиту их прав и свобод.

Вложенные файлы: 1 файл

История адвокатуры.docx

— 99.83 Кб (Скачать файл)

Принцип независимости деятельности адвокатуры включает в себя два аспекта: независимость в целом сообщества адвокатов и независимость каждого  адвоката.

Независимость адвокатуры как  сообщества обеспечивается тем, что  основы ее построения и функционирования определяются законами, в связи с  чем никакие органы не могут путем  принятия каких бы то ни было нормативных  или индивидуально-распорядительных актов вопреки закону вмешиваться  в деятельность адвокатуры. В своем  организационном построении адвокатура в целом и отдельные формы  адвокатских образований не подчиняются  ни на федеральном, ни на местном уровне органам законодательной, исполнительной или судебной власти или каким-либо иным органам или организациям. Высшими органами адвокатского сообщества являются: в Российской Федерации - Всероссийский съезд адвокатов, а в субъектах Российской Федерации - собрание (конференция) адвокатов. Все вопросы организационной стороны деятельности адвокатских палат и адвокатских образований (численный состав, смета доходов и расходов, избрание руководящего состава и т.д.) решаются в рамках самой адвокатуры. Определенной гарантией независимости адвокатуры является также автономность ее бюджета, в целом не зависящего ни от государства или органов местного самоуправления, ни от каких бы то ни было организаций.

Корпоративность адвокатуры как принцип ее деятельности основывается на общности профессиональных интересов  и целей всех членов адвокатского сообщества, являющихся в то же время  самостоятельными и независимыми и  действующими в личном качестве. Корпоративность  предполагает прежде всего моральную ответственность каждого члена адвокатского сообщества перед своими коллегами за квалифицированность, добросовестность и законность осуществляемой им деятельности, а также необходимость проявления заботы со стороны адвокатского сообщества и его органов о членах этого сообщества. В отсутствие возможностей внешнего вмешательства в деятельность адвокатуры, применения мер дисциплинарного воздействия в отношении адвокатов именно благодаря развитой корпоративности может быть обеспечена жизнеспособность адвокатуры.

По своему статусу все  адвокаты равноправны как в плане  осуществления своей профессиональной деятельности, так и в плане  имеющихся у каждого из них  возможностей выбирать организационную  форму адвокатского образования  и участвовать в управлении адвокатурой  путем непосредственного участия  в съездах или собраниях (конференциях) адвокатов, избрании органов Федеральной палаты адвокатов и адвокатской палаты субъекта РФ.

Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства  в ее дела со стороны органов государства (в том числе Минюста, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда), общественных организаций  и отдельных лиц. Обеспечение  независимости адвокатуры и адвокатов - обязанность органов государства.

Адвокатская тайна - необходимое  условие существования адвокатуры. Ее отсутствие исключало бы возможность  оказания юридической помощи клиентам, так как они испытывали бы недоверие  к адвокату.

В содержание адвокатской  тайны включаются: 1) сам факт обращения  гражданина к адвокату за юридической  помощью и мотивы, побудившие к  такому обращению; 2) сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет  согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде; 3) те же сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью; 4) сведения, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним; 5) сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском, арбитражном или административном процессе; б) сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.

Итак, принципы права (в т.ч. уголовного) представляют собой основные, исходные, руководящие положения наиболее общего характера, лежащие в основе права. Будучи объективными по своему содержанию, принципы по форме своего юридического закрепления субъективны. Закрепление их в законе - весьма сложное дело, поскольку в основе права как системы всегда лежит не одно исходное положение а, по крайней мере, несколько, причем не вполне совпадающих по содержанию. Следовательно, в основе отрасли права и правоприменительной деятельности лежит определенная система принципов. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, все принципы действуют в неразрывной связи друг с другом. В основе организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы: 1) гуманизм, защита прав и свобод человека; 2) законность; 3) добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней; 4) самоуправление; 5) независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела; 6) тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»); 7) корпоративность и равноправие адвокатов.

 

6. МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДВОКАТУРЕ В НАЧАЛЕ XXI В. (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г.№ 63 –ФЗ « Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»)

Закон об адвокатуре, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., пришел на смену  Положению об адвокатуре в РСФСР 1980 г. Порядок осуществления адвокатской  деятельности регулируется также иными  нормативными правовыми актами, в  том числе: совместным приказом Минюста  и Минфина России от 6 октября 2003 г. N 257, N 89н «Об утверждении порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела»), постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации»).

Согласно Закону об адвокатуре «адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию» (ч. 1 ст. 1). Под адвокатурой (ст. 3) понимается профессиональное сообщество адвокатов, которое как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов. В статье 4 предусмотрено, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами, нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных Законом об адвокатуре, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Кардинальность произошедших изменений можно проследить на примере  вопроса, связанного с оплатой труда  адвокатов. В соответствии с частью 1 ст. 48 Конституции РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическая  помощь должна оказываться бесплатно, что следует рассматривать как  исключение из правила.

Статья 26 Закона об адвокатуре - до внесения в нее изменения  Федеральным законом от 28 октября 2003 г. N 134-ФЗ - устанавливала два императивных условия, при которых гражданам  оказывалась бесплатная юридическая  помощь. Во-первых, такая помощь оказывалась  гражданам Российской Федерации, среднедушевой  доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта России (поправки касались этого условия). Во-вторых, к таким гражданам относятся:

  • истцы - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
  • ветераны Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
  • граждане, пострадавшие от политических репрессий - по вопросам, связанным с реабилитацией;
  • граждане, которым требуется составление заявлений о назначении пенсий и пособий.

Итак, Федеральным законом  от 28 октября 2003 г. N 134-ФЗ "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», вступившим в силу с 31 октября 2003 г., пункт 1 ч. 1 ст. 26 изложен в новой редакции: «Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях...».

Следует признать, адвокаты по-прежнему сторонятся бесплатной помощи, пытаются избежать общения с гражданами, добивающимися назначения им «бесплатного» адвоката. Вполне объясним с логической точки зрения тот факт, что качество юридической помощи, оказываемой по соглашению, и бесплатной помощи будет существенно различаться.

Помимо адвокатов юридическую  помощь по гражданским делам могут  осуществлять и другие лица. Согласно ст. 49 ГПК РФ представителями в  суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные  полномочия на ведение дела (доверенность). Таким образом, адвокат - не единственный представитель гражданина в рамках гражданского судопроизводства.

На всем историческом пути развития адвокатуры мы наблюдаем противоречивость государства в своем отношении  к адвокатуре, с одной стороны  государство стремилось показать свою заинтересованность в развитии адвокатуры, а с другой стороны боялось  усиления роли независимой адвокатуры. Такое положение только мешало прогрессивному развитию данного правового института. В настоящее время есть уверенность  в том, что прошедшая все невзгоды и гонения, адвокатура станет незаменимым  институтом в защите прав и свобод  современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, когда  в Российской Федерации активно  закладываются основы правового  государства, особенно важно изучать  историю возникновения адвокатуры. Адвокатура служит важным инструментом укрепления обратной связи от общества к государству. В связи с этим необходимо расширять самостоятельность, права и ответственность адвокатуры.

Путь становления Российской адвокатуры был сложным, предпринимались различные поиски лучших форм и способов организации адвокатуры. Отношение к ней менялось в различные периоды истории России. В истории России вторая половина XIX века в период шестидесятых годов занимает особое место. Одно из наиболее последовательных из буржуазных реформ того периода была судебная реформа 1864 года.

С появлением института адвокатуры в уголовное судопроизводство вводится необходимый для раскрытия истины элемент состязательности. Впервые  была учреждена адвокатура. По этому создание адвокатуры было шагом вперед на пути России к правовому государству.

Профессиональная адвокатура организована на основе судебных уставов 1864 года, явилось новым учреждением и по своему содержанию, и по форме. Для населения были открыты юридически консультации появились предпосылки для появления правовой культуры у населения. Были приняты меры, для того чтобы не оставались подсудимые и участвующие в судебных тяжбах граждане, не имеющие средств для оплаты адвокатского гонорара. Адвокатами становились люди образованные, носившие прогрессивные идеи преобразования российского государства. К концу восьмидесятых годов прошлого века и Судебных уставов были исключены многие демократические институты, изменено судопроизводство по государственным преступлениям, резко сокращен круг дел, подлежащих рассмотрению судом присяж­ных.

Первый «Закон об адвокатуре в СССР» был принят Верховным  Сове­те СССР 30 ноября 1979 года впервые  было установлено правило, действующее  иными, о порядке создания добровольных объединений лиц, занимающихся адвокатской деятельности, в нем окончательно утверждался принцип обязательного высшего юридического образования для членов коллегии адвокатов, устанавливались сроки установки для претендентов, не имеющих практического опыта расширялось поле деятельности адвокатов.

Проанализировав историю  становления советской адвокатуры, а именно государственная ангажированность, малочисленность коллегий невысокий профессиональный уровень, робость в отстаивании интересов доверителя и подзащитного, ограничение поле деятельности адвокатов которое соответствовало приниженному положению судебных учреждений, узости их юрисдикционных полномочий, а также урезанной гласности. Закон об адвокатуре был необходим.

Пока новый закон об адвокатуре Российской Федерации оставался  в проектах (на начало 2001 года) действовало  Положение об адвокатуре РСФСР 1980 года права адвоката и его правозащитные возможности расширялись в связи с формированием в стране судебной власти. Расширение судебной юрисдикции, осуществляемая правовой реформой относительный рост правовой культуры в обществе и укрепление правового статуса гражданина создает реальные условия эффективной защиты интересов личности с участием адвоката.

Информация о работе История адвакотуры