Экскурсионный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Впервые экскурсии стали внедряться в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании, в конце 18 - начале 19 вв.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ЭКСКУРСИИ

1.1 Основные аспекты экскурсионного дела

1.2 Сущность и понятие экскурсии в экскурсоведении

2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

2.1. Технология подготовки новой экскурсии

2.2. Составление маршрута экскурсии

2.3. Прием (сдача) и утверждение экскурсии

2.4. Методика проведения экскурсий

3. ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ ПО ГОРОДУ ТАГАНРОГУ

3.1 Необходимые сведения и документация для создания экскурсии

3.2 Функция контроля на всех этапах разработки экскурсии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Экскурсионный менеджмент курсовая.docx

— 41.14 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ И ПОНЯТИЕ  ЭКСКУРСИИ

 

1.1 Основные аспекты экскурсионного  дела

 

1.2 Сущность и понятие  экскурсии в экскурсоведении

 

2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

 

2.1. Технология подготовки  новой экскурсии

 

2.2. Составление маршрута  экскурсии

 

2.3. Прием (сдача) и утверждение  экскурсии

 

2.4. Методика проведения  экскурсий

 

3. ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ  ПО ГОРОДУ ТАГАНРОГУ 

 

3.1 Необходимые сведения  и документация для создания  экскурсии

 

3.2 Функция контроля на  всех этапах разработки экскурсии

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Со словом экскурсия у  каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Экскурсия  сопровождает нас всю жизнь. Она  прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Впервые экскурсии стали внедряться в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании, в конце 18 - начале 19 вв. Постепенно они  стали органической частью учебного процесса в школе. В 1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная  комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов. Параллельно развивались  экскурсии культурно-просветительского  направления, проводимые экскурсионными организациями, например, «Экскурсии по России», основанная в 1907 при Российском обществе туристов (РОТ).

 

Советская власть также рассматривала  экскурсию как обязательный элемент  учебного процесса. Экскурсии культурно-просветительского  характера стали составной частью туризма в конце 20 - начале 30-х  гг. прошлого века. В 1928 создано акционерное  общество «Советский турист», преобразованное  в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Во многих городах были открыты  экскурсионно-туристские станции Наркомпроса. С 1936 руководство развитием туризма и экскурсий было возложено на ВЦСПС и его организации. Биржаков М.Б. Сущность и специфика туризма. - СПб.: Питер, 2006. - 236 с

 

В настоящее время экскурсионная  деятельность регулируется в России Федеральным законом N 132-ФЗ "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми  актами. Экскурсия стала полноценным  элементом туристической деятельности, что придает актуальность выбранной  теме.

 

На данном этапе развития туристического рынка процесс создания, утверждения и проведения экскурсий  является важнейшим показателем, отвечающим за их качество, адаптированность и разнообразие, а значит и за качество предоставляемых услуг. Горбунов В.С. Туристический рынок и тенденции его развития. - М.: Юнити, 2007. - 257 с.

 

По этому является важным как организованно проведение подготовки экскурсии и экскурсионного материала, динамика создания новых экскурсий, а также правильное руководство  процессом.

 

Цель данной работы заключается  в изучении феномена экскурсионного менеджмента на конкретном примере  создания новой экскурсии. В связи  с этим, главными задачами являются рассмотрение теоретических аспектов экскурсионного менеджмента и экскурсионного дела и пример разработки экскурсии  на основе вышеперечисленных теоретических  материалов.

 

1. ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ И ПОНЯТИЕ  ЭКСКУРСИИ

 

 

1.1 Основные аспекты экскурсионного  дела

 

 

Экскурсионное дело -- важный раздел культурно-просветительной  работы среди населения. Экскурсионному делу -- свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70-е и 80-е годы 20-ого столетия.

 

В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий  и технике их проведения, организации  экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время  мало внимания уделялось экскурсионной  теории. Это обстоятельство вызывало тревогу у ученых-экскурсионистов.

 

В дословном переводе греческое  слово «теория» означает наблюдение, рассмотрение, исследование.

 

Для работников туристско-экскурсионной  отрасли экскурсионная теория -- это общая сумма теоретических  положений, которые служат основой  экскурсионного дела, определяют главные  направления его развития и совершенствования.

 

В экскурсионной теории важное место занимают вопросы, связанные  с экскурсионным методом, методологией экскурсионного дела и методикой. Понятия  метод, методология и методика взаимосвязаны  и обусловлены. Представим эту связь  в следующем виде: Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 23 с.

 

Рис. 1.1 Схема связи понятий: метод, методика, методология

 

Развитие экскурсионной  теории, начатое в 20-е годы, продолжается и в настоящее время. В течение  первого периода это развитие базировалось на основах школьной педагогики. Классификация экскурсий, их признаки и функции, сам экскурсионный  процесс определялись в расчете  на экскурсии для школьников. При  этом ученые-экскурсионисты и методисты исходили из задач и требований общеобразовательной школы. Исключением служил раздел музейных экскурсий, где делались попытки осмыслить экскурсионную теорию применительно ко всей массе экскурсантов (и взрослых, и детей). Научные сотрудники музеев и ученые Московского научно-исследовательского института культуры в своих публикациях рассматривали некоторые вопросы экскурсионной теории, но до середины 70-х годов серьезной разработки экскурсионной теории не было.

 

Нужно согласиться с ними в том, что теория экскурсионного дела уже в 30-х годах развивалась  в условиях творческих исканий и  дискуссий и что в целом  теория экскурсионного дела находится  в стадии становления.

 

Более интенсивное развитие экскурсионной теории началось в 70-х  годах. Это объясняется передачей  экскурсионного дела профсоюзам, которые  создали специализированное подразделение -- Главное экскурсионное управление, Центральную научно-исследовательскую  лабораторию по туризму и экскурсиям и Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.

 

Развитие экскурсионной  теории связано также с расширением  экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т. е. превращением ее из формы отдыха и развлечения в  неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением. У экскурсии появились новые  функции, уточнились признаки, повысился  научный уровень экскурсионных  мероприятий, определились психолого-педагогические основы экскурсионной пропаганды, более  целеустремленно стал использоваться принцип наглядности, появилась  нормативная методология, выросли  кадры организаторов, методистов и  экскурсоводов.

 

Однако и в настоящее  время экскурсионная теория не стоит  на месте. Важные явления в жизни  туристско-экскурсионных организаций, бюро путешествий и экскурсий, государственных  и ведомственных музеев -- это  новые формы обслуживания потребителей, опыт энтузиастов, который, становясь  достоянием экскурсионных учреждений, тысяч методистов, экскурсоводов, преподавателей учебных заведений, приводит к тому, что отдельные положения экскурсионной  теории развиваются, заменяются новыми, более совершенными. Возникновение  и развитие теории являются результатом  обобщения познавательной деятельности, повседневного труда тысяч экскурсоводов. «Теория возникает на основе практики, но она не просто обобщает практический опыт, а идет значительно дальше, раскрывает новые связи, стороны  предмета».

 

1.2 Сущность и понятие  экскурсии в экскурсоведении

 

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем -- «вылазка, поездка». Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 24 с. Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

 

Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в  единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

 

При рассмотрении понятия  «сущность экскурсии» необходимо иметь  в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде: Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 27 с.

 

Рис 1.2 Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии

 

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых  раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие  подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими  навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).

 

В настоящее время экскурсия  выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические  функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения  материала и характеризуется  как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.

 

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный  на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских  институтов и т. д.

 

Показ объектов происходит под  руководством квалифицированного специалиста -- экскурсовода. Важное условие успешного  проведения экскурсии - владение экскурсоводом  искусством слова, свободное изложение  материала. Это предъявляет определенные требования к культуре речи экскурсовода: во-первых, речь должна быть построена  грамотно, логично; во-вторых, чтобы  дать наиболее полное представление  об объектах, исторических событиях, конкретных лицах, речь должна быть точной и в  то же время образной, что достигается  умелым использованием сравнений, цитат, ярких эпитетов, метафор, пословиц, поговорок. Речь должна быть экономной. Экскурсоводу следует заранее тщательно  продумать свою речь, найти нужные слова и точные формулировки для  анализа экскурсионных объектов и рассказа о связанных с ними событиях.

 

2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

 

 

2.1 Технология подготовки  новой экскурсии

 

 

Создание новой экскурсии  по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия  целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости  от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического  усвоения ими основ педагогики и  психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

 

Подготовка новой экскурсии  поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а  в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. - М.: Турист, 2004. - 96 с. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей - научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д.

 

Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.

 

Подготовка новой экскурсии  проходит три основных ступени:

 

Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение  цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

 

Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных  методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

 

Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии  руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

 

В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.

 

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

 

· организационной (знакомство с экскурсионной группой и  инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения  на маршруте);

 

· информационной (краткое  сообщение о теме, протяженности  и продолжительности маршрута, времени  отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания  экскурсии).

 

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

Информация о работе Экскурсионный менеджмент