Внедрение систем электронного декларирования как средство повышения эффективности таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Внедрение систем электронного декларирования как средство повышения эффективности таможенного дела.
Задачи:
а) рассмотреть сущность электронного декларирования;
б) изучить технологию электронного декларирования товаров;
в) выявить состояние и проблемы системы электронного декларирования;
г) провести анализ показателей эффективности электронного декларирования товаров.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_3_kursВЕРОНИЧКА.docx

— 50.19 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. С момента вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенные органы делают серьезные шаги в усвоении электронной системы декларирования. В ходе внедрения электронного декларирования были выявлены преимущества и недоработки электронной системы декларирования, проблемы возникающие на практике, тем самым, был расширен круг задач, которые просто необходимо реализовать для успешного функционирования системы электронного декларирования в нашей стране.

Показателем высокого уровня развития таможенной службы является возможность осуществлять таможенное оформление и контроль на основе электронного декларирования с применением информационных технологий.

На сегодняшний день одной из главных задач Федеральной таможенной службы является развитие электронной формы декларирования через интернет. Электронное декларирование дает большие преимущества участникам внешнеэкономической деятельности, применяющим данную информационную технологию. Это не только упрощает формальности при декларирование товаров и транспортных средств, но и сводит личное общение декларанта и инспектора таможенного органа к нулю, что является одним из видов борьбы с коррупцией в таможенных органах.

Развитие электронного декларирования стало основой для внедрения технологий удалённого выпуска (УВ) товаров. Основой технологий удалённого выпуска товаров является принцип разделения таможенных процедур на документальный и физический таможенный контроль товаров, который осуществляется в различных таможенных органах на территории РФ. Применение технологий удалённого выпуска товаров также позволяет выработать действенные подходы по сокращению потока большегрузного транспорта, следующего под таможенным контролем по дорогам РФ, а также в крупные города.

Цель работы: Внедрение систем электронного декларирования как средство повышения эффективности таможенного дела.

Задачи:

а) рассмотреть сущность электронного декларирования;

б) изучить технологию электронного декларирования товаров;

в) выявить состояние и проблемы системы электронного декларирования;

г) провести анализ показателей эффективности электронного декларирования товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие принципы электронного декларирования

    1. Сущность электронного декларирования и переход от письменной к электронной форме декларирования.

Таможенная декларация представляет собой документ, который декларант предоставляет таможенному органу и содержит сведения,необходимые для выпуска товаров, а именно[1, ст. 181]:

а) заявляемая таможенная процедура;

б) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;

в) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;

г) сведения о транспортных средствах международной перевозки и транспортных средствах, на которых товары перевозились по таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;

д) сведения о товарах, такие как: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость;

е) сведения об исчислении таможенных платежей, такие как:

1) ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов,

2) применение льгот по  уплате таможенных платежей,

3) суммы исчисленных таможенных  пошлин, налогов,

4) курс валют, устанавливаемый  в соответствии с законодательством  государства – члена Таможенного  союза и применяемый для исчисления  таможенных платежей;

ж) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

з) сведения о соблюдении ограничений;

и) сведения о производителе товаров;

к) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;

л) сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса;

м) сведения о лице, составившем декларацию на товары;

н) место и дата составления декларации на товары.

По действующему законодательству таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. При оформлении товаров используется комбинированный вариант — декларация подается на бумажном носителе и предоставляется ее электронная копия[1, ст. 179].

Электронное декларирование - это возможность подачи таможенных деклараций в электронном виде и проведения удалённой процедуры таможенного оформления. Декларирование товаров наиболее важный этап процедуры перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлению таможенных формальностей. Помимо факта юридического оформления товаров декларирование позволяет обеспечить таможенные органы необходимыми сведениями о товарах и проверки соответствия заявленных сведений фактическим данным на различных стадиях таможенного оформления и таможенного контроля.

Поэтому электронное декларирование является не только одной из форм заявления таможенной декларации, но и представляет собой перспективное и наиболее динамично развивающееся направление развития взаимоотношений участников ВЭД с таможенными органами. При огромных размерах территории страны, протяженности границ только информационные технологии способны обеспечить эффективное таможенное администрирование.

По действующему законодательству таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. При оформлении товаров используется комбинированный вариант — декларация подается на бумажном носителе и предоставляется ее электронная копия.

Система электронного декларирования представляет собой комплекс аппаратного, программного и информационно-методического обеспечения, позволяющий организовать информационное взаимодействие между подсистемами декларанта и таможенного органа для целей предоставления сведений таможенному органу и осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в электронной форме.

Идея электронного декларирования возникла более 25-30 лет назад. Это довольно длительный срок, учитывая нынешние темпы развития IT-технологий. В начале 80-х годов прошлого века электронная форма декларирования стала активно развиваться в США, а затем в Японии. В этом направлении работали и страны Европы[13].

Первым толчком к развитию электронного декларирования в России можно считать принятие в 2002 году федерального закона «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП). С этого момента электронная подпись фактически приравнялась к собственноручной. А значит, открылась возможность для передачи таможенных деклараций подписанных ЭЦП[2]. Электронное декларирование стало активно обсуждаться и продвигаться со стороны руководителей таможенной службы. Идея использования ЭД постепенно завладела умами наиболее крупных участников внешнеэкономической деятельности, а также передовых разработчиков программных обеспечений для таможни.

Первая электронная декларация по технологии ЭД-1 была выпущена 25 ноября 2002 г., по технологии ЭД-2 (посредством сети Интернет) — 9 сентября 2008 г. на Каширском таможенном посту. Раньше, когда декларант приносил в таможню бумажную декларацию с пакетом прилагающихся документов, сотрудник таможенного органа вручную заносил данные в компьютер, такая система не устраивала никого. Первым шагом к электронному декларированию стало внедрение способа, когда декларант приносил на таможню декларацию уже на магнитном или другом носителе. Прилагаемые документы по-прежнему путешествовали в бумажном виде [10].

Как только вышел приказ Федеральной таможенной службы (ФТС) России №52 от 24.01.2008 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет», открылась реальная техническая возможность работы по новой, более удобной и эффективной схеме ЭД-2. Партия упаковочных материалов для пищевых продуктов шведской компании «Тетра Пак», которая осуществляет крупные инвестиционные проекты в России, первой была задекларирована электронным способом. Весь процесс оформления занял всего 20 минут. Таможенный пост «Каширский» Московской южной таможни (Центральное таможенное управление) был выбран для первых шагов системы электронного декларирования с учетом того, что здесь был создан современный таможенный комплекс со складом временного хранения «Норд-ост», который оказался самым подготовленным в отношении информационной оснащенности и готовности персонала к работе с новыми технологиями[14].

 

 

    1. Технология электронного декларирования товаров.

На начальном этапе внедрения системы электронного декларирования была предложена технологическая схема оформления ЭД-1, в которой передаются не только графические файлы, но и отсканированные. Для подготовки и передачи этих данных требуется специальное программное обеспечение. Так же минусом являлось то, что декларант может подключиться к ведомственной сети таможни только по специально выделенным каналам связи. Прокладка и эксплуатация таких каналов, а также установка специального программного обеспечения требовала значительных финансовых затрат. А нацеленность на использование графических данных весьма ограничивает возможности подготовки и контроля данных, что, в конечном счете, снижает скорость оформления.

Схема ЭД-2, так сказать электронное декларирование второго поколения, разрешает передачу данных по сети Интернет, хотя и через специально оборудованную точку доступа. При этом не совсем обязательно создавать собственный узел доступа, так как можно воспользоваться услугами информационного оператора. Для оформления используются формализованные данные (то есть в виде электронного документа), работа с которыми хорошо отлажена с использованием привычного для декларанта программного обеспечения.

Схема информационного обмена документами и запросами при технологии ЭД-2 представлена набором узлов, ключевыми из которых являются:

а) декларант и его рабочее место;

б) информационный оператор;

в) ЦИТТУ ФТС в Москве;

г) региональное таможенное управление;

д) таможенный пост.

В схеме ЭД-2 весь обмен данными — в таможню и обратно из таможни (подтверждение о приёме, регистрационный номер, протоколы ошибок, подтверждение «выпуск разрешен») — осуществляется с помощью открытого документированного набора сообщений в формате XML через единый почтовый сервер. Отправить документы на таможенный пост можно прямо с рабочего компьютера декларанта.

Декларант при помощи специализированного программного обеспечения отправляет на таможенный пост основной пакет электронных документов в формате XML, содержащий декларацию на товары, декларацию таможенной стоимости и опись документов.

Инспектор таможни проверяет декларацию и при отсутствии критических ошибок декларация регистрируется в системе таможни, то есть, ей присваивается номер. Если необходимо внести исправления в декларацию, инспектор направляет декларанту уведомление о необходимости внесения изменений с перечнем ошибок. После того, как декларант исправит ошибки, он повторно отсылает пакет электронных документов.

При электронном оформлении сотрудник таможенного органа и декларант взаимодействуют друг с другом по следующим основным вопросам:

Инспектор отправляет запросы на интересующие его документы, указанные в Описи. Документы для предоставления по требованию сотрудника таможенного органа создаются в электронном виде и предоставляются также в формате XML.

Если получен запрос на корректировку таможенной стоимости, декларант выполняет корректировку и снова высылает дополненный пакет документов.

Если есть необходимость таможенного досмотра товара, инспектор отправляет декларанту уведомление о таможенном досмотре. При этом декларант направляет обязательное подтверждение о получении уведомления о необходимости досмотра. При завершении досмотра декларанту высылается электронная копия акта досмотра.

Электронное декларирование тесно связанно с предварительным информированием таможенных органов о ввозимых товарах и транспортных средствах. Предварительное информирование таможенных органов (ПИ) заключается в предоставлении сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах в таможню государства – члена Таможенного союза (ТС), на территории которого расположен пункт пропуска, не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товара на территорию Таможенного союза. Предварительная информация может быть представлена, получателем, отправителем, перевозчиком, таможенным представителем или другим заинтересованным лицом вне зависимости от того, где он находится – в странах – участницах ТС или в любом другом государстве.

Информация о работе Внедрение систем электронного декларирования как средство повышения эффективности таможенного дела