Экскурсионный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Впервые экскурсии стали внедряться в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании, в конце 18 - начале 19 вв.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ЭКСКУРСИИ

1.1 Основные аспекты экскурсионного дела

1.2 Сущность и понятие экскурсии в экскурсоведении

2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

2.1. Технология подготовки новой экскурсии

2.2. Составление маршрута экскурсии

2.3. Прием (сдача) и утверждение экскурсии

2.4. Методика проведения экскурсий

3. ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ ПО ГОРОДУ ТАГАНРОГУ

3.1 Необходимые сведения и документация для создания экскурсии

3.2 Функция контроля на всех этапах разработки экскурсии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Экскурсионный менеджмент курсовая.docx

— 41.14 Кб (Скачать файл)

 

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут  и состоять из двух частей. Первая - итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая - информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.

 

Отбор объектов для экскурсии  заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно  разрабатываемой темы, так и для  будущих экскурсий.

 

В карточку объектов вносятся следующие данные: Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 37 с.

 

1) наименование объекта  (первоначальное и современное), а также название, под которым  памятник известен у населения;

 

2) историческое событие,  с которым связан памятник, дата  события;

 

3) местонахождение объекта,  его почтовый адрес, на чьей  территории памятник расположен (город, поселок, промышленное  предприятие и т. д.);

 

4) описание памятника (подъезд  к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

 

5) источник сведений о  памятнике (литература, где описан  памятник и события, связанные  с ним, архивные данные, устные  предания, основные печатные работы  и места хранения неопубликованных  работ);

 

6) сохранность памятника  (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата  последнего ремонта, реставрации);

 

7) охрана памятника (на  кого возложена);

 

8) в каких экскурсиях  памятник используется;

 

9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

 

К карточке прикрепляется  фотография объекта, воспроизводящая  его нынешний и прежние виды.

 

Также стоит отметить, что  успех проведения экскурсии находится  в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного  методического приема диктуется  задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного  объекта.

 

Техника ведения экскурсии  объединяет все организационные  вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например, тщательно  продумывают, когда и где экскурсанты  выходят для осмотра объекта, как происходит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда  демонстрируются экспонаты «портфеля  экскурсовода» и т. д. Соответствующие  записи вносятся в графу методической разработки «Организационные указания». Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте  поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания относятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно  сформулировать рекомендации об использовании  пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем, организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля»; о порядке возложения венков и т. д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

 

Также стоит обратить особое внимание на методическую разработку экскурсии, как одного из основных аспектов технологии подготовки.

 

Методическая разработка - документ, который определяет, как  провести данную экскурсию, как лучше  организовать показ памятников, какую  методику и технику ведения следует  применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 41 с. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

 

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

 

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

 

на титульном листе  располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность  маршрута, продолжительность в академических  часах, состав экскурсантов, фамилии  и должности составителей, дата утверждения  экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.

 

на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

 

2.2 Составление маршрута  экскурсии

 

 

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости  от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра  объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения  безопасности экскурсантов. Одна из задач  маршрута - способствовать наиболее полному  раскрытию темы.

 

Основные требования, которые  должны быть учтены составителями маршрута, это организация показа объектов в логической последовательности и  обеспечение зрительной основы для  раскрытия темы.

 

В практике экскурсионных  учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

 

Примером хронологического построения маршрута могут служить  экскурсии, посвященные жизни и  деятельности выдающихся людей.

 

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные  с раскрытием определенной темы в  жизни города (например, «Архангельск строится», «Литературное Подмосковье» и др.).

 

Все обзорные городские экскурсии  построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения  материала по хронологии в таких  экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

 

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с  учетом следующих требований: Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.-134 с.

 

- показ объектов следует  проводить в определенной логической  последовательности, не допуская  ненужных повторных проездов  по одному и тому же участку  маршрута (улице, площади, мосту,  шоссе), т. е. так называемых  «петель»;

 

- наличие доступности  объекта (площадки для его осмотра);

 

- переезд или переход  между объектами не должен  занимать 10-15 минут, чтобы не было  слишком длительных пауз в  показе и рассказе;

 

- наличие благоустроенных  остановок, в том числе санитарных  и мест парковки транспортных  средств.

 

Рекомендуется к моменту  проведения экскурсии иметь несколько  вариантов движения группы. Необходимость  изменения маршрута в ряде случаев  вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при  создании различных вариантов маршрута.

 

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При  организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: 1) ознакомиться с планировкой  трассы, улицами, площадями, по которым  проложен маршрут; 2) уточнить место, где  расположен объект, а также место  предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы; 3) освоить  подъезд на автобусе к объектам или  местам стоянок; 4) провести хронометраж  времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также  уточнить продолжительность экскурсии  в целом; 5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа; 6) выбрать лучшие точки для  показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы; 7) выбрать  методику ознакомления с объектом; 8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

 

2.3 Прием (сдача) и утверждение  экскурсии

 

 

 При положительной  оценке контрольного текста и  методической разработки экскурсии,  а также при наличии укомплектованного  «портфеля экскурсовода» и карты-схемы  маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.-153 с.Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.

 

Прием (сдача) экскурсии носит  деловой характер, проводится в форме  творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Емельянов  Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 34 с.Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы и т. д.

 

 При положительном  заключении о контрольном тексте  и методической разработке, а  также на основании расчета  стоимости и определения нормы  прибыли новой экскурсии руководителем  экскурсионного учреждения издается  приказ об утверждении новой  экскурсионной темы и списка  экскурсоводов, допущенных к ее  проведению.

 

До работы допускаются  экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического  отдела.

 

2.4 Методика проведения  экскурсий

 

 

Методика проведения экскурсий  направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две  группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще  более сложной классификации  методических приемов: по их назначению, времени и месту использования  и т. д.

 

Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность  экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Методические приемы могут  быть рассмотрены в нескольких аспектах: как оптимальный способ выполнения определенных действий, как средство превращения пассивного осмотра  в активное наблюдение объекта экскурсантами; как основа процесса трансформации  устной информации в зрительную; как  основа анализа и синтеза на экскурсии  и т. д.

 

Все методические приемы, правильное использование которых составляет одну из основ профессионального  мастерства экскурсовода, могут быть по своему назначению подразделены следующим  образом Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 42 с.:

 

- приемы непосредственного  ведения экскурсии (показ и  рассказ);

 

- приемы, направленные на  создание условий для эффективного  проведения экскурсии.

 

Методические приёмы показа делятся на Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 31 с.:

 

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот  момент, когда экскурсанты находятся  на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень  наблюдения объекта. Существуют два  варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это  такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его  внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод  направляет внимание группы на определение  сущности объекта, что дает экскурсантам возможность: а) составить представление  об исторической местности, где происходили  рассматриваемые события; б) представить  данный объект в естественной обстановке; в) дать определенную оценку объекту; г) получить представление о его  природном окружении.

 

Второй вариант использования  приема предварительного осмотра состоит  в том, что началом служит краткое  вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть  в ходе наблюдения объекта, какие  его качества и конкретные особенности  рекомендуется выявить в ходе наблюдения.

 

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать (например, с панорамной площадки Воробьевых гор в Москве) вид местности. Для  панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты  и другие высокие точки, откуда открывается  панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

 

Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Как уже говорилось ранее, термин «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам. Сущность этого приема заключается в том, что словесным  путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Этот прием  широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные  маевки, митинги и другие события. Сюда же относят места, связанные  с жизнью и деятельностью государственных  деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников.

Информация о работе Экскурсионный менеджмент