История адвакотуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов и организаций, так как обеспечение граждан в юридической квалифицированной помощи в наши дни считается важным конституционным положением, которому посвящены статья 48 Конституции России и многие другие нормативные предписания, призванные гарантировать гражданам защиту их прав и свобод.

Вложенные файлы: 1 файл

История адвокатуры.docx

— 99.83 Кб (Скачать файл)

Свидетельства частных поверенных облагались особым сбором в размере 40 руб. в год, если они выдавались съездом, и 75 руб., когда их выдавал  окружной суд или палата.

Дисциплинарную ответственность  частные поверенные несли перед  теми судами, при которых они состояли. Суды налагали дисциплинарные взыскания  либо по своей инициативе, либо по предложению  прокуратуры. Дисциплинарная ответственность  была та же, что и у присяжных  поверенных: предостережение, выговор, запрещение практики и исключение из числа поверенных.

На постановление судов  о не допуске к профессии частных поверенных и о наложении двух самых тяжелых наказаний - запрещение практики и исключение из числа поверенных - могла быть подана апелляция в суды высшей инстанции. Независимо от вида дисциплинарных взысканий, министру юстиции было предоставлено право отстранять от ходатайства по судебным делам лиц, которых он признает недостойными звания поверенного.

Вводя институт частных поверенных из-за недостатка присяжных, законодатели имели в виду ведение ими только гражданских дел. Но частные поверенные, пользуясь предоставленным им ст. 565 Устава Уголовного судопроизводства правом, очень быстро сориентировались в ситуации и стали активно  вести уголовные дела. Качество их работы значительно уступало качеству профессиональных присяжных поверенных, что неудивительно, ибо требования, предъявляемые законом к частным поверенным, были заниженными. Частный поверенный мог стать всякий грамотный, совершеннолетний и не учащийся, не отлученный от церкви и не исключенный со службы, из своего сословного общества или из ходатаев по чужим делам, а также не лишенный по суду всех прав состояния за деяния, влекущие такое лишение прав. Частные поверенные не были объединены в какую-либо организацию, в которой могли бы повышать свой профессиональный уровень и где бы хранились и приумножались традиции профессиональной защиты.

Процессуальными противниками их были опытные и юридически образованные прокуроры. При такой защите, в  условиях равенства сторон, страдали не только сами подсудимые, но и правосудие в целом.

Следует отметить, что с 1890 года стала развиваться коллективная форма работы в виде юридических  консультаций.

3 марта 1890 года был  принят закон, ограничивающий  допуск в адвокатуру евреев. Принятие  дискриминирующего евреев закона  было тем редким случаем, когда  присяжные поверенные не выступили  с коллективным протестом против  введенного сверху ограничения  их полномочий.

Судебная реформа одной  из первых была подвергнута коренному  пересмотру. К концу 80-х гг. XIX в. из Судебных уставов 1864 г. были исключены  многие демократические институты, изменено судопроизводство по государственным  преступлениям, сокращен круг дел, подлежащих рассмотрению судом присяжных. Устройство адвокатуры также претерпело большие  изменения и ограничения со стороны  властей. Так, например, было приостановлено образование новых советов присяжных  поверенных и их отделений, установлен строгий контроль за существующими. Была предпринята попытка подчинить адвокатов непосредственно надзору Министерства юстиции, что фактически лишило бы их независимости. Инициатива адвокатов, шедшая вразрез с официальной линией правительства, неизменно пресекалась.

 

3.2 Упразднение традиционной российской адвокатуры Декретом о суде  №1  от 22 ноября 1917 г. Создание советской адвокатуры. Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 года

Февральская революция породила надежду на демократизацию российского  общества и адвокатуры.  Подкомитет по законопроектам готовил новый  закон об адвокатуре в России. Временное  правительство разрешило женщинам заниматься адвокатской практикой, и это было прогрессивным явлением. Трудно сказать, какой бы стала в конце концов русская адвокатура в результате преобразований Временного правительства, но период его деятельности был весьма кратким, а Великая октябрьская социалистическая революция 1917 г. и последовавшая за ней диктатура пролетариата привели к уничтожению так называемой «буржуазной» адвокатуры и ее лучших традиций.

Многие адвокаты были уничтожены физически как представители  враждебного пролетариату класса, другие оказались в концлагерях, третьи - оставшиеся на свободе - лишены права выступать в судах, и лишь немногим удалось эмигрировать за границу. Численность адвокатов в России сократилось с 13 тыс. (в 1917 г.) до 650 человек (в 1921 г.).

Декретом о суде от 22 ноября 1917 г. N 1 социалистическая революция  упразднила все судебные учреждения российского буржуазного государства, а наряду с ними - присяжную и  частную адвокатуру. Этим же Декретом были созданы советские суды. В  качестве защитников и обвинителей  допускались все неопороченные  лица обоего пола, пользующиеся гражданскими правами. Вопрос о судебной защите решался именно таким образом, специальной организации защиты создано не было.

В том же году 19 декабря была издана инструкция «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». В соответствии с ней Народный комиссариат юстиции образовал при революционных трибуналах коллегии правозащитников, которые действовали наряду с общегражданскими обвинителями и защитниками. В такие коллегии могли вступать любые лица, желающие «помочь революционному правосудию» и представившие рекомендацию от Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Первые российские суды решали дела, руководствуясь революционной  совестью и пролетарским сознанием.

Государство массово привлекало трудящихся к работе в суде. Те из них, кто участвовал в судах в  качестве защитников, никакой юридической  помощи, по сути, не оказывали, и заменить адвокатов, конечно же, не могли. Обвиняемые редко обращались к помощи защитников из упомянутых коллегий правозаступников, ибо эти коллегии по существу были коллегиями обвинителей. Граждане прибегали в основном к помощи бывших адвокатов.

Судебное следствие в  революционных трибуналах должно было производиться с участием обвинения  и защиты. В качестве защитника  обвиняемый мог либо сам пригласить любое лицо (не обязательно из коллегии правозаступников), пользующееся политическими  правами, либо просить об этом трибунал, который предоставлял ему такового из коллегии правозаступников. Более  того, обвиняемый мог воспользоваться  защитником и из числа лиц, присутствующих в зале суда.

Члены коллегии правозаступников выступали лишь по наиболее сложным  уголовным делам, подсудным трибунала. Всю иную юридическую помощь (досудебная подготовка, сбор доказательств по делу, составление необходимых процессуальных документов и т.п.) гражданам оказывали бывшие присяжные поверенные, присяжные юрисконсульты и другие лица, нелегально занимавшиеся адвокатской практикой.

Со временем пролетарскому  государству потребовалась новая  форма организации защиты, и такая  форма была введена 7 марта 1918 г. Декретом о суде N 2: «При Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов учреждается коллегия лиц, посвятивших себя правозаступничеству, как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты. В эти коллегии поступают лица, выбранные Советами рабочих, крестьянских депутатов. Только эти лица имеют право выступать в суде за плату».

Правозаступничество объявлялось  общественной функцией, т.е. должно было защищать интересы трудового народа.

Все эти вопросы были освещены в Положении о коллегии правозаступников, изданном Советом депутатов трудящихся на основании названного Декрета.

Но уровень правовой культуры в судах по-прежнему был низок, защитники попали в зависимость  от местных властей, которая усилилась  после принятия Декрета ВЦИК от 30 ноября 1918 г., утвердившего Положение  о народном суде РСФСР.

Безоговорочно признавалось сохранение коллегий правозаступников, которые теперь стали именоваться  коллегиями защитников, обвинителей  и представителей сторон в гражданском процессе. «Для содействия суду в деле наиболее полного освоения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе, при уездных исполнительных комитетах советов рабочих и крестьянских депутатов и при губернских исполнительных комитетах советов рабочих и крестьянских депутатов учреждаются коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе» (ст. 40).

Члены коллегии защитников фактически признавались должностными лицами и получали содержание в размере  оклада, устанавливаемого для народных судей по смете Народного комиссариата юстиции (ст. 42 Положения). Кроме членов коллегии, защитником и представителем сторон в суде могли быть близкие  родственники тяжущихся (родители, дети, супруги, братья, сестры) и юрисконсульты  советских учреждений по уполномочию  их руководящих органов.

Обязательным участие  защитника в уголовном процессе было тогда, когда дело по его обвинению  рассматривал народный суд с участием шести народных заседателей, т.е. по делам об убийстве, разбое, изнасиловании, спекуляции, а также во всех случаях когда по делу выступал обвинитель.  Декрет о суде N 1, принятый 22 ноября 1917 г., упразднил адвокатуру. Однако адвокаты на местах отказались признавать ликвидацию и продолжали какое-то время работать на началах, установленных для сословий присяжных поверенных и их помощников Судебными уставами 1864 г. По Декрету о суде впредь до преобразования всего порядка судопроизводства к выполнению функции защиты в уголовных делах и представительства в гражданских допускались «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами» (ст. 3). Однако в Декрете не определялась конкретная форма судебной защиты. Поиски наиболее приемлемой для нового советского суда формы продолжались в течение первых пяти лет советской власти.

Инструкция Народного  комиссариата юстиции революционного трибунала от 19 декабря 1917 г. предусматривала  организацию при революционных трибуналах «универсальных» коллегий правозаступников, члены которых могли выступать в судебном процессе как обвинителями, так и защитниками. Функцию защиты могли выполнять лица, приглашенные самими обвиняемыми из числа граждан, пользующихся политическими правами.

Декрет о суде N 2 от 7 марта 1918 г., допуская участие в судебных прениях одного защитника из присутствовавших на заседании граждан, возложил основную задачу защиты на коллегии правозаступников. По Декрету вступление в коллегию по-прежнему не ограничивалось никакими цензами, однако Советы рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов  не только избирали членов коллегии, но и имели право их отвода, что  позволяло не допускать к защите лиц, враждебно настроенных по отношению  к советской власти. Кроме обвинителя и защитника из состава членов коллегии правозаступников Декрет разрешил участвовать в судебных прениях  одному обвинителю и одному защитнику  из зала суда.

В соответствии с принятым ВЦИК Положением о народном суде от 30  ноября 1918 г. для содействия суду в деле наиболее полного освещения  всех обстоятельств, касающихся обвиняемого  или интересов сторон, участвующих  в гражданском процессе, при исполнительных уездных и губернских комитетах  Советов рабочих и крестьянских депутатов были учреждены коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Их члены избирались исполкомами на общих со всеми должностными лицами Советской республики основаниях и получали содержание по смете Наркомата юстиции РСФСР. Эти коллегии сыграли свою роль в усилении правовых гарантий советского правосудия, но в них по-прежнему было велико количество представителей буржуазной адвокатуры, даже несмотря на жесткий отбор кандидатов, проходивший под наблюдением отделов юстиции губернских исполкомов. Именно поэтому III Всероссийский съезд деятелей советской юстиции (июнь 1920 г.), подвергнув коллегии резкой критике, счел нужным ликвидировать их и постановил организовать судебную защиту в порядке трудовой повинности. Это решение нашло выражение в принятом ВЦИК 21 октября 1920 г. новом Положении о народном суде.

После гражданской войны, когда жизнь в Стране Советов  стала налаживаться, возникла объективная  необходимость вернуться к кодифицированной форме законодательства. Работа в  этом направлении поставила на повестку дня вопрос о восстановлении основных институтов юстиции - адвокатуры и прокуратуры. Эти процессы шли практически  параллельно - после воссоздания  прокуратуры в составе Верховного суда фактически была восстановлена  и адвокатура.

Днем рождения советской  профессиональной адвокатуры принято  считать 26 мая 1922 г., когда решением III сессии ВЦИК IX созыва было утверждено первое Положение об адвокатуре. Коллегии защитников создавались при губернских отделах юстиции. Общим собранием  защитников избирался Президиум, который  ведал приемом и отчислением  адвокатов, наложением дисциплинарных взысканий, решением финансовых и административных вопросов.

 С этого времени  начался рост численности коллегий  адвокатов, создания сети юридических  консультаций. Частнопрактикующие  адвокаты были объявлены вне  закона.

Возрождение коллегий защитников проходило сначала при губернских отделах юстиции, а потом и  при губернских судах. Их независимость  и автономия выражались в том, что только первый состав коллегии утверждался президиумом исполнительного  губернского комитета по представлению  отдела юстиции, а дальнейший прием  в члены производился уже самой  коллегией, но с доведением до сведения губернского исполкома, которому было предоставлено право отвода вновь  принимаемых. Органом управления коллегии являлся президиум, избиравшийся общим  собранием ее членов. Он принимал в  коллегию и имел право налагать дисциплинарные взыскания, осуществлял наблюдение за исполнением защитниками своих обязанностей, назначал бесплатную защиту, распоряжался денежными фондами, организовывал юридические консультации для юридического обслуживания населения. Коллегия защитников считалась общественной организацией, а потому в ее состав не могли входить лица, работавшие в государственных учреждениях и на предприятиях, за исключением занимавших выборные должности, а также профессора и преподаватели высших учебных заведений. Труд защитников оплачивался по соглашению с клиентом, однако при обращении за помощью рабочих и служащих плата взималась по таксе, утвержденной Наркоматом юстиции РСФСР; лицам, признанным судом неимущими, юридическая помощь оказывалась бесплатно.

Через год Положение о  коллегии защитников постановлением ВЦИК от 7 июня 1923 г. было включено в Положение  о судоустройстве в качестве отдельной  главы.

Информация о работе История адвакотуры