Этнокультурные константы Москвы в туристической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 08:59, контрольная работа

Краткое описание

Москва и Подмосковье – уникальная природно-историческая территория России, которая обладает колоссальным рекреационным потенциалом. Наибольшую славу Подмосковью принесло ее культурное наследие. Подмосковье – древняя земля, на ней сконцентрировано самое большое количество памятников истории и культуры. В области насчитывается свыше тысячи археологических памятников, представленных селищами, городищами, курганами, хранящими память о древних племенах, населявших эту землю.
В Подмосковье находится множество древних русских городов, возраст которых приближается, а иногда и превосходит возраст Москвы. Это города (Можайск, Верея, Руза, Волоколамск, Звенигород, Дмитров, Коломна, Серпухов, Зарайск) во многом сохранили историческую застройку XVIII – XIX веков, а некоторые из них и средневековые оборонительные сооружения в виде кремлей и крепостных валов. Каждый город отличается своеобразием городской архитектуры, храмов и неповторимостью ландшафта.

Содержание

Введение
1. Историко-культурный потенциал
2. Памятники культовой архитектуры
2. 1. Московский Кремль – памятник культовой архитектуры
3. Памятники городской архитектуры
4. Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы. История русской усадьбы
5. Археологические и этнографические памятники
7. История развития музейного дела
8. Народные промыслы
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Этнокультурные константы Москвы в туристской деятельности.docx

— 44.86 Кб (Скачать файл)

В XIX в. произошел переход от частного коллекционирования к созданию общедоступных музеев. Начало было положено князем Голицыным, который в 1809 г. при благотворительной больнице, созданной его семьей в Москве, организовал художественный музей из картин западных мастеров.

В двадцатых годах XIX в. вопросы создания общественных музеев широко обсуждались общественностью. С интересными предложениями выступили Адалонг и Вихман, которые обосновали структуру русских музеев, где должна была быть представлена русская культура с древнеславянских времен до настоящего времени. Они первыми предложили собирать не только светскую живопись, но и иконопись.  
В шестидесятых годах XIX в. в России появляется множество различных музеев, созданных меценатами. В 1862 г. в Москве открываются художественный музей и библиотека графа Н.П.Румянцева и картинная галерея крупного предпринимателя В.А.Кокарева. Коллекции этих музеев впоследствии вошли в собрания Русского музея, Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств.

В1883 г. открылся Исторический музей в Москве. В1885 г. Московским губернским земством был создан Кустарный музей, который собрал все образцы русского декоративного народного искусства и ремесел XVII-XIX вв. В 1891 г. в Торговых рядах (ныне ГУМ) открылась художественная галерея, представлявшая огромную коллекцию в 8 тысяч экспонатов: живопись, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства. При этой галерее действовала тематическая библиотека по искусствоведению.  
В 1892 г. открылся художественный музей П.М. Третьякова (ныне Третьяковская галерея), в 1895 г.- картинная галерея в Пензе, основанная художником К.А. Савицким, и путешественником П.П. Семеновым-Тянь-Шанским, через три года, в 1898 г.- литературный музей «Пушкинский дом» в Петербурге. В восьмидесятых и девяностых годах появилось множество краеведческих музеев в различных городах России.  
Таким образом, в конце XIX в. в России уже сложилось развитое музейное дело.

После революции, в 1918 г. по распоряжению В.И. Ленина предписывалось сохранить все ценности усадеб и организовать местные музеи. Их спасением занялись деятели русской культуры. Им удалось собрать великолепные коллекции, в результате наши провинциальные музеи представляют прекрасные собрания предметов искусств, которые во много раз богаче нестоличных музеев Европы. Например, Старицкий музей, собранный внуком скульптора Е. Клодта, перед Великой Отечественной войной был занесен в список 36 лучших музеев мира.  
В советский период развитие музейного дела продолжалось по всей стране.  
В настоящее время, помимо традиционных краеведческих, художественных, литературных, этнографических музеев, в нашей стране имеются уникальные военные музеи, равных которым в мире нет: Музей бронетанковых войск в Кубинке и Музей авиации и космонавтики в Монино, а также технические, политехнические, зоологические, геологические и др. Многие предприятия декоративно-прикладного искусства имеют собственные экспозиции. За последнее столетие было создано огромное множество мемориальных музеев, связанных с жизнью деятелей русской истории и культуры (писателей, ученых, художников, полководцев, актеров и т.д.). Некоторые из них получили статус музеев-заповедников, например «Пушкинские Горы», «Ясная Поляна», «Мелихова» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Народные промыслы

Народные промыслы исторически относятся к древнейшим видам искусства. Их корни лежат в крестьянском быту, народных ремеслах. Некоторые виды художественных промыслов зародились в церковном искусстве и в дворянской помещичьей культуре.

В крестьянском быту берут свое начало ручное узорное вязание, ткачество и вышивка. С деревенскими ремеслами связаны кузнечное дело, плотницкая резьба по дереву, набойка на тканях, многие виды гончарного дела. С течением времени, возникая в отдельных селах, эти ремесла, распространяясь по целым районам, превращались в промыслы (Хохлома, Гжель).

В городах зародились те виды народных промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черное серебро. В помещичьих мастерских развились особо изысканные виды вышивки – мастерская белая гладь или нижегородские гипюры.

Ремесла традиционно были представлены и в монастырях: кузнечное дело, столярное, плотницкое – в мужских, там же иконопись и ювелирное дело, в женских занимались художественной вышивкой, создавали вышитые иконы, пелены, воздух (покрывало) и пр. С древнейших времен дошли до нас вышивки из мастерских Евпраксии Старицкой (тетки Ивана Грозного), вышивки Горецкого и Новодевичьего монастырей. В более поздние времена на промыслы и ремесла большое влияние стали оказывать западноевропейские образцы прикладного искусства: станковая живопись и графика, фарфор, кружевоплетение, эмальерное искусство и миниатюра. Под их влиянием возникла лаковая миниатюра, русский фарфор, финифть, камнерезание. Вкус заказчиков определял содержание и характер назначения изделий. В каждой местности влияние деревенской и городской культур по-своему преломлялось в местных промыслах. Некоторые из них сохранили наивность и простату народных изделий, особенно там, где развит труд мастеров-надомников, например, Полхов-Майдан – расписные деревянные «тарарушки», Вятская губерния – плетение из бересты. В других случаях промысел приобрел формы профессионального народного искусства: жостовые подносы, хохлома, дымковская игрушка. И, наконец, промыслы переросли в центры декоративно-прикладного искусства: гжельский фарфор, лаковая миниатюра, каслинское литье, в некоторых изделиях создаются по оригиналам художников. Но народная традиция присутствует в любом из этих промыслов.

Интерес к народным промыслам появился во второй половине XIX в. Многие деятели русской культуры стали коллекционировать произведения народного творчества, приобретая их после ярмарок, проходивших в рамках промышленных и сельскохозяйственных выставок, которые появились в России в начале XIX в. В 1885 г. по инициативе Московского губернского земства был организован Кустарный музей для оказания практической помощи кустарным промыслам и кустарям-одиночкам. В советские времена на его базе был создан Научный институт художественной промышленности. Некоторые виды прикладного искусства и народных промыслов были собраны в Музее этнографии в Петербурге. Интерес к народному искусству в конце XIX в. способствовал не только к увлечению коллекционированием, но и организации промыслов с обучением местных жителей. Известны абрамцевские мастерские художественных промыслов по дереву и керамике, созданные русскими художниками в имении Саввы Мамонтова. В Талашкинской усадьбе княгиня Тенишева организовала художественные мастерские по вышивке.

В советский период одни промыслы были воссозданы заново, другие активно развивались и получили всемирное признание. В каждом краеведческом музее обязательно присутствие экспозиция, посвященная народным промыслам. Создан Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства в Москве. Обширный материал создан в Историческом музее, Музее этнографии, Русском музее. Большинство центров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов обладает собственными музеями (Федоскино, Семеново, Мстера и др.).  
Роль народных промыслов в культурном потенциале туризма чрезвычайно велика. Центры народного искусства – это не только объекты познавательного туризма, но и основа сувенирной промышленности.  
Культурно-исторические объекты Московской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Признавая единство мировой культуры, мы признаем, что существуют и фундаментальные различия между разными культурами. Каждая национальная культура имеет свою собственную доминанту, а точнее набор культурных доминант, образующих национальное культурное пространство, национальную культурную сферу. Границы этой сферы еще труднее определимы, чем границы культуры в целом. Между национальными границами разных культур лежат обширные зоны смежных полей. Концепты и константы взаимодополняются либо ущемляются, являя различные варианты межкультурной коммуникации. Отсутствие общепринятых корректных определений наций и национальных культур это явственно доказывает. И однако, почти никто не сомневается, что существует нечто внутри понятий «русское», «французское», «английское», «австрийское» и т. д., то, что отличает сферу одной национальной культуры от другой. Так, вопрос об особенностях и смысле существования России, поставленный В. Соловьевым (от старца Филофея), разворачивается в сфере геополитической: «Москва - третий Рим», - законная преемница мировой державы со своими неповторимыми чертами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

    1. Атлас рекреационных ресурсов Подмосковья. Культурное наследие.- М.: Редакционно-издательский отдел Упрполиграфиздата Администрации Московской области, 2008.
    2. Колотова Е.В. «Рекреационное ресурсоведение»: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «менеджмент». – М., 2009г.
    3. Наумов М.С., Филатова Е.В. «Подмосковье»: Издательский дом Симон-пресс . – М., 2003 г.
    4. Петроянов-Соколов И. П.,. Разгонов С.Н Памятники отечества. – М.: Академия, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Этнокультурные константы Москвы в туристической деятельности