Институт условно-досрочного освобождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Установление в законе и реализация на практике оснований для освобождения от отбывания наказания составляют одну из принципиальных проблем уголовной политики, поскольку дифференциация уголовной ответственности предполагает не только усиление кары по мере увеличения общественной опасности или рецидива преступлений, но и смягчение или полное освобождение от нее в зависимости от достижения целей наказания.
Действующее уголовное законодательство сочетает в себе жесткость наказания в отношении лиц, обладающих повышенной общественной опасностью, совершивших преступные деяния, и в то же время регламентирует разнообразные меры смягчения ответственности и освобождения от дальнейшего отбывания наказания осужденных, когда их исправление достигается до истечения установленного приговором суда срока уголовного наказания.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом УИП.docx

— 126.01 Кб (Скачать файл)

Для повышения эффективности контроля персонала ИУ органами прокуратуры и соблюдения прав и законных интересов осужденных считаем необходимым также:

для реального участия администрации ИУ в УДО осужденных к лишению свободы целесообразно ч. 2 ст. 175 УИК РФ представить в следующей редакции: «Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства об УДО рассматривает данный вопрос на административной комиссии ИУ и направляет в суд указанное ходатайство вместе с решением административной комиссии и характеристикой на осужденного. В представлении, справке о поощрениях и взысканиях, характеристике на осужденного указывается его отношение к совершенному преступлению, а также заключение администрации о целесообразности применения УДО. Данное представление согласовывается с органами прокуратуры. Суд может принять решение об УДО осужденного только при отсутствии у него взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания, наложенного правами начальника ИУ в течение предыдущего года».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Осуществленный в работе ретроспективный анализ возникновения и развития института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в России, определение его понятия, раскрытие вопросов правовой природы, оснований и условий применения рассматриваемого вида досрочного освобождения, с позиции теории и правоприменительной практики, позволили нам выявить ряд существующих проблем и наметить пути для их реализации.

Так, в ходе исследования обоснованы следующие выводы;

1. Институт условно-досрочного  освобождения от отбывания наказания  имеет сложную юридическую структуру, лишен правовой самостоятельности. Ему свойственна противоречивость  норм.

Отсутствие единства во взглядах на его правовую природу, а также некоторые пробелы и недостатки в правовом регулировании и применении рассматриваемого института предопределили необходимость выработки его собственного определения.

На наш взгляд, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания - межотраслевой институт, регламентирующий основания, условия и порядок освобождения от отбывания наказания ввиду досрочной реализации целей уголовного наказания под угрозой исполнения не отбытой части наказания при несоблюдении условий освобождения.

2. В процессе исследования  нашло подтверждение, что материальное  основание условно-досрочного освобождения  отражает степень исправления  осужденного.

Нам представляется неверным, что формулировка «лицо... подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания» может означать фактическое исправление осужденного. Скорее содержание рассматриваемой нормы может лишь свидетельствовать о том, что процесс исправления достиг такой своей стадии, когда для его завершения на осужденного может быть прекращено воздействие основных средств, свойственных для достижения целей уголовного наказания, и достаточно лишь контроля, осуществляемого уполномоченным на то государственным органом. Следовательно, условно-досрочному освобождению предшествует убежденность суда в том, что осужденный достиг определенной степени исправления, но полного «фактического» исправления не наступило.

В данной связи, учитывая действующую формулировку, а также, исходя из значения слова «нуждаться», возможно, следовало бы закрепить в уголовном законе следующую трактовку ч. 1 ст. 79 УК РФ:

«Лицо, отбывающее наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что цель исправления в отношении него достигнута. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания».

3. Законодательная формулировка  материального основания условно-досрочного  освобождения неопределенна, противоречива  и создает трудности для правоприменительной  и судебной деятельности. В ней  отсутствуют какие - либо показатели, на основе которых можно было  бы сделать вывод о том, что  для дальнейшего исправления  осужденного нет необходимости  в продолжение отбывания назначенного  судом наказания.

Очевидно, существуют объективные данные становления личности на путь исправления, а также значительного уменьшения ее общественной опасности. Именно они определяют решение суда в пользу применения рассматриваемого института. В соответствии с вышеизложенным предлагаем закрепить в уголовном законе требования к поведению осужденного в период отбывания наказания и изменить ч. 3 ст. 79 УК РФ, изложив ее в следующей редакции:

«Осужденный освобождается условно-досрочно только при отсутствии не снятых и не погашенных дисциплинарных взысканий за нарушения режима отбывания наказания и трудовой дисциплины, примерном поведении и добросовестном отношении к возложенным на него в период отбывания наказания обязанностям, после фактического отбытия...».

4. Ч. 7 ст. 79 УК РФ устанавливает  предписания, регламентирующие условность  досрочного освобождения осужденных, которые предусматривают право  суда возвратиться к вопросу  об исполнении не отбытой части  наказания.

Из указанного предписания вытекает, что не всякое, в том числе и грубейшее нарушение общественного порядка условно-досрочно освобождённым, а лишь то, которое повлекло за собой применение к нему мер административного воздействия, является основанием для возможного (отнюдь не обязательного) решения суда об отмене УДО. В данной ситуации мы имеем дело с так называемой административной преюдицией, в соответствии с которой уголовно-правовое решение проблемы возможно только тогда, когда имеет место предшествующее воздействие административного характера.

Так, по смыслу закона совершение условно-досрочно освобожденным мелкого хищения не является основанием для принятия решения об исполнении не отбытой части наказания, если при этом указанное лицо выполняет остальные условия досрочного освобождения. В то же время, мелкое хулиганство образует основание для отмены условно-досрочного освобождения. Представляется, что такое положение вряд ли соответствует общим принципам и задачам УК. Не только административно-наказуемое нарушение общественного порядка, но совершение других административных проступков должно учитываться при отмене условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. При этом суд должен учитывать характер и степень общественной вредности административно-правового деликта.

На основании изложенного, нам представляется, что более действенно рассматриваемая норма будет способствовать ресоциализации осужденного, в период его «испытания свободой», если законодатель в п. «а» ч. 7 ст. 79 УК РФ изменит редакцию, заменив словосочетание «нарушение общественного порядка» словом «правонарушение».

5. Одной из проблем, заслуживающей  более пристального внимания, является, на наш взгляд, отсутствие в  законе конкретного специализированного  государственного органа, осуществляющего  контроль за соблюдением возложенных  на условно-досрочно освобожденных обязанностей.

В соответствии с этим, нами предлагается создание специализированной службы ресоциализации, представители которой на профессиональном уровне занимались бы только специальным кругом вопросов, направленных на закрепление положительных навыков поведения и успешную адаптацию в обществе. При этом вся сфера деятельности, связанная с пенитенциарным контролем и адаптацией, по сути, охватывалась бы единым координирующим государственным органом, наделенным широким перечнем полномочий по работе с обозначенной категорией лиц, с момента их вступления в правоотношения с государством до момента их прекращения.

Для повышения эффективности контроля персонала ИУ органами прокуратуры и соблюдения прав и законных интересов осужденных необходимо:

- ч. 1 ст. 399 УПК РФ «Порядок  разрешения вопросов, связанных  с исполнением приговора» после  слова «судом» дополнить «с  участием прокурора», а п. 5 ч. 1 после  слова «наказание» дополнить  «с согласия прокурора» и изложить  в следующей редакции: «По ходатайству осужденного и представлению учреждения или органа учреждения или органа, исполняющего наказание, с согласия прокурора во всех остальных случаях»;

- в ч. 4 ст. 399 УПК РФ заменить  слово «адвокат» на слово «защитник»  и изложить в следующей редакции: «Осужденный может осуществлять  свои права с помощью защитника»;

- ч. 6 ст. 399 УПК РФ - исключить;

- ст. 34 «Обязательность исполнения  постановлений и требований прокурора»  Федерального закона РФ «О  прокуратуре Российской Федерации»  после слова «прокурора» дополнить  словами «в установленной форме»  и изложить в следующей редакции: «Постановления и требования прокурора в установленной форме относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, находящихся на свободе в порядке условно-досрочного освобождения и условно осужденных к лишению свободы, либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, а также органами, исполняющими приговоры и решения судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы»;

- ст. 44 УК РФ «Виды наказания»  дополнить следующими пунктами:

о) условное осуждение;

н) условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и надзор.

- ст. 73 «Условное осуждение»  и 79 «Условно-досрочное освобождение  от отбывания наказания» УК  РФ перенести соответственно  из гл. 10 «Назначение наказания»  и гл. 12 «Освобождение от наказания»  в гл. 9 «Понятие и цели наказания. Виды наказаний».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон : [принят Гос. Думой 08 января 1997 г.] //  Собрание законодательства РФ - 1997. - № 1.
  2. Баранов, О.И. Проблемы социальной работы в современной России / О.И. Баранов. – СПб. : Нива, 2010. – 587 с.
  3. Бурдова, Т.А. Технологии социальной работы с отдельными категориями граждан / Т.А. Бурдова. – М. : АСТ, 2008. – 619 с.
  4. Бязь, Н.А. Проблемы адаптации осужденных / Н.А. Бязь. – Новосибирск, 2008. – 601 с.
  5. Варанова, М.А. Проблема правого статуса осужденных / М.А. Варанова // Правоведение. – 2009. - №4. – С. 6-8.
  6. Голованова, Т.А. Проблемы адаптации личности / Т.А. Голованова. – СПб. : Питер, 2009. – 314 с.
  7. Гусева, А.А. Жизнь после «отсидки» / А.А. Гусева. – М. : НЕОН, 2008. – 199 с.
  8. Малахова, С.И. Социальная работа / С.И. Малахова. – СПб. : Астрель, 2009. – 673 с.
  9. Милехина, А.В. Проблемы социальной работы с осужденными / А.В. Милехина. – Великий Новгород, 2009. – 287 с.
  10. Назаренко, Т.В. Адаптационные проблемы осужденных / Т.В. Назаренко. – Тверь, 2009. – 347 с.
  11. Низамова, С.Н. Социальная работа / С.Н. Низамова. – СПб. : Питер, 2009. – 610 с.
  12. Нутриков, М.А. Социальная работа : учебник / М.А. Нутриков. – СПб. : Астрель, 2010. – 458 с.
  13. Петрова, Т.Н. Технологии социальной работы / Т.Н. Петрова. – М. : Владос, 2009. – 512 с.
  14. Путренков, О.Т. Адаптационные проблемы осужденных / О.Т. Путренков. – Н.Новгород, 2008. – 201 с.
  15. Пяльцева, М.И. Педагогическая работа с осужденными / М.И. Пяльцева. – Тверь, 2009. – 190 с.
  16. Романенко, А.В. Проблемы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и пути их решения / А.В. Романенко. – М. : ЭКСМО, 2008. – 340 с.
  17. Рязанов, П.Е. Технологии социальной  работы : учебное пособие / П.Е. Рязанов. – М. : МЮИ, 2008. – 416 с.
  18. Самохина, Т.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации / Т.И. Самохина. – М. : Проспект, 2008. – 412 с.
  19. Симонов, Л.А. Социальная работа с отдельными категориями граждан / Л.А. Симонов. – СПб. : Нива, 2008. – 393 с.
  20. Сурмилова, И.Е. Основы социальной работы / И.Е. Сурмилова. – СПб. : Питер, 2008. – 290 с.
  21. Тарасенко, Н.Л. Уголовно-исполнительная система в России : прошлое, настоящее и будущее / Н.Л. Тарасенко. – Тверь, 2009. – 320 с.
  22. Уголовно-исполнительное право РФ / под ред. К.И. Соколова. – СПб. : Проспект, 2009. – 389 с.
  23. Филатова, Т.Е. Уголовно-исполнительная система России : прошлое, настоящее и вероятное будущее / Т.Е. Филатова. – М. : ЭКСМО, 2009. – 402 с.
  24. Яковлев, А.С. Технологии социальной работы / А.С. Яковлев. – СПб. : Питер, 2010. – 500 с.
  25. Яровой, Л.В. Социальная работа / Л.В. Яровой. – М. : Знание, 2009. – 354 с.
  26. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Учебник для высшей школы. Курс лекций. 3-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2005.
  27. Баранов Ю.В. Актуальные проблемы ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы // Вестник юридического факультета: Сб. науч. тр. / Филиал СаГА в г. Тольятти. Самара: Самар. гуманит. акад., 2005. Вып. 4.
  28. Вырастайкин В. Условно-досрочное освобождение только для достойных // Российская юстиция. 2003. № 8.
  29. Кукушкин П., Курченко В. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания // Законность. 2006. № 6.
  30. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2. Учение о наказании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 2002.
  31. Российское уголовное право. В 2 т. Т. I. Общая часть / Под ред. проф. А.И. Рарога. М., 2009.
  32. Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. 2-е изд., испр. и доп. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.
  33. Сборник Постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. М., 2000.
  34. Сверчков В. Пределы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Российская юстиция. 2002. № 10.
  35. Скаков А.Б. Прогрессивная система исполнения лишения свободы и ее отражение в новом законодательстве Республики Казахстан. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Рязань, 2004.
  36. Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) // PRI. Альтернативы тюремного заключения. Информационный пакет. 1998. № 2.
  37. Ткачевский Ю.М. Замена уголовного наказания в процессе исполнения. М., 1982.
  38. Трахов А. Коллизия «неоднократности» и «рецидива» в новом УК РФ // Российская юстиция. 1999. № 4.
  39. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века. Учебник для вузов / Под ред. А.И. Зубкова. М., 2009.
  40. Уголовно-исполнительное право России: Учебное пособие / Под ред. О.Г. Перминова. М.: Юрид. лит., 2009.
  41. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 2009.
  42. Уголовный кодекс Австрии / Пер. с нем. М.: ИКД «Зерцало-М», 2001.
  43. Уголовный кодекс Голландии / Науч. ред. докт. юрид. наук Б.В. Волженкина; пер. с англ. И.В. Мироновой. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2000.
  44. Уголовный кодекс Испании / Под ред. и с предисл. докт. юрид. наук, проф. Н.Д. Кузнецовой и докт. юрид. наук, проф. Ф.М. Решетникова. М.: Издательство «Зерцало», 1998.
  45. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А.И. Коробеева; пер. с китайского Д.В. Вичикова. СПб.: Издательство «Юридический Центр Пресс», 2001.
  46. Уголовный кодекс Республики Польша / Пер. с польск. Д.А. Барилович и др.; Адапт. пер. и науч. ред. Э.А. Саркисова, А.И. Лукашов; Под общ. ред. Н.Ф. Кузнецовой. Мн.: Тесей, 1998.
  47. Уголовный кодекс ФРГ / Пер. с нем. М.: Издательство «Зерцало», 2000.
  48. Уголовный кодекс Швейцарии / Пер. с нем. М.: Издательство «Зерцало», 2000.
  49. Улицкий С. Условно-досрочное освобождение от наказания // «Законность», № 3, 2003.
  50. Южанин В.Е. Процесс ресоциализации и его обеспечение в уголовном судопроизводстве. Рязань: Ин-т права и экономики МВД России, 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон : [принят Гос. Думой 08 января 1997 г.] //  Собрание законодательства РФ - 1997. - № 1.

 

3 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Учебник для высшей школы. Курс лекций. 3-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2005. С. 245.

4 Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (с изменениями от 3 мая 2003).

5 Сверчков В.В. Пределы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Российская юстиция. 2002. № 10. С. 49 - 51.

6 См. приложение № 1-3

7 Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) // PRI. Альтернативы тюремного заключения. Информационный пакет. 1998. № 2. С. 181.

8 Уголовно-исполнительное право России: Учебное пособие / Под ред. О.Г. Перминова. М.: Юрид. лит., 2009. С. 42.

9 Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. С. 1.

10 Перминов О.Г. Указ. соч. С. 42.

11 Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А.И. Коробеева; пер. с китайского Д.В. Вичикова. СПб.: Издательство «Юридический Центр Пресс», 2001. С. 28 - 29.

12 Там же. С. 44 - 47, 49 - 52.

13 Уголовный кодекс Республики Польша / Пер. с польск. Д.А. Барилович и др.; Адапт. пер. и науч. ред. Э.А. Саркисова, А.И. Лукашов; Под общ. ред. Н.Ф. Кузнецовой. Мн.: Тесей, 1998. С. 29, 32, 33.

14 Уголовный кодекс Испании / Под ред. и с предисл. докт. юрид. наук, проф. Н.Д. Кузнецовой и докт. юрид. наук, проф. Ф.М. Решетникова. М.: Издательство «Зерцало», 1998. С. 33 - 39.

15 Уголовный кодекс Голландии / Науч. ред. докт. юрид. наук Б.В. Волженкина; пер. с англ. И.В. Мироновой. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2000. С. 40, 48 - 52.

16 Уголовный кодекс Австрии / Пер. с нем. М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. С. 27 - 34.

17 Уголовный кодекс Швейцарии / Пер. с нем. М.: Издательство «Зерцало», 2000. С. 13 - 18.

18 Уголовный кодекс ФРГ / Пер. с нем. М.: Издательство «Зерцало», 2000. С. 28 - 34.

19 Скаков А.Б. Прогрессивная система исполнения лишения свободы и ее отражение в новом законодательстве Республики Казахстан. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Рязань, 2004. С. 31.


Информация о работе Институт условно-досрочного освобождения