Доказывание по делам о дорожно-транспортных происшествиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Основная цель данного исследования состоит в том, чтобы, учитывая современные потребности практики расследования дорожно-транспортных преступлений, на основе ее всестороннего анализа, с привлечением теоретических положений правовой науки разработать конкретные тактические и методические рекомендации, которые в своей совокупности способствовали бы повышению эффективности процесса доказывания по данной категории дел.
Указанная цель исследования определила постановку и решение взаимообусловленных задач:
провести анализ правовых аспектов и следственных действий по сбору доказательств по делам о дорожно-транспортных происшествиях;
раскрыть ряд вопросов, связанных с производством экспертиз, которые являются весьма актуальными при расследовании дорожно-транспортных происшествий;
определить уголовно-правовые основания доказывания;
выявить основные закономерности расследования уголовных дел указанной категории;

Содержание

Введение …………………………………………………………………..…………..3

Глава I Анализ правовых аспектов и следственных действий по сбору доказательств по делам о дорожно-транспортных происшествиях……….……….............8
1.1 Следственные действия по собиранию доказательств…………………………..8
1.2 Установление непосредственной причинной связи в ДТП…………………….12
1.3 Опознание при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях. (Дело об автомобиле-двойнике)…………………………………..…………………20

Глава II Производство и оценка экспертиз, как доказательства при дорожно-транспортных происшествиях …………………………………………..………….29
2.1 Значение медико-криминалистической экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях………………………………………………..……..29
2.2. Судебная автотехническая экспертиза: ее производство, назначение дополнительной либо повторной экспертизы, ее оценка как доказательства ….....................................................................................................................................47

Заключение …………………………………………………………………………....74

Библиография …………………………………………………………………………77

Приложение ………………………………………………….………………………..81

Вложенные файлы: 1 файл

Доказывание по делам о ДТП переделанная 3.docx

— 167.01 Кб (Скачать файл)

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФИЛИАЛ

Федерального  ГОСУДАРСТВЕННОГО бюджетного ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

МАГИСТЕРСКАЯ  ДИССЕРТАЦИЯ

 

ДОКАЗЫВАНИЕ

ПО ДЕЛАМ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

 

 

Студента 2 курса

Заочной формы обучения

Востьянова Виктора Петровича

 

Научный руководитель

Кулешов Юрий Иванович

 

 

 

 

Допущена к защите

________2012 года 

Зав. Кафедрой уголовного права

ДФ ГОУ ВПО РАП,

к.ю.н, доцент Васютин С.А.

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Введение …………………………………………………………………..…………..3

 

Глава I Анализ правовых аспектов и следственных действий по сбору доказательств по делам о дорожно-транспортных происшествиях……….……….............8

1.1 Следственные действия  по собиранию доказательств…………………………..8

1.2 Установление  непосредственной причинной связи  в ДТП…………………….12

1.3 Опознание при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях. (Дело об автомобиле-двойнике)…………………………………..…………………20

 

Глава II Производство и оценка экспертиз, как доказательства при дорожно-транспортных происшествиях …………………………………………..………….29

2.1 Значение медико-криминалистической  экспертизы по делам о дорожно-транспортных  происшествиях………………………………………………..……..29

2.2. Судебная автотехническая экспертиза: ее производство, назначение дополнительной либо повторной экспертизы, ее оценка как доказательства ….....................................................................................................................................47

 

Заключение …………………………………………………………………………....74

 

Библиография  …………………………………………………………………………77

 

Приложение ………………………………………………….………………………..81

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В уголовно-процессуальной литературе неоднократно подчеркивалось значение предмета доказывания в предварительном расследовании и судебном разбирательстве по уголовному делу. Правильное определение содержания предмета доказывания обеспечивает целенаправленность и плановость действий работников органов предварительного расследования и суда. Содержание предмета расследования меняется за счет включения в него уголовно-релевантных обстоятельств, образующих частные предметы доказывания конкретных видов, категорий преступлений. Так, при расследовании нарушений Правил дорожного движения (ст. 264 УК РФ), при наличии соответствующей информации по делу могут проверяться версии об инсценировке убийства под дорожно-транспортное преступление или несчастный случай. По этой причине в предмет расследования помимо предмета доказывания по делам о нарушении Правил дорожного движения включаются элементы предметов доказывания по делам об убийстве и по делам о дорожно-транспортных происшествиях, произошедших по вине пострадавшего.

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития нашего общества, в условиях глубоких социально-экономических и политических преобразований, кардинальных правовых реформ особую значимость приобретает решение проблем укрепления законности и правопорядка, в том числе и в сфере дорожного движения. Развитая система дорожно-транспортного движения является неотъемлемой частью современного общества. Однако автомобилизация вместе с очевидными экономическими благами приносит многочисленные издержки и проблемы с негативными последствиями. Наиболее серьезной из них является проблема дорожно-транспортных происшествий. Статистика свидетельствует, что удельный вес дорожно-транспортных преступлений в общей структуре преступности равен 20-23%. Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации остается сложной. Только за период 2010-2011 гг. на улицах и дорогах страны погибли 54520 человек. (Прил. А) В последние время темпы снижения показателей аварийности замедлились. На протяжении последних лет ежегодно возрастает количество дорожно-транспортных происшествий.

Причин и факторов, вызывающих совершение дорожно-транспортных происшествий, немало. Они могут быть связаны с любым из элементов системы «человек - транспортное средство – среда». Хотя в подавляющем большинстве они относятся к действиям лица, управляющего транспортным. Это чаще всего нарушения «Правил дорожного движения», которые в зависимости от тяжести последствий квалифицируются как преступления, а виновные привлекаются к уголовной ответственности.

Следует отметить, что не всегда можно определить, какое из происшествий данного рода преступно. Какая - то часть из них совершается  невиновно или кажется таковой на первый взгляд. Действительно, механизм этого вида преступлений настолько неочевиден и сложен, что в начале процесса доказывания не всегда представляется возможным сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях водителя либо других участников дорожного движения преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Это удается сделать только после проведения значительной работы следователями, специалистами, экспертами, оперативными сотрудниками, иными лицами. Несмотря на принимаемые меры, значительным остается число криминальных дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями. Более четверти автотранспортных происшествий, повлекших смерть потерпевшего, остались нераскрытыми.

Результаты проведенного анализа практики позволили выявить  ряд причин низкой результативности расследования ДТП. В самом общем плане они обусловлены недостатками правового регулирования рассматриваемой сферы деятельности, низким уровнем профессиональной подготовки работников следствия, дознания, сотрудников ГИБДД, слабой организацией и низким техническим оснащением процесса расследования в целом.

Дорожно-транспортные происшествия как объект исследования всегда находились в поле зрения ученых и практиков. Многие проблемы, связанные с расследованием дорожно-транспортных преступлений, исследовали Алексеев A.M., Боровский Б.Е., Глистин В.К., Зотов Б.Л., Жулев В.И., Ефремов И.А., Перлов С.Н., Илларионов В.А. и другие.

В данной работе автором  предложен вариант исследования проблемы совершенствования уголовно-процессуального доказывания при расследовании дорожно-транспортных преступлений на основе комплексного анализа теоретических, организационных и методических проблем установления объективной истины по делам рассматриваемой категории.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования явились особенности обнаружения, получения, фиксации, проверки и оценки доказательств по дорожно-транспортным происшествиям с признаками преступления.

Именно в процессе доказывания  на основе сформированных судебных доказательств, путем их проверки и оценки органами расследования и при активном участии иных субъектов уголовного процесса происходит установление истины по каждому конкретному дорожно-транспортному преступлению.

Предметом исследования служила  практика проведения проверочных действий по сообщению о дорожно-транспортном происшествии, выполнения первоначальных и последующих следственных действий, взаимодействия органа дознания и следователей с оперативными и экспертно-криминалистическими подразделениями.

Цель и задачи исследования. Основная цель данного исследования состоит в том, чтобы, учитывая современные потребности практики расследования дорожно-транспортных преступлений, на основе ее всестороннего анализа, с привлечением теоретических положений правовой науки разработать конкретные тактические и методические рекомендации, которые в своей совокупности способствовали бы повышению эффективности процесса доказывания по данной категории дел.

Указанная цель исследования определила постановку и решение  взаимообусловленных задач:

  • провести анализ правовых аспектов и следственных действий по сбору доказательств по делам о дорожно-транспортных происшествиях;
  • раскрыть ряд вопросов, связанных с производством экспертиз, которые являются весьма актуальными при расследовании дорожно-транспортных происшествий;
  • определить уголовно-правовые основания доказывания;
  • выявить основные закономерности расследования уголовных дел указанной категории;
  • определить особенности тактических приемов и методик сбора, проверки и оценки доказательственной информации в ходе основных следственных действий;
  • разработать предложения по совершенствованию уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и внутриведомственных нормативных документов в части правоотношений в области дорожно-транспортного движения;

Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составили положения теории познания, а также положения теории доказательств, криминалистики, уголовного права, судебной экспертизы. Юридической основой исследования послужили нормы действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства, относящиеся к проблематике исследования, Правила дорожного движения, ведомственные нормативные акты.

В процессе исследования широко использовались труды и публикации ученых и практиков в различных областях правовых дисциплин, а также философии, психологии, научной организации управления и других отраслей знаний.

В работе использовались частные  методики исследования анализа статистической информации, уголовных дел по дорожно-транспортным преступлениям, иной документации. Проводилось анкетирование, интервьюирование сотрудников органов внутренних дел. В целях достижения максимальной объективности результатов осуществлялся комплексный подход к применению названных методов научного анализа.

Основные положения исследования, выносимые на защиту. Выносимые на защиту положения, имеющие своей основной целью оптимизацию и повышение эффективности процесса доказывания при расследовании дорожно-транспортных преступлений, являются:

  1. Особенности соотношения материально-правовой основы и предмета доказывания по делам о ДТП.
  2. Предложения по совершенствованию нормативного регулирования правоотношений в сфере дорожно-транспортного движения, в том числе: прямому отражению в уголовно-правовой норме специфических последствий нарушения ПДД.
  3. Характеристика механизма дорожно-транспортного происшествия, его влияние на процесс доказывания, тактические приемы и методики проведения отдельных следственных действий по рассматриваемой категории дел.
  4. Характеристика и обоснование общих положений расследования дорожно-транспортных преступлений, предусмотренных ст.264УК РФ.
  5. Пути повышения эффективности уголовно-процессуального доказывания при расследовании дорожно-транспортных преступлений, предложения направленные на совершенствование уголовно-процессуального законодательства и внутриведомственных нормативных актов.

 

Глава I АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ И СЛЕДСТВЕННЫХ

ДЕЙСТВИЙ ПО СБОРУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ  ПО ДЕЛАМ 

О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

 

1.1 Следственные  действия по собиранию доказательств

Следственный осмотр (в  стадии судебного разбирательства  производство судебного осмотра  предусмотрено особо) - это непосредственное изучение следователем, дознавателем при участии понятых участков местности, помещений, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления и вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия, в равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Такое изучение позволяет составить представление о характере, а иногда и о механизме происшествия и на этой основе сделать предварительное заключение о наличии или об отсутствии признаков преступления, а также получить исходные данные для построения следственных версий. Осмотр предметов, кроме того, является обязательной предпосылкой для решения вопроса о признании их вещественными доказательствами.

Вместе с тем было бы неправильно понимать сущность следственного  осмотра таким образом, будто его участники, в том числе сам следователь, бездумно фотографически фиксируют общую картину следов происшествия и все ее детали, и только. На всем протяжении следственного действия следователем осуществляется напряженная профессиональная мыслительная деятельность, чтобы понять, что же здесь произошло, что в данном случае существенно и что - нет; что подлежит тщательному изучению, а что может быть проигнорировано, что подлежит изъятию, а что можно оставить; что нужно сделать уже сейчас, немедленно для организации неотложной целенаправленной следственной и оперативно-розыскной деятельности. Именно в ходе следственного осмотра места происшествия рождаются первоначальные (рабочие) следственные версии, с учетом которых строится и сам осмотр, и оперативно-розыскная деятельность, определяются ее направление и содержание.

В зависимости от характера  осматриваемого объекта различается  следственный осмотр: а) места происшествия; б) местности и помещений; в) предметов и документов; г) жилища; д) трупа.1

Осмотр места происшествия как разновидность следственного  осмотра включает осмотр: а) места, где, несомненно, было совершено преступление (например, участка местности, где произошло убийство); б) места, где обнаружены отдельные признаки, позволяющие предположить, что здесь совершено именно преступление (например, место дорожно-транспортного происшествия, случившегося предположительно в результате преступления, а не несчастного случая); в) места, где преступление непосредственно не совершалось, но где производились действия, связанные с подготовкой к его совершению, с сокрытием следов, орудий преступления (например, место, где найдены похищенные вещи или ценности, если, конечно, для отыскания их не требуется производства обыска).2

Информация о работе Доказывание по делам о дорожно-транспортных происшествиях