Дифференциация уголовной ответственности за терроризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:47, реферат

Краткое описание

Вопросы борьбы с терроризмом приобрели в современном обществе особую актуальность. Расширение географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными группами и народами. Естественно, подобная ситуация требует незамедлительных действий от государства, мобилизации всех средств для пресечения террористических актов. Терроризм связан с глобальными социальными, политическими, экономическими противоречиями развития общества. В то же время по своим масштабам, направленности и тяжести последствий он наиболее опасен для государства и граждан.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика терроризма в уголовно-правовой науке и законодательстве
1.1 Терроризм – эволюция понятия. Развитие норм российского и международного уголовного законодательства о терроризме
1.2 Понятие терроризма по Уголовному Кодексу Российской Федерации
Глава 2. Дифференциация уголовной ответственности за терроризм
2.1 Квалифицирующие признаки терроризма
2.2 Особо квалифицирующие терроризма
Глава 3. Проблемы уголовной ответственности за терроризм
3.1 Освобождение от уголовно ответственности и назначение наказания
3.2 Отграничение уголовной ответственности за терроризм от смежных составов
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Дифференциация уголовной ответственности за терроризм.docx

— 102.86 Кб (Скачать файл)

ФБР выделяет также такой  вид терроризма, как вооруженная  борьба за независимость, принимающая  формы терроризма. Строго говоря, до подписания Хасавюртских соглашений все акты чеченских боевиков против России попадали в разряд "вооруженной борьбы за независимость, принимающей формы терроризма", а боевики проходили по категории "повстанцы". Ни акта Басаева в Буденновске, ни рейда Радуева в Кизляре нет в международных базах данных по терактам. Соответственно, документированные участники этих преступлений не считаются террористами и не находятся в мировом списке.[1]

За рубежом давно идут не пути создания законов и иных нормативных актов, специально направленных на борьбу с терроризмом. Правовое обеспечение  антитеррористической деятельности равно  обязательно как для успешного  противодействия преступности внутри стран, так и для взаимодействия в борьбе с международным терроризмом.

Первые подобные документы  относятся к 30-м годам. Основополагающей для решения процессуальных вопросов антитеррористической деятельности стала  Конвенция о создании международного уголовного трибунала для привлечения  террористов к ответственности (принята  Советом Лиги Наций в 1937 г.).

В ней, в частности, перечислены  виды преступлений, которые надлежит рассматривать как проявления международного терроризма. Это акции, направленные против жизни, телесной неприкосновенности, здоровья и свободы лиц, пользующихся международной защитой; умышленное разрушение или повреждение имущества, принадлежащего иностранному государству, и т.п. В ст. 2 Конвенции перечислены  не только сами насильственные действия, несущие угрозу соответствующим  объектам, но и покушения на них, приготовительные действия, связанные, например, с приисканием оружия, снаряжения, взрывных устройств в  террористических целях. Национальное законодательство должно признавать их преступными и устанавливать  за них ответственность.

К актам терроризма документы  международного права относят самые  разные преступления.

Так, Европейская конвенция  по борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г.[2] называет в качестве террористических следующие преступления:

а) правонарушения, относящиеся  к применению Гаагской Конвенции  по борьбе с преступным захватом летательных  аппаратов от 16 декабря 1970 г.[3];

б) правонарушения, относящиеся  к применению Монреальской Конвенции по борьбе с преступными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г[4].;

в) тяжелые правонарушения, заключающиеся в покушении на жизнь, телесную целостность или  свободу людей, имеющих право  международной защиты, включая дипломатических  представителей;

г) правонарушения, содержащие захват заложников или незаконное лишение  свободы;

д) правонарушения, содержащие использование бомб, гранат, ракет, автоматического огнестрельного оружия, бандеролей или посылок с опасными вложениями, соразмерны с тем, насколько  подобное использование представляет опасность для людей.

Все преступления, определенные в международном праве как  террористические, объединяет то юридическое  основание, что все они (так или  иначе) посягают на безопасность отдельных  лиц, общества, государств и, в конечном итоге, мирового сообщества - говоря иными  словами, юридическим основанием для  объединения различных преступных посягательств в категорию террористических является то, что они направлены против основ общественной безопасности как составляющей мирового правопорядка.

Позднее уголовно-правовые и  уголовно-процессуальные вопросы получили свое развитие в двусторонних и многосторонних, в том числе региональных, международных  соглашениях, таких как Конвенция  о предупреждении и наказании  терроризма (Организация американских государств, 1971 г.), Европейская конвенция  о пресечении терроризма ETS N 090 (Страсбург, от 27 января 1977 г.)[5], Токийское соглашение о международном терроризме (1986 г.), среди последних - Шанхайская Конвенция  о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.)[6] вступившая в силу 29 марта 2003 г.

Некоторые документы касаются отдельных видов терроризма (на море, в воздухе, против дипломатических  агентов, с захватом заложников и  т.п.).

В преамбуле Декларации о  мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г.[7] проявлениями терроризма по международному праву  являются деяния, которые "угрожают жизни ни в чем не повинных людей  или приводят к их гибели, имеют  пагубные последствия для международных  отношений и могут поставить  под угрозу безопасность государств".

В большинстве конвенций, определяющих то или иное деяние в  качестве террористического, обычно имеется  указание на то, что данный акт поведения  действительно так или иначе затрагивает интересы двух и более государств.

Международное уголовное  право, несмотря на немалое количество документов, не определяет сам термин "терроризм". Вследствие этого  и в науке международного уголовного права отсутствует единое понятие "терроризм" - вместо него речь обычно идет о преступлениях, являющихся проявлениями международного терроризма.[8]

Наиболее развернутое  определение терроризма в международном  праве было предложено И. Карпецом, который определил его как "международную  либо внутригосударственную, но имеющую  международный (т.е. охватывающую два  и более государства) характер, организационную  и иную

деятельность, направленную на создание специальных организаций  и групп для совершения убийств  и покушения на убийство, нанесения  телесных повреждений, применения насилия  и захвата людей в качестве заложников с целью получения  выкупа, насильственного лишения  человека свободы, сопряженного с надругательством над личностью, применением пыток, шантажа и т.д.". При этом терроризм "может сопровождаться" разрушением  и ограблением зданий, жилых помещений  и иных объектов[9].

Следовательно, обязательный признак террористического преступления по международному праву - охват террористической деятельностью в любом виде двух и более государств. Это принципиальное положение, на мой взгляд, как нельзя лучше характеризует материально-правовые основания квалификации преступлений по международному праву как террористических.

В уголовно-правовой и международно-правовой литературе предлагаются различные  критерии для конструирования модели и юридических признаков терроризма, которые отражают как концептуальные аспекты, так и понятийные. Предлагается в определение терроризма включить понятия: "использование силы", "вовлечение случайных людей", "ни в чем не повинные жертвы преступлений", "любые действия, не санкционированные  законом, которые вызывают страх  и ужас среди широких слоев  населения"; "использование вооруженных  сил, если оно не опирается на нормы  международного права", "насилие, связанное с действиями оппозиции  к власти по политическим мотивам", связать определение терроризма со способами самого насилия - использование  оружия, взрывов, поджогов и т. д.

Серьезные недостатки, дублирование и противоречия в терминах, касающихся террористической тематики, породили более сотни формулировок терроризма. Это позволяет сделать вывод  об основополагающих элементах терроризма как в узком, так и в широком смысле:

цель устрашения или принуждения  к определенным действиям;

публичность действия, в том  числе с привлечением средств  массовой информации;

использование насилия (как  правило, вооруженного).[10]

Вопрос о том, как именно определять в законодательстве терроризм, насколько его формулировка должна быть конкретной или обобщенной, следует  ли его выделять особо или остановиться на практике Европейской конвенции  о борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г., перечисляющей лишь отдельные  виды террористической деятельности, но не устанавливающей единой общей  для них дефиниции, вызывает у  исследователей множество споров. Этим разногласиям способствуют и достаточно противоречивые законодательные подходы к дефиниции терроризма непосредственно в УК РФ и Федеральном законе "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г.

В настоящее время законодатель значительно расширил понятие «терроризм», установив более широкий круг лиц. в отношении которых может быть coвершен акт терроризма, а также перечень деяний, образующих терроризм. Терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных послeдcтвий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортныe средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений[11].

Есть несколько официальных  определений терроризма. В узком смысле одно из них сформулировано в УК РФ как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

Более расширенное определение  терроризма содержится в ст. 3 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г.. В нем фактически собраны диспозиции отдельных террористических преступлений (ст.ст. 205, 277, 360 УК РФ). К преступлениям террористического характера согласно Закону отнесены терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, а также другие преступления, если они совершены в террористических целях.

В определении терроризма, закрепленного в Федеральном  законе "О борьбе с терроризмом", объединены одним термином разноплановые  явления.

Серьезные недостатки, дублирование и противоречия в терминах, касающихся террористической тематики, породили более сотни формулировок терроризма. Это позволяет сделать вывод  об основополагающих элементах терроризма как в узком, так и в широком смысле:

• цель устрашения или принуждения  к определенным действиям;

• публичность действия, в том числе с привлечением средств массовой информации;

• использование насилия (как правило, вооруженного).[12]

Акции террористического  характера могут быть самыми разнообразными, со временем они изменяются, модифицируются. В законе трудно заранее определить точно их круг. При анализе международно-правовых документов, а также практики приходится встречаться с более широким  кругом деяний террористического характера, чем это предусмотрено национальным законодательством, в частности, российским. Речь идет о незаконном захвате воздушных  судов и других действиях, направленных против безопасности гражданской авиации, безопасности морского судоходства; незаконных актах, связанных с ядерными материалами; уничтожении и разнообразных  формах унижения части населения. В  том числе путем совершения изнасилования, калечения и обращения в состояние крайней нужды лиц некоренной или иной национальности, другого вероисповедания, а также в иных акциях.

С указанных позиций более  продуктивно в законе прежде всего выделять терроризм на основе его общей отличительной характеристики и только потом давать перечень различных преступлений подпадающих под такую характеристику.

При этом как бы мы ни классифицировали терроризм на виды по различным основаниям (международный, государственный, политический, этнический, экологический, экономический, корыстный и т.д.), он все равно  останется уголовным, преступным, так  как при всех его разновидностях нарушаются те или иные уголовно-правовые нормы.

Выделение целой группы преступлений, имеющих террористический характер, и признание преступлением таких  действий, как вовлечение в совершение преступлений террористического характера, склонение лица к участию в  деятельности террористической организации, финансирование террористических организаций, стали необходимой мерой для  усиления борьбы с терроризмом.

В указанную группу входят преступления, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса: 205 "Терроризм", 206 "Захват заложника", 208 "Организация  незаконного вооруженного формирования или участие в нем", 211 "Угон судна воздушного или водного  транспорта либо железнодорожного подвижного состава", 277 "Посягательство на жизнь  государственного или общественного  деятеля" и 360 "Нападение на лиц  или учреждения, которые пользуются международной защитой", а также  вовлечение или склонение лица к участию в деятельности террористической организации, вооружение или обучение лица в целях совершения указанных преступлений, финансирование акта терроризма либо террористической организации 205¹.

Информация о работе Дифференциация уголовной ответственности за терроризм