Доказывание по делам о дорожно-транспортных происшествиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Основная цель данного исследования состоит в том, чтобы, учитывая современные потребности практики расследования дорожно-транспортных преступлений, на основе ее всестороннего анализа, с привлечением теоретических положений правовой науки разработать конкретные тактические и методические рекомендации, которые в своей совокупности способствовали бы повышению эффективности процесса доказывания по данной категории дел.
Указанная цель исследования определила постановку и решение взаимообусловленных задач:
провести анализ правовых аспектов и следственных действий по сбору доказательств по делам о дорожно-транспортных происшествиях;
раскрыть ряд вопросов, связанных с производством экспертиз, которые являются весьма актуальными при расследовании дорожно-транспортных происшествий;
определить уголовно-правовые основания доказывания;
выявить основные закономерности расследования уголовных дел указанной категории;

Содержание

Введение …………………………………………………………………..…………..3

Глава I Анализ правовых аспектов и следственных действий по сбору доказательств по делам о дорожно-транспортных происшествиях……….……….............8
1.1 Следственные действия по собиранию доказательств…………………………..8
1.2 Установление непосредственной причинной связи в ДТП…………………….12
1.3 Опознание при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях. (Дело об автомобиле-двойнике)…………………………………..…………………20

Глава II Производство и оценка экспертиз, как доказательства при дорожно-транспортных происшествиях …………………………………………..………….29
2.1 Значение медико-криминалистической экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях………………………………………………..……..29
2.2. Судебная автотехническая экспертиза: ее производство, назначение дополнительной либо повторной экспертизы, ее оценка как доказательства ….....................................................................................................................................47

Заключение …………………………………………………………………………....74

Библиография …………………………………………………………………………77

Приложение ………………………………………………….………………………..81

Вложенные файлы: 1 файл

Доказывание по делам о ДТП переделанная 3.docx

— 167.01 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в протоколе  осмотра места происшествия зафиксировано: «...В левом кювете имеются выбоины  по почве, повреждения в виде сколов на деревьях общей площадью 7,4 м x 4,7 м...». Следовательно, сколы на деревьях (сколько, их размеры, характеристики выбоин на почве и проч. не указаны) свидетельствуют о достаточно сильных ударах боковой левой поверхностью и передней стойкой автомобиля ВАЗ-2107. Следы ДТП на автомобиле и в его салоне зафиксированы в протоколе осмотра транспортного средства. Осмотр проводился вне места происшествия: «Деформировано: капот, крыша, правое, левое передние крылья, дверь передняя правая, передняя левая, задняя левая дверь, бампер передний. Разбито: лобовое стекло переднее, заднее стекло, ветровое стекло левой передней двери, два зеркала заднего вида, декоративная решетка, наличие следов на транспортном средстве: сгустки крови на передней стойке левой стороны, на правом солнцезащитном козырьке, на крыше земля... Размер шин: передние 175 x 70 x 13, задние 195 x 50 x 15... Состояние рулевого управления: рулевая колонка погнута».

При дополнительном осмотре  спустя две недели отмечено: «... Деформирована правая передняя дверь. Деформирован правый порог... На левой стойке имеются наслоения древесины и вещества бурого цвета, которое изъято и надлежащим образом упаковано. На внутренней части передней левой двери наслоение вещества бурого цвета. На обшивке потолка наслоение вещества бурого цвета, обшивка изъята, упакована надлежащим образом». Однако не отмечены следы трас (царапин), их размеры, направление и т.д.

Таким образом, в данном разделе  были приведены существенные данные из имеющихся материалов, которые  не учтены при формировании выводов  комиссионной экспертизы. К ним следует отнести: отсутствие повреждений ветрового стекла правой передней двери; сгустки крови на передней левой стойке; повреждение рулевой колонки (при отсутствии деформации рулевого колеса); наслоения древесины на передней левой стойке кузова; скорость движения и другие дополнительные обстоятельства механизма ДТП.

2. Сведения о телесных повреждениях использованы из основного первичного документа - акта судебно-медицинского исследования трупа Л., при этом они сгруппированы применительно к этапам механизма ДТП: а) съезд в левый кювет и контакт с кустами и деревьями на площади 7,4 x 4,7 м; б) удар передним бампером о рыхлый грунт и подъем автомобиля в вертикальное положение («на попа»); в) переворот вперед на крышу; г) вращение на 180 градусов в направлении против часовой стрелки и скольжение на крыше до полной остановки.

А. «...Начиная от мочки  левого уха по ходу нижней челюсти  с переходом на боковую переднюю поверхность шеи слева рана с относительно ровными острыми краями, с обнажением подкожно-жировой клетчатки 0,8 x 9 см. На подбородке слева с переходом на область нижней челюсти скальпированная рана с расхождением краев 1,5 см длиной 4,5 см, из раны извлекаются фрагменты коры дерева, рана уходит на глубину в области угла нижней челюсти на 1 см... На боковой поверхности шеи слева множественные ссадины полулунной формы с отходящей надкожицей, на фоне ссадины множественные подкожные кровоизлияния фиолетового цвета. Ссадины идут параллельно друг другу на расстоянии 0,4 см. На передней поверхности шеи с переходом на правую боковую поверхность шеи множественные раны с неровными рваными краями... на общей площади 2 x 5,5 см. В проекции левого плечевого сустава два багрово-синюшных кровоподтека неопределенной формы с нечеткими границами, на фоне которых подкожные кровоизлияния... линейной формы параллельно друг другу с косогоризонтальным направлением на расстоянии друг от друга 0,3 см... На передней поверхности грудной клетки в проекции тела грудины циркулярно расположенные голубоватые кровоподтеки, размерами 0,8 x 4 см каждый, на фоне их подкожные фиолетовые кровоизлияния, общая площадь в диаметре 9 см. По ходу левой ключицы линейные ссадины под светлой коркой, параллельные, косогоризонтальные... 0,3 см друг от друга. На животе по средней линии и по левой боковой поверхности множественные линейные ссадины, аналогичные вышеописанным. В мягких тканях шеи кровоизлияния по ходу вышеописанных ран...».

Таким образом, очевидно, что  данные телесные повреждения образовались при скользящем движении: из них  раны на левой стороне лица и шеи  от осколков разбитого левого ветрового  стекла двери (фрагментов левого наружного  зеркала заднего вида) и контакта с деревом и, затем, с левой  передней стойкой. Параллельные ссадины в области повреждений данной группы свидетельствуют о воздействии твердых тупых предметов неопределенной формы в движении. Можно полагать, что циркулярные кровоподтеки в области грудины являются отпечатком центральной части рулевого колеса.

Б, В «...В мягких тканях головы соответственно правой теменно-затылочной области разлитое кровоизлияние темно-красного цвета на уровне подкожно-жировой клетчатки и апоневроза с отеком мягких тканей... Кости свода и основания черепа целы... В мягких тканях шеи по задней поверхности кровоизлияния на уровне второго-третьего шейных позвонков... Сломаны тела второго-третьего шейных позвонков. На передних поверхностях тел позвонков имеются участки выкрашивания и растрескивания компактного и смятия подлежащего губчатого вещества... На боковых поверхностях тел позвонков линии переломов крупнозубчатые, края несопоставимы... Перелом ребер справа по передней подмышечной линии 1 - 5. Переломы ребер однотипны: на наружной поверхности линии переломов поперечные, края ровные, плотно сопоставимые... На внутренней поверхности линии переломов косопоперечные с крупнозазубренными краями и мелкими отщеплениями... По задней подмышечной линии сломаны два-три ребра с аналогичными признаками сжатия на наружных и растяжения на внутренних поверхностях. Перелом ребер слева по околопозвоночной линии с первого по четвертое ребро, переломы однотипны: на наружной (задней) поверхности линии переломов косопоперечные, крупнозубчатые с выкрашиванием, на внутренней поверхности линии переломов поперечные с хорошо сопоставимыми краями. По передней подмышечной линии слева сломано третье ребро... перелом по своему характеру аналогичен вышеописанным... Имеется перелом левой ключицы в средней трети, полный косопоперечный. На передней (наружной) поверхности линия перелома... извилистая, края плотно сопоставимы...».

Таким образом, очевидно, что  данные повреждения образовались в  статическом положении, когда голова и верхняя часть туловища были внезапно прижаты в левый верхний отдел салона автомобиля во время его переворота «на попа» и последующего падения на крышу. От пересгибания головы к туловищу произошел компрессионный перелом тел шейных позвонков, и, соответственно, при упоре на заднюю поверхность плечевого пояса - перелом от сдавления ребер спереди и сзади, что четко прослеживается по линиям переломов (характерных для определения мест воздействия силы)... Учитывая значительную кинетическую энергию удара автомобиля о рыхлый грунт, в салоне грудью была деформирована рулевая колонка кпереди (хотя рулевое колесо осталось целым.). Поэтому отпечаток центра рулевого колеса мог образоваться на первых трех этапах.

Г. В момент вращения автомобиля в положении «на крыше вверх  колесами» в направлении против часовой стрелки трудно определить возникновение характерных телесных повреждений у лиц, находившихся в салоне, да оно и маловероятно. Однозначно можно только утверждать, что под действием центробежной силы тело водителя могло переместиться уже на ровной обшивке потолка в правую часть (место пассажира), о чем свидетельствуют натеки крови в этой области из еще кровоточащих ран (в стадии агонии) и наличие следов крови на одежде гр-на Т.

3. Данные протокола №  115 медицинского освидетельствования  Т. Внешний вид испытуемого: состояние одежды, кожи, наличие повреждений (ранения, ушибы и т.д.) - одежда испачкана кровью, в области левого локтевого сустава ссадина. Других сведений не зафиксировано.

Это описание телесного повреждения  носит общий, групповой характер, не имеет каких-либо идентификационных  и других общепринятых характеристик, оно образовалось от кратковременного скользящего контакта с твердым  тупым предметом (например, о нижнебоковые части водительского сиденья) и  возникло в условиях исследуемого ДТП  при нахождении Т. на разобранном  правом переднем пассажирском сиденье в лежачем положении. При этом, учитывая изложенный выше механизм ДТП, вначале его тело сместилось влево и верхняя часть туловища переместилась за спинку водительского сиденья, что при последующем ударе и перевороте автомобиля на крышу значительно смягчило возможность получения травм. Если бы Т. находился за рулем, то не смог бы избежать значительных травматических повреждений от осколков стекол, рулевого колеса и других частей водительского места.

4. Детальное изучение  и анализ представленных материалов, сопоставление с позиций теории  криминалистической идентификации  общих, групповых и идентификационных признаков однозначно свидетельствуют о том, что имеются все достаточные основания для вывода в категорической положительной форме, т.е. в момент совершения ДТП за рулем автомобиля ВАЗ-2107 находилась Л.

Следовательно, для полноценного всестороннего изучения аналогичных  материалов необходимо проводить не комиссионную, а комплексную медико-автотехническую экспертизу с привлечением соответствующих специалистов.

После выступления в суде стало известно, что обвинение  Т. в качестве водителя снято, но ему назначили наказание в виде одного года лишения свободы условно и лишили водительских прав на два года.

Особую сложность вызывают сходные по фабуле случаи из-за «потери» объективной информации по самым  различным причинам.

Еще один случай исследован нами совсем недавно. Обстоятельства дела: молодой человек впервые заимел автомобиль - ВАЗ-21150, по очереди катал  друзей и знакомых. Примерно в 2 часа ночи на пятом километре автодороги г. Курчатов - с. Мосолово произошло опрокидывание автомобиля ВАЗ-21150, в котором кроме водителя В. находилась Н., которая погибла сразу. Водитель потерял сознание, в больнице трое суток находился в коме, затем постепенно восстановился и спустя три месяца даже стал полностью трудоспособен.

Процесс расследования затянулся, когда вдруг через пять месяцев  после катастрофы возникла версия, что за рулем находилась Н.

По данному уголовному делу было проведено несколько автотехнических и судебно-медицинских экспертиз, в результате которых не выявлено каких-либо признаков для идентификации травмирующих предметов, установления механизма образования телесных повреждений и отказа в объективном решении основного вопроса, кто же управлял автомобилем. Однако родственники утверждают, что она никогда не интересовалась и не умела водить автомобиль, были и свидетели, которые видели, как она садилась на переднее пассажирское сиденье. Следствие было обязано проверить и эту версию.

По поручению адвоката были изучены: акт № 173 судебно-медицинского исследования трупа и подготовленное на его основе заключение судебно-медицинского эксперта № 173/1 (тем же экспертом); заключение эксперта от 30 ноября 2007 года № 768 по определению  тяжести вреда здоровью у В. (по истории болезни, без личного  освидетельствования); заключение комиссионной СМЭ от 8 сентября 2008 года № 063; два заключения автотехнической экспертизы, протоколы осмотра места происшествия (основной и дополнительный) со схемами и фотоснимками; протоколы осмотра транспорта - автомобиля ВАЗ-21150 с фотоснимками.

В протоколах осмотра места  происшествия, осмотра транспортных средств, в выводах заключений эксперта-автотехника по изучению автомобиля ВАЗ-21150 и его следов представлен механизм ДТП:

1.перед съездом в кювет  автомобиль... двигался по дороге  с твердым покрытием по своей полосе движения в сторону с. Мосолово с большой скоростью (в протоколе осмотра транспортного средства на месте происшествия зафиксировано показание остановившегося спидометра - 100 км/час). Внезапно изменив направление своего движения в сторону правого кювета, автомобиль съехал в него и ударился левым передним углом в земляной выступ. Зафиксированы следы скольжения (торможения) на дороге - оставленные левыми колесами 46,3 м и правыми - 3,7 м;

2.при исследовании технического  состояния автомобиля оно признано  исправным до аварии, после которой зафиксированы механические повреждения: вырвана и смещена кзади левая передняя стойка, разгерметизирована шина левого переднего колеса, деформирован левый рычаг задней подвески;

3.в салоне автомобиля  деформировано рулевое колесо - в  виде излома обода в направлении  центра колеса, накладки рулевой  колонки сорваны, рулевой вал  смещен вперед и прижат к  панели приборов. На панели приборов  слева механические повреждения деталей электрооборудования. Спинки передних сидений наклонены влево в результате деформации их каркаса;

4.автомобиль ВАЗ-21150 имеет  механические повреждения, характерные  для опрокидывания - переднее  левое крыло деформировано по  всей поверхности, при этом  в задней части более глубокая  вертикальная вмятина. Левая часть  переднего бампера деформирована в виде подворота вовнутрь. Левая передняя дверь деформирована, опускное стекло разбито, рамка двери деформирована;

5.установлено наличие  дугообразных следов скольжения  на проезжей части, уходящих  на правую обочину и далее  в кювет. Последовательно отмечены: стесанный верхний угол оврага, рядом с этим местом осколки стекол и пластмассы, спойлер автомобиля, осыпь осколков лобового стекла, рядом тело Н., и далее прослежен весь путь перемещавшегося автомобиля, который лежал на дне оврага в положении «на крыше». После первого удара о выступ автомобиля он не опрокинулся под уклон, что указывает на его высокую скорость, т.е., обладая после удара большим запасом кинетической энергии, начал разворачиваться задней частью влево, продолжая движение, стал заваливаться и упал на левый бок. Далее автомобиль продолжает как разворот по часовой стрелке, так и опрокидывание, падает на левую сторону, где от удара было выбито левое ветровое стекло и помята рамка левой открытой двери. Далее автомобиль перемещался к конечному положению путем перекатывания через боковины (опрокидывание) с завершением движения в положении "на крыше". Содержание п. 1 проконсультировано в отделе автотехнических и трасологических экспертиз ЭКЦ МВД России, где специалисты пояснили, что длина зафиксированного следа скольжения (торможения) соответствует скорости не менее 90 км/час, а более короткий след от второй пары колес возможен при резком боковом перераспределении нагрузки автомобиля от резкого поворота или неровности профиля дороги при движении с большой скоростью. Показание сломавшегося спидометра - 100 км/час - не противоречит зафиксированным обстоятельствам, но без применения специальных методик исследования к нему надо относиться осторожно. Обращено внимание на низкое качество осмотра и исследования салона автомобиля, а также считают недопустимым отказ от решения поставленных вопросов в условиях комплексной экспертизы;

6.из акта судебно-медицинского  исследования: снята и осмотрена  следующая одежда... (перечислены предметы одежды, однако сведений об особенностях - повреждениях, помарках, наслоениях и проч. - не указано).

Информация о работе Доказывание по делам о дорожно-транспортных происшествиях