Этнокультура народов мира и этнотуризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:27, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы этнографического туризма;
- проанализировать состояние этнографического туризма России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Этнокультура ………………………………………………..4
Этнокультура народов мира……………………………………..4
Россия как тип культуры. Особенности русской культуры……6
Глава 2. Этнотуризм………………………………………………….13
2.1 Этнографический туризм, как разновидность современного
туризма………………………………………………………………..13
2.2 Этнографический туризм в России………………………………18
Заключение……………………………………………………………..23
Список использованной литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

этнокультура.docx

— 51.30 Кб (Скачать файл)

       Возвращаясь  к этническому туризму, необходимо  сказать, что иногда его называют  также этнографическим, поскольку  этнография («народоведение») –  это наука, изучающая культурные  и бытовые особенности разных  народов мира, а в данном случае  турист непосредственно знакомится  с этими особенностями и в определенной мере изучает их. 

 

Виды этнографического туризма.

 

       Этнографический  туризм может быть представлен  двумя основными видами.

 

       Во-первых, это посещение существующих поселений,  сохранивших особенности традиционной  культуры и быта определенных  народов. Указанные поселения  можно назвать демонстрационными  или показательными, и они бывают  как постоянные, так и временные  (например, стоянки кочевников-скотоводов  или бродячих охотников и собирателей). Туристические маршруты, проходящие  через такие поселения, существуют  во многих странах. Так, популярным  видом отдыха в Египте является  сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы  посещают стоянки бедуинов и  знакомятся с их кочевым укладом жизни.

 

       Одной  из целей поездки в латиноамериканское  государство Перу для многих  туристов является желание соприкоснуться  с традиционным бытом коренных  жителей страны – индейцев. Для  этого туристы отправляются в  глубинные районы страны –  в частности, в джунгли бассейна  Амазонки. В данном случае четко  прослеживается сочетание этнографического  туризма с экологическим. Аналогичные  маршруты проложены в горах  Северной Индии и Северного  Таиланда, во внутренних районах  Австралии и на островах Океании.  И в некоторых сельских поселениях  различных стран Европы население  иногда использует национальную  одежду, привлекая тем самым туристов. Часто в разных регионах мира туристы становятся свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников и фестивалей. Посещая традиционные поселения, туристы с удовольствием приобретают в качестве сувениров различные изделия местных умельцев, пробуя блюда национальной кухни.

 

       Во-вторых, этнографический туризм включает  в себя  знакомство с музеями  народного быта. Особый интерес  вызывают этнографические музеи  под открытым небом, в которых  содержатся образцы традиционной  архитектуры, предметы быта и  проводятся национальные праздники.  При этом человек может своими  глазами увидеть предмет, принадлежащий  к той или иной культуре  и эпохе, узнать о его деловом  и символическом назначении, иногда  даже потрогать его и ощутить  причастность к культуре своего  и других народов. 

 

       Первый  такой музей под открытым небом   был создан в 1891 году в Швеции. Он получил название Скансен.  В нем  собраны все традиционные  постройки  со всей Швеции, проводятся фестивали  и демонстрируются  национальные танцы. 

 

       Итак, благодаря  этническому туризму  человек  получает возможность увидеть   традиционные жилищные и хозяйственные   постройки, местных жителей в   национальной одежде, а также  принять  участие в традиционных  праздниках, попробовать блюда национальной  кухни и купить в качестве  сувениров предметы традиционного  быта. Вернувшись из поездки, туристы  показывают своим родственникам  и знакомым приобретенные изделия,  делятся впечатлениями об особенностях  культуры этносов посещенного  региона. Все это в целом  способствует укреплению толерантного  отношения между представителями  разных этносов. 

 

       Одним  из направлений этнографического  туризма является аборигенный  туризм – это этнографический  туризм с участием (вовлечением)  представителей коренного населения. 

 

       Для  разработки программ по развитию  данного направления в туризме  и организации конкретных маршрутов  по местам проживания коренных  малочисленных народов важным  является этап подготовки.

 

       Необходимо  собрать все имеющиеся материалы,  документы, программы и планы   по развитию туризма в проектных  территориях; рассмотреть социально-экономическое  положение района; дать оценку  инвестиционных возможностей развития  устойчивого этнографического туризма  и сформировать пакет инвестиционных  предложений в виде базы данных; изучить спрос на услуги этнографического  туризма; создать партнерскую  сеть различных организаций, заинтересованных  в развитии этнографического туризма.

       Кроме  того, следует провести комплекс  маркетинговых  исследований  по оценке возможностей развития  устойчивого этнографического туризма  силами национальных общин, а  также определить степень готовности  и возможностей общин коренного  населения использовать потенциальные  ресурсы этнографического туризма  и развивать на своих территориях.

       Естественно  невозможно реализовывать проект  без соответствующих специалистов, что обусловливает необходимость  подготовки квалифицированных специалистов  в области этнографического туризма из числа местного населения.

       Этот  вид туризма будет востребован   в будущем в связи с его   уникальностью и неповторимостью,  так как в настоящее время  этническое разнообразие сокращается  со скоростью, соизмеримой с  темпами утраты биологического  разнообразия. Коренные малочисленные  народы являются носителями уникальной  культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнографического  туризма перспективно в комплексе  с развитием экологического туризма  на территориях их традиционно проживания.

       Этнографический  туризм может рассматриваться  как одно из возможных стратегических  направлений сохранения и развития  экономики традиционного хозяйства.  Развитие этнографического туризма  должно способствовать сохранению  культурного наследия и являться  фактором устойчивого развития  территорий проживания.

 

         Главная задача проектов по  развитию этнографического туризма  направлена на то, чтобы уберечь  процесс развития экологического  и этнографического туризма от  непродуманных, сиюминутных тенденций,  придать ему устойчивость –  прежде всего, посредством активного  вовлечения коренных малочисленных  народов в сферу туристского бизнеса.

       Гарантией  стабильности и эффективности  проектов развития туристского  бизнеса и  устойчивого развития  в более  широком смысле  станет самостоятельное  руководство  реализацией проектов представителями  коренных малочисленных  народов.

 

 

2.2 Этнографический туризм в России.

 

       Россия располагает огромным потенциалом для всех видом туризма, в том числе и этнографического туризма. У нее есть все необходимое – огромная территория, богатое культурное и историческое наследие. В богатой истории России в разные времена оставляли свои следы викинги, древние славяне, монголо – татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки  и традиции.  Это стимулирует развитие этнографического туризма – делает современных россиян и граждан других государств интересными друг другу.

      Важнейшая задача этнокультурного туризма в ближайшие десятилетия – необходимость расширения потоков туристов в центральную зону европейской части России, характеризующуюся наиболее высокими социально – экономическими показателями.

       Бесспорное конкурентное преимущество Центральной России перед такими богатыми этнокультурными ресурсами макрорегионами, как Поволжье, Урал или Русский Север, - имидж исторического очага становления этноса, наличие многих широко известных известных центров народной культуры.

       Формирование регионами имиджа неповторимых и уникальных туристских центров этнографического туризма требует активной пропаганды тысячелетнего этнокультурного единства и многообразия различных народов страны.

       Этнографические деревни зачастую не располагают необходимым штатом научных сотрудников, соответствующей информационной базой, не имеют благоприятного транспортно – географического положения.

       Постепенно возрастает число туров на Русский Север, Алтай, в Прибайкалье, в которых удачно совмещены элементы экологического, этнографического и агротуризма, свидетельствует о больших шансах на успех подобного рода программ и в других регионах страны.

       В настоящее  время отечественный этнографический  туризм не достиг уровня развития, соответствующему его богатейшему  ресурсному потенциалу.

       На современном  туристском рынке отсутствуют  профессиональные организаторы, специализирующиеся  исключительно или преимущественно  на этнографических и ностальгических  турах. Более того, в последние  годы многие эксперты отмечают  некоторое снижение интереса  к внутреннему этнографическому  туризму.

       На этом  фоне впечатляют довольно высокие  темпы увеличения въездного и  внутреннего этнографического туризма  во многих регионах Европейского  Севера, Дальнего Востока, Восточной  Сибири. Так или иначе, но доля  этого вида путешествий в структуре  национального туризма по –  прежнему не превышает нескольких  процентов.

       По уровню  туристского предложения, учитывающего  неравномерность распределения  туристских ресурсов на территории  страны, а также различный уровень  развития туристской инфраструктуры  и кадрового потенциала, районы  страны могут быть распределены  следующим образом:

  • Районы с высоким уровнем развития туристского продукта – Москва и Московская область, Санкт – Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;
  • Регионы со средним уровнем туристского продукта – Северо – Западный регион, Тверская область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики Северного Кавказа, как Карачаево – Черкесия и Кабардино – Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты – Мансийский автономный округ;
  • Регионы с недостаточным уровнем развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития: прибрежные территории Каспийского и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца – Иосифа), Дальневосточный регион ( Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь ( Алтай, Красноярский край и др.), Тува ( п. Кунгуртук, озеро Тере – Холь, крепость Пор – Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районах туристский продукт только начинает появляться.

       Одной  из актуальных проблем является  проблема транспортной составляющей  в обеспечении дальнейшего развития  туризма в России. Это относится  к авиа-, железнодорожному, водному  и автосообщению, строительству  автомобильных дорог.

       На сегодняшний  день почти в каждом регионе  России получают развитие проекты  в области этнографического туризма.  Так на территории Краснодарского  края у всех желающих появилась  возможность ближе познакомиться  как со своей национальной  культурой, так и погрузиться  в традиции других народов  Кубани. В анапском селе Гай  Кодзоре открыт культурный армянский  центр «Арин – Берд», где  все приезжие смогут познакомиться  с историей и культурой одной  из самых больших диаспор на  Кубани. На территории Анапского  района существует парк «Добродея». В состав данного парка входит  этнографическая композиция «Казачье  подворье» представленное в виде  казачьего музея, где всем желающим  рассказывают об истории и  традициях казачества на Кубани.

       В Крымском  районе Краснодарского края открыт  этнический культурно – развлекательный  центр «Кавказские легенды», в  котором гостей знакомят с  черкесскими обычаями и фольклором.

       Аналогичные  проекты развиваются в Пермском  крае, они знакомят жителей и  гостей региона с живой самобытной  культурой коренных народов Прикамья.

       В Нижегородской  области предлагают уникальное  путешествие по загадочным и  малоизученным заволжским местам  силы, осознанное исследование взаимосвязи  внутреннего пространства и окружающего  мира через красоту природы, познание национальной культуры и быта, освоение ремесел.

       На Чукотке  стоит только попасть в дом  к оленеводу, охотнику как моментально  вливаешься в традиционный уклад.  И за долгими утренними и  вечерни «чаепитиями» пропитываешься  их стилем жизни, переживаешь  их захватывающие тундровые или  морские истории, и просто становишься  частью Чукотки на некоторое  время.

       Наличие  такого количества крупных проектов  говорит о том, что в настоящий  момент интерес к традиционной  культуре народов, их языкам, обычаям,  обрядам, истории постоянно растет. И на сегодняшний день строительство  субъектов этнического стиля  является перспективным направлением  развития в туризме России.

Информация о работе Этнокультура народов мира и этнотуризм