Внедрение систем электронного декларирования как средство повышения эффективности таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Внедрение систем электронного декларирования как средство повышения эффективности таможенного дела.
Задачи:
а) рассмотреть сущность электронного декларирования;
б) изучить технологию электронного декларирования товаров;
в) выявить состояние и проблемы системы электронного декларирования;
г) провести анализ показателей эффективности электронного декларирования товаров.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_3_kursВЕРОНИЧКА.docx

— 50.19 Кб (Скачать файл)

С 17 июня 2012 года вступило в силу Решение Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». Так же процедура электронного предварительного информирования соответствует порядку, утвержденному приказом ФТС России от 10 марта 2006 г. № 192.

Заинтересованное лицо в специальной программе заполняет электронную форму требуемого документа и отправляет ее в систему предварительного информирования. После успешной передачи документа, отправителю приходит подтверждение о регистрации предварительной информации с присвоением ей уникального идентификационного номера. При регистрации ПИ в ФТС России отправитель получает штрих код с указанием идентификационного номера, который передается водителю для предъявления инспектору на границе. Форму со штрих кодом можно распечатать или сохранить в виде изображения[Приложение А]. Получив штрих код или УИНП, инспектор запрашивает из системы предоставленную информацию по данному транспортному средству, после чего осуществляет пропуск груза.

Удаленный выпуск — это возможность подать декларацию в любой таможенный орган на территории страны и получить выпущенный груз в свободное обращение уже на границе.

В соответствии с установленными сроками до пересечения грузом границы РФ, декларант в электронном виде подает предварительную декларацию на товары (ПЭДТ). Процесс удаленного выпуска при подаче предварительной ЭДТ [12]:

а) после принятия ПЭДТ, сверки сведений, уполномоченное должностное лицо внутреннего таможенного органа направляет декларанту сообщение, содержащее уведомление об окончании проверки ПЭДТ;

б) после прибытия во внешний таможенный орган товаров, представитель перевозчика уведомляет внешний таможенный орган, что на товары оформлена ПЭДТ, путем представления сведений о номере этой ПЭДТ;

в) на основании номера ПЭДТ уполномоченным должностным лицом внешнего таможенного органа запрашивается электронная копия указанной ПЭДТ;

г) в соответствии с запросом ЭПДТ предоставляется уполномоченному лицу внешнего таможенного органа;

д) производится проверка факта размещения товаров на складе временного хранения (СВХ), зоне таможенного контроля (ЗТК);

е) на основании проведенной проверки на внутренний таможенный пост направляется сообщение, содержащее информацию о размещении товаров на СВХ (ЗТК), номере ПЭДТ, результате сверки сведений заявленных в ПЭДТ, со сведениями из транспортных (перевозочных) и коммерческих документов;

ж) после получения сообщения о прибытии и размещении товаров на СВХ (ЗТК) уполномоченным должностным лицом внутреннего таможенного органа направляется подтверждение о его получении во внешний таможенный орган и соответствующее сообщение декларанту;

з) после получения данного сообщения декларант производит действия по завершению операций по таможенному декларированию и выпуску товаров (направляет в таможенный орган подачи ЭДТ уведомление о прибытии товаров в место доставки товаров, перевозимых под таможенным контролем, посредством уточненной ЭДТ);

и) проверка документов и сведений после получения сообщения от внешнего таможенного органа при условии отсутствия рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов на бумажном носителе и (или) в электронном виде, должна осуществляться внутренним таможенным органом в следующие сроки:

1) не более 30 минут рабочего  времени — при декларировании  от 1 до 10 наименований товаров;

2) не более 1 часа рабочего  времени — при декларировании  от 11 до 50 наименований товаров;

3) не более 2 часов рабочего  времени — при декларировании  от 51 до 100 наименований товаров;

4) не более 4 часов рабочего  времени — при декларировании  от 101 и более наименований товаров.

Статус «Выпуск разрешен», означающий выпуск товара в свободное обращение, присваивается декларации после успешного завершения проверки декларации и выполнения всех таможенных формальностей. На этом процедура электронного декларирования завершается. 

 

Глава 2. Электронное декларирования как средство повышения эффективности таможенного дела

2.1 Состояние и проблемы  электронного декларирования

Вступление России в ВТО, формирование ЕЭП потребовали от таможни пересмотра своих принципов деятельности. 2010, 2011, 2012 года ознаменовались не только коренным изменением таможенного законодательства Российской Федерации, но и изменением таможенного законодательства стран-участниц Таможенного союза. На данный момент возникает много вопросов по времени осуществления таможенных операций. Дальнейшее развитие этого направления не возможно без применения новых информационных таможенных технологий. За последние годы таможня значительно продвинулась в разработке и широком внедрении новых информационных таможенных технологий с целью ускорения и упрощения порядка осуществления таможенных процедур.

Преследуя комплексный подход по всем направлениям деятельности, особое внимание ФТС уделяет внедрению и совершенствованию таможенных операций, которые основаны на организации взаимодействия с участниками ВЭД на открытом интерфейсе взаимодействия с использованием ассоциаций сетей Интернет (то есть электронное декларирование, электронное представление сведений).[11]

Развитие системы электронного декларирования с использованием международной ассоциации сетей Интернет в таможенных органах РФ является одним из главный направлений совершенствования порядка осуществления таможенных процедур. При этом внедрение электронного декларирования потребовало от таможенной службы проведения комплекса технических и технологических мероприятий. В настоящее время все таможенные органы РФ готовы к применению электронной формы декларирования товаров с использованием сетей Интернет. То есть 100% таможенных постов, которые осуществляют приём деклараций, могут принимать их в электронном виде. На сегодняшний день в России в среднем около 90% всех таможенных деклараций подаётся в электронной форме с использованием сетей Интернет. Более 80% участников ВЭД отдали предпочтение электронной форме декларирования. Применение ЭД в региональном разрезе составляет около 90%. Это неплохие показатели. Тем не менее, необходимо констатировать, что таможенной службе РФ предстоит проделать достаточно большой путь. Сейчас мы видим планомерную работу по совершенствованию технологий электронного декларирования товаров.

Наиболее значимыми проектами по оптимизации ЭД необходимо назвать работу по сокращению представляемых при декларировании товаров документов, выработке подходов к автоматизированному принятию решений о выпуске товаров при электронном декларировании, а также расширение и оптимизация практики применения удалённого выпуска товаров. Для решения этих задач ФТС предпринимает следующие шаги. В настоящее время налаживается взаимодействие с органами федеральной исполнительной власти в области представления разрешительных документов, которые в силу законодательства необходимы к представлению в процессе декларирования товаров. Эта работа ведётся в рамках реализации федерального закона № 210 «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг». Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и их взаимодействия при оказании государственных услуг, в России создана единая система межведомственного электронного взаимодействия (система СМЭВ). Эта система позволяет исключить необходимость представления в таможенные органы при таможенном декларировании документов, представляемых иными федеральными органами исполнительной власти и находящихся в их информационных ресурсах; проводить автоматическую сверку сведений, заявленных в электронной декларации, со сведениями, содержащимися в базе данных соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Реализация указанных положений избавит участников ВЭД от лишних бумаг.

Отказ от запроса документа на бумажном носителе делает актуальным проверку электронной декларации путём автоматизированного (а порой и автоматического) сопоставления содержащихся в декларации сведений с массивами информации о товарах и внешнеторговой сделки, содержащимися в информационных ресурсах иных федеральных органах исполнительной власти, а также в информационных ресурсах, которые создаёт таможенная служба РФ на основе обмена информации, в том числе с таможенными службами иностранных государств (в том числе и предварительное информирование). Результаты поиска информации о конкретной товарной партии в указанных информационных массивах, её сопоставление и анализ на основе механизмов системы управления рисками позволяет чётко определить круг вопросов, требующих дополнительной проверки в процессе проверки декларации, а также применения различных форм таможенного контроля (в том числе запрос необходимых документов и сведений, проведение физического таможенного контроля). Решение этих проблем позволяет перейти к решению задач по организации автоматического выпуска товаров. Таким образом представление отдельных документов декларантом на товары становится востребованным только в рамках подтверждения тех сведений, которые заявлены в декларации, которые противоречат имеющимся у ФТС информационным массивам (на основе систем управления рисками). Все эти положения в настоящее время проходят законодательное закрепление. Так, в рамках работы по законодательной инициативе (в рамках Таможенного союза) уже подготовлено более 500 поправок в Таможенный кодекс, решений Комиссий Таможенного союза, которые предусматривают снижение административных барьеров при осуществлении декларирования товаров.

Развитие электронного декларирования стало основой для внедрения технологий удалённого выпуска (УВ) товаров. Основой технологий удалённого выпуска товаров является принцип разделения таможенных процедур на документальный и физический таможенный контроль товаров, который осуществляется в различных таможенных органах на территории РФ. Применение технологий УВ товаров базируется на распределении людских ресурсов, а также на основе анализа и нагрузки на таможенные терминалы, которые в настоящее время начинают концентрироваться вдоль границы РФ. Применение технологий удалённого выпуска товаров также позволяет выработать действенные подходы по сокращению потока большегрузного транспорта, следующего под таможенным контролем по дорогам РФ, а также в крупные города. Применение технологий УВ позволяет сократить документооборот при таможенном контроле. Кроме того, указанная технология позволяет существенно перераспределить и оптимизировать нагрузку на таможенные органы, в зависимости от их специализации. Так же технология удалённого выпуска позволяет уменьшить общее время совершения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров. Сейчас технология функционирует в штатном режиме, постепенно расширяется круг применяющих её таможенных органов и участников ВЭД.

Вместе с тем совершенствуется и нормативная база применения технологии удалённого выпуска товаров. С технической точки зрения, УВ реализуется с использованием тех же программных средств, которые применяются при электронном декларировании товаров. С целью развития технологии удалённого выпуска, а также оптимизации места размещения таможенных органов в РФ создано 13 специализированных таможенных постов – центров электронного декларирования. Они используют в своей деятельности преимущества технологии удалённого выпуска товаров. Компетенция данных таможенных постов ограничена осуществлением таможенных операций исключительно в электронном виде. При этом 13 специализированных таможенных постов расположены во всех региональных таможенных управлениях РФ.

Для оптимизации совершения порядка осуществления таможенных процедур хочу озвучить основные задачи, которые должна решить таможенная служба в ближайшие сроки. Среди этих задач необходимо акцентировать внимание на следующее.

Совершенствование структуры таможенных органов, а также методов их управления (с целью обеспечения концентрации товаров в местах, максимально приближенных к государственной границе; на крупных логистических терминалах; сокращение времени, необходимого для совершения таможенных операций; перенос основной тяжести по декларированию товаров в таможенные посты, которые создаются в местах максимальной концентрации людских ресурсов).

Развитие пунктов пропуска через таможенную границу Таможенного союза, и совершенствование механизмов таможенного администрирования операций, осуществляемых в пунктах пропуска. Здесь ведется работа по созданию межведомственного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, администрирующих контрольные функции, в том числе на основе систем межведомственного электронного взаимодействия.

Распространение системы предварительного информирования (ПИ) таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, в том числе при их перевозке автомобильным, железнодорожным, воздушным и морским транспортом.

Совершенствование и оптимизация процедур таможенного контроля, которые осуществляются в пунктах пропуска, в том числе в рамках организации технологии одного окна.

Совершенствование и администрирование таможенных операций является важной задачей, которую решает ФТС РФ. В рамках этой задачи реализуется новая модель организации таможенного декларирования с применением автоматического таможенного контроля на основе информационных таможенных технологий с использованием предварительной информации и распределение таможенного контроля на этапе декларирования товаров, а также перенос части таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Далее – это сокращение конкретизации перечня документов, предоставляемых при декларировании товаров, в том числе в электронном виде.

Формирование единого сквозного информационного массива сведений о товарной партии, начиная с её прибытия на таможенную территорию и заканчивая осуществлением таможенного контроля после выпуска в отношении этих товаров. Следующая задача – это создание и внедрение перспективных информационных таможенных технологий. С этой целью внедряются и обеспечиваются технические и технологические условия для проверки заявляемых в декларации сведений о товарах на основе автоматического их сопоставления с массивом информации о товарах, о внешней торговой сделке, массивах информации, имеющихся в распоряжении иных федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, внедряются безбумажные информационные технологии взаимодействия с участниками ВЭД, перевозчиками товаров, таможенными службами на всех этапах совершения таможенных операций.

Создание перспективных интегрированных технологий совершения таможенных операций, которые базируются на основе открытого интерфейса с использованием сетей Интернет для всех операций таможенного оформления и таможенного контроля. Это операции в пункте пропуска, операции по доставке товаров, операции по осуществлению декларирования товаров и постконтроля.

Информация о работе Внедрение систем электронного декларирования как средство повышения эффективности таможенного дела