Экскурсионный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы является экскурсионное обслуживание туристов.Предметом исследования выступает экскурсионный менеджмент. Цель исследования заключается в изучении феномена экскурсионного менеджмента. В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю экскурсионного менеджмент;
- изучить понятия, сущность и содержание экскурсионного менеджмента;

Содержание

Введение 2
I. ИСТОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 Становление экскурсионного дела 4
1.2 Экскурсии в годы советской власти 10
1.3 Современное состояние экскурсионного дела 13
II. понятие, сущность и содержание экскурсионного менеджмента 14
2.1Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания 14
2.2 Сущность, структура и содержание экскурсии 17
2.3 Дифференциация экскурсионного обслуживания 23
2.4 Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании 26
III. РАЗРАБОТАННАЯ ЭКСКУРСИЯ 30
3.1 Программа обслуживания 4 дня/3 ночи в городе-герое Волгоград 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список литературы: 35

Вложенные файлы: 1 файл

моя к р 1.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Волгоградская  государственная академия физической культуры»

КАФЕДРА ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 
 
 
 
Курсовая  работа

На тему: «ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                               Работу выполнила: студентка 4-го курса

                                               группа 42-м

                                               Буйваленко Ольга  Владимировна

                                               Научный руководитель:

                                               Колганов Роман  Игоревич

 
 
 
 
 
ВОЛГОГРАД 2011 

     Оглавление

Введение 2

I. ИСТОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО  МЕНЕДЖМЕНТА 4

1.1 Становление экскурсионного  дела 4

1.2 Экскурсии в годы  советской власти 10

1.3 Современное состояние  экскурсионного дела 13

II. понятие, сущность и содержание экскурсионного менеджмента 14

2.1Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания 14

2.2 Сущность, структура  и содержание экскурсии 17

2.3 Дифференциация экскурсионного  обслуживания 23

2.4 Экскурсовод и  его роль в экскурсионном  обслуживании 26

III. РАЗРАБОТАННАЯ ЭКСКУРСИЯ 30

3.1 Программа обслуживания 4 дня/3 ночи в городе-герое  Волгоград 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

Список  литературы: 35

 

Введение

     В настоящее время выбранная мной тема весьма актуальна, так как экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Впервые экскурсии стали внедряться в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании, в конце 18 - начале 19 вв. Постепенно они стали органической частью учебного процесса в школе. В 1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов. Параллельно развивались экскурсии культурно-просветительского направления, проводимые экскурсионными организациями, например, «Экскурсии по России», основанная в 1907 при Российском обществе туристов.

     В настоящее время экскурсионная  деятельность регулируется в России Федеральным законом N 132-ФЗ "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами. Экскурсия стала полноценным элементом туристической деятельности.

     Объектом  исследования данной работы является экскурсионное обслуживание туристов.Предметом исследования выступает экскурсионный менеджмент. Цель исследования заключается в изучении феномена экскурсионного менеджмента. В работе поставлены следующие задачи:

     - рассмотреть историю экскурсионного менеджмент;

     - изучить понятия, сущность и содержание экскурсионного менеджмента;

     Гипотеза  исследования заключается в том, что в целях стимулирования развития туризма требуется разработка новых экскурсионных маршрутов.

     В процессе написания курсовой работы я использовала учебные пособия в которых обобщены труды признанных специалистов в туризме.

 

     I. ИСТОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО  МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Становление экскурсионного дела

     Впервые сведения об экскурсиях появились во второй половине XVIII в. Это были школьные экскурсии, которые предшествовали появлению туризма. Одним из первых организаторов и энтузиастов  экскурсионной работы с детьми был  декабрист И.Д. Якушенко. Находясь в  ссылке, он работал в женской школе, практиковал летние походы и экскурсии  со своими воспитанниками с целью  изучения растительного мира.

     Во  второй половине XIX в. школьно-экскурсионное  дело получило поддержку официальных  властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств  морально-религиозного воздействия  на учащихся. Школьные экскурсии проводились  преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. С 1899 г. при педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации  общеобразовательных экскурсий  для учащихся гимназий, училищ и  школ.

     Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных  выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.

     Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших  походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции  использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для  просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации.

     Крымский  горный клуб. В XIX в. среди россиян большую популярность получил горный район Крым, к которому легко было добраться по суше и по морю. Крымские горы привлекали доступностью своих хребтов и удобными для путешествий тропами. К тому же целительный сухой климат благоприятно сказывался на людях с заболеваниями дыхательной системы. Эти свойства сделали его наиболее посещаемым районом России.

     В 1876 г. состоялась первая экскурсия в  Крым, проведённая профессором геологии Н.А. Головкинским. Он пригласил на экскурсию 25студентов Новороссийского университета, для которых добился бесплатного  проезда на пароходе Русского общества пароходства и торговли из Одессы в Крым и обратно. Экскурсанты  познакомились с Ялтой, Никитским  садом, морским побережьем горной частью Крыма, собрали геологические коллекции. Позже профессор Н.А. Головкинский выпустил путеводитель по Крыму - одно из первых популярных краеведческих  изданий. Интерес, который проявляли  в конце XIX в. к Крыму, определил  появление второго в России объединения  любителей гор (первым был Кавказский горный клуб, основанный в 1877 г.). Клуб был  основан в Одессе в 1890 г. и получил  название Крымского горного клуба.

     Свою  деятельность клуб начал с организации  экскурсии 19 членов в Крым в апреле 1891 г. Экскурсанты посетили Севастополь  и ознакомились с археологическими раскопками в Херсонесе, древним  Инкерманским монастырём, высеченным в известняках, Айтодорским маяком, Никитским садом и другими  достопримечательностями Крыма. Во время этой восьмидневной экскурсии  членами клуба были собраны геологические, почвенные, ботанические, энтомологические коллекции, которые должны были послужить  основой при создании музея Крымского  горного клуба.

     С первого же года клуб приступил к  собиранию данных по геологии, географии, флоре, фауне, этнографии, археологии и  истории Крыма и поставил задачу начать издание этих материалов с  целью популяризации Крыма как  туристского района. И уже в 1891 г. первый выпуск «Записок Крымского  горного клуба» увидел свет, после  чего регулярное их издание продолжалось в течение 25 лет.

     Особое  место в деятельности Крымско-Кавказского  горного клуба занимало Ялтинское  отделение. Именно это отделение  занялось широкой экскурсионной  деятельностью, организацией туристских поездок и экскурсий в Крым и по наиболее интересным местам Крымского  побережья.

     Год от года экскурсионная деятельность Ялтинского клуба набирала силу. Число  экскурсантов постоянно увеличивалось. Экскурсии отделения отличались большим разнообразием маршрутов. Основу их составляли однодневные экскурсии  в окрестностях Ялты.

     Популяризация экскурсий проводилась путём  рассылки плакатов и брошюр с их описанием в учебные заведения, различные учреждения крупных городов  России, публикации рекламных сообщений  об экскурсиях, еженедельного вывешивания  объявлений с расписанием экскурсий  в гостиницах, пансионатах, водолечебницах. Такие методы распространения экскурсий  принесли свои плоды. Экскурсиями Ялтинского отделения стали пользоваться приезжие из разных мест.

     За  время своей работы (более чем  за 20 лет) Крымско-Кавказский горный клуб стал влиятельной экскурсионной  организацией в России. Он заложил  прочный фундамент экскурсионного дела в нашей стране.

     Повышенный  интерес к экскурсиям, возникший  к 10-м гг. XX в., явился толчком к  созданию при некоторых обществах  экскурсионных комиссий, бюро, комитетов. Они взяли на себя функции содействия экскурсионным группам и отдельным  экскурсантам при знакомстве со столицами  и губернскими городами. Кроме  экскурсионных организаций при  различных обществах, появились и частные туристские конторы, основанные предпринимателями, предлагавшие свои услуги при проведении экскурсий по России и за рубеж.

     Количество  экскурсионных комиссий постепенно возрастало. Они создавались в  различных городах России: Екатеринбурге, Харькове, Ярославле, Москве и др. К концу 1915 г. существовало уже около 100 подобных организаций.

     С 1910 г. стали организовывать экскурсии  для сельских жителей в другие наиболее развитые сельскохозяйственные губернии. Они проводились для  ознакомления с высокопродуктивными  сельскими хозяйствами. Эти экскурсии  оказались весьма полезными для  крестьян, участвовавших в них. Во многих хозяйствах в результате такого своеобразного обмена опытом появились  спустя некоторое время различные  нововведения.

     В конце XIX - начале XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность  значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.

     Длительное  время организация экскурсий  для учащихся оставалась делом отдельных  энтузиастов. Таким был педагог  Александровской учительской школы  в Тифлисе - Николай Петрович Захаров. Важным средством обучения он считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на уроках. Он знакомил своих учеников на экскурсиях с природой Кавказа, его историей и культурой. Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали  различные предметы и явления, учились  описывать их, составлять геологические  и ботанические коллекции. Н.П.Захаров  считал обязательной организацию экскурсий  при изучении истории, географии  и других дисциплин естественного  цикла.

     Важным  толчком к расширению экскурсионной  деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их, рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия. Определённую роль в развитии ученических экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевлённый проезд в вагонах 3 класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50 км. предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершавших групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах до 1917 г.

Информация о работе Экскурсионный менеджмент