Военная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:56, доклад

Краткое описание

Особое место среди преобразований Петра Великого занимают военные реформы. Их основная идея заключалась в ликвидации дворянских ополчений и создании постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной и уставами. Задачи создания армии и флота занимали юного Петра еще задолго до того, как он стал полновластным государем.

Вложенные файлы: 1 файл

реформы Петра Великого.docx

— 60.78 Кб (Скачать файл)

     С 1708 года Петр I начал перестраивать  старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая  система органов власти и управления.

     Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась  в руках Петра, который после  окончания Северной войны получил  титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

     Взамен  устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное  число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также  четко разграничены.

     В 1708 - 1709 гг.была начата перестройка органов  власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся  по территории и количеству населения.

     Во  главе губернии стоял назначаемый  царем губернатор, сосредоточивавший  в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе  существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что  губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили  друг другу.

     Губернии  в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе  провинции стоял воевода с  провинциальной канцелярией при  нем.Провинции в свою очередь  делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После  введения подушной подати были созданы  полковые дискриты. Квартировавшие в  них воинские части наблюдали  за сбором податей и пресекали  проявления недовольства и антифеодальные выступления.

     Вся эта сложная система органов  власти и управления имела четко  выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры  на местах. Но она одновременно еще  больше расширила объем и формы  службы дворян, что вызывало их недовольство.

     Церковная реформа 

     Важную  роль в утверждении абсолютизма  играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего  престола".В 1721г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий  Синод",или Духовная коллегия, также  подчинявшаяся Сенату.

     Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной  политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство  усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной  иерархии и черного духовенства  и явились одной из главных  причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

     Петр  осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение  патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени "княжескую " систему церковной  власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал  институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под  страхом крупных штрафов, были обязаны  посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был  обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным  на исповеди. 

     Превращение церкви в бюрократическую контору ,стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. 

     Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так  равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и  на разрушение ее храмов.

     Реформа монархии 

     Если  рассматривать то, что у административных преобразований отсутствовал четкий и  продуманный план действий, то это  можно легко объяснить – царю было не до них в годы, когда враг вторгся в пределы России и  на карту ставилось будущее страны. Военная обстановка отпустила царю мало времени, чтобы всерьез и  основательно заняться гражданскими делами. Такую возможность Петр получил  только в 1712 году, когда позади остались и победоносная Полтава, и кошмары  Прутского похода. Именно в начале этого гогда он издал указ об организации  коллегии для внешней торговли, «чтоб  оную в лучшее состояние привесть». Новому учреждению Петр дал иностранное  название «коллегия», но оно не внесло ничего нового в принципы организации  центрального аппарата. Понадобилось несколько лет, чтобы мысль о  замене старинных приказов коллегиями приобрела четкую форму. Государственный  механизм уподобился механизму часов. Подобное сравнение подсказал царю известный математик и философ  Лейбниц: «Опыт достаточно показал, что государство можно привести в цветущее состояние только посредством  учреждения хороших коллегий, ибо, как  в часах одно колесо приводится в  движение другим, так и в великой  государственной машине одна коллегия должна приводить в движение другую, и если все устроено с точной соразмерностью и гармонией, то стрелка жизни  непременно будет показывать стране счастливые часы». 

     Конструированию «новых часов» Петр с некоторыми перерывами посвятил около десяти лет. Проявив  заботу о создании коллегий в 1712 году, Петр по неведомым причинам забросил дело на три года и возобновил его  только в 1715 году, чтобы уже в последующем  году вновь на полтора-два года пустить  его на самотек. Новый всплеск  интереса царя к административным преобразованиям  наступил в 1718 году, а за два последующих  года был сконструирован угодный  царю правительственный механизм. 

     Активность  царя в организации коллегий падает на 1715 год. Мартом этого года датируется его заметка с перечнем коллегий, а августом – резолюция на донесении  генерала Адама Вейде, отправленного  за границу для найма «ученых  и в правостях искусных людей  для отправления дел в коллегиях». 

     В этом же году царь проявляет заботу об изучении структуры государственного аппарата в странах Западной Европы. Два месяца спустя царь дает Ягужинскому  новое поручение – сыскать  в каждую коллегию по специалисту, причем «лучше б не старых, дабы могли языку  обучится». Петр не довольствовался  изучением датского административного  устройства. Он решил ознакомится  и с устройством правительственного механизма своих «учителей», как  он называл шведов. Со Швецией продолжалась война, и прямые каналы получения  оттуда необходимой информации были перекрыты. Царь решил воспользоваться  услугами только что принятого на русскую службу камералиста Генриха  Фика. Ему предстояло отправиться  в Швецию, причем не с русским, а  с датским паспортом, и добывать там уставы и регламенты. Третьей  страной, привлекшей внимание царя, была Австрия. Речь шла не об изучении или  заимствовании структуры учреждений, а о найме специалистов – русский  резидент в Вене Абрам Павлович Веселовский  получил указ о найме людей  «не гораздо высоких чинов  и приказных людей». Они должны были удовлетворять двум требованиям: знать «по-словенски» и обладать опытом службы в коллегиях цесаря. 

     Переломной  вехой в проведении административной реформы можно считать 1718 год. Прежде всего, Петр сделал выбор – не датские, а шведские порядки следует использовать в качестве образца для создания нового административного аппарата. Используя шведский административный опыт и беря за основу шведские образцы, Петр, как правило, вносил в них, обусловленные  особенностями России структурные  изменения. Общий принцип подхода  к шведским учреждениям Петр выражал  неоднократно и достаточно последовательно, примером чего служит указ от 28 апреля 1718 года: «Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в  шведском регламенте неудобны, или  с сетуациею сего государства  несходны и оныя ставить по своему рассуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть». Призыв сочетать шведские порядки с русскими мы также можем  обнаружить и в указе от 11 июня 1718 года: «…шведский регламент во всех коллегиях с русским сводить». 

     Реформа в области культуры и быта 

     Главным содержанием реформ в этой области  было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и  нравах, осуществляемых в плане европеизации.

     Важные  изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных  кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого  не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать  светский характер. Для этого потребовалось  создание новых учебников, пришедших  на смену церковным.

     Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому  полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

     Развитие  книгопечатания сопровождалось началом  организованной книготорговли, а также  созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

     С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло  свое выражение в организации  ряда крупных экспедиций.

     В это время появились крупные  технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной  области.

     В этот период написан ряд важных работ  по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору  коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это  было началом музейного дела в  России.

     Логическим  итогом всех мероприятий в области  развития науки и просвещения  было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге.

     С первой четверти XVIII в. осуществлялся  переход к градостроительству и  регулярной планировке городов. Облик  города стали определять уже не культовая  архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.

     В живописи на смену иконописи приходит портрет.

     К первой четверти XVIII в. относятся и  попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

     Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась  и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в  городах старую русскую одежду. Быстрее  всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди  женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

     Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что  отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению  в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения  в обществе",употреблению иностранного, преимущественно французского языка.

     Изменения в быту и культуре, которые произошли  в первой четверти XVIII в., имели большое  прогрессивное значение. Но они еще  больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных  привилегий и сопровождалось широким  распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и  русской культуре в дворянской среде. 

     Реформа сословного устройства русского общества 

     Петр  ставил своей целью создание могущественного  дворянского государства. Для этого  нужно было распространить среди  дворян знания, повысить их культуру, сделать  дворянство подготовленным и пригодным  для достижения тех целей, которые  ставил перед собой Петр. Между  тем, дворянство в большинстве своем  не было подготовлено к их пониманию  и осуществлению.

     Петр  добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим  почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно  было прежде всего распространить среди  дворян образование. Петр установил  новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был  учиться "грамоте, цифири и геометрии",а  затем должен был идти служить. Без  справки о "выучке" дворянину  не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

     Указами 1712,1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась  во внимание при назначении на должность  и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа ,наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели  возможность получить любой военный  или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.   

Информация о работе Военная реформа