Экскурсионная программа на примере города –героя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы – углубленное и детальное изучение организации экскурсионного обслуживания.
Для достижения цели, мы определили следующие задачи:
- исследовать основные подходы к существующим определениям понятия «экскурсия», раскрыть ее сущность, функции и признаки;
- провести анализ вопросов, входящих в круг организации экскурсионной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность экскурсионного обслуживания
1.1 Комплекс задач экскурсионного обслуживания……………………………4
1.2 Сущность, структура и содержание экскурсии……………………………. 6
Глава 2. Экскурсионное обслуживание.
2.1 Дифференциация экскурсионного обслуживания…………………………10
2.2. Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании………………..12
Глава 3. Гражданско-правовое регулирование экскурсионной деятельности в РФ……………………………………………………………...14
Глава 4. Экскурсионная программа на примере города –героя Волгоград………………………………………………………………………..17
Заключение
Список литературы…………………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

                                                      

                                            СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Понятие и сущность экскурсионного обслуживания

1.1   Комплекс задач экскурсионного обслуживания……………………………4

1.2   Сущность, структура и содержание экскурсии……………………………. 6

Глава 2. Экскурсионное обслуживание.

2.1 Дифференциация экскурсионного обслуживания…………………………10

2.2. Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании………………..12

Глава 3. Гражданско-правовое регулирование экскурсионной деятельности в РФ……………………………………………………………...14

Глава 4.  Экскурсионная программа на примере города –героя Волгоград………………………………………………………………………..17

Заключение

Список литературы…………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение

          Актуальность темы. Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах. Впервые экскурсии стали внедряться в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании, в конце 18 - начале 19 вв. Постепенно они стали органической частью учебного процесса в школе. В 1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов. Параллельно развивались экскурсии культурно-просветительского направления, проводимые экскурсионными организациями, например, «Экскурсии по России», основанная в 1907 при Российском обществе туристов (РОТ). Перед революцией издавалось несколько журналов, посвященных экскурсиям, таких как «Экскурсионный вестник» (Москва, 1914-1916), «Русский экскурсант» (Ярославль, 1914-1917) .

          В настоящее время экскурсионная деятельность регулируется в России Федеральным законом N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [8] и другими нормативно-правовыми актами. Так, в указанном Законе экскурсант определяется как лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика. Соответственно экскурсовод (гид) определяется как профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.

Основная цель данной работы – углубленное и детальное изучение организации экскурсионного обслуживания.

Для достижения цели, мы определили следующие задачи:

- исследовать основные подходы к существующим определениям понятия «экскурсия», раскрыть ее сущность, функции и признаки;

- провести анализ вопросов, входящих в круг организации экскурсионной деятельности.

 

 

Глава 1. Понятие и сущность экскурсионного обслуживания.

1.1    Комплекс задач экскурсионного обслуживания.

         Экскурсия – туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных и иных познавательных потребностей туриста или экскурсанта.[1]

Рассматривая экскурсионное обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий системы организованного отдыха, следует иметь в виду, что комплекс за­дач экскурсионного обслуживания включает организацию отды­ха, поездок и путешествий с посещением исторических, куль­турных, природных и иных объектов.

Удовлетворение потребностей экскурсантов находится в пря­мой зависимости от количественного и качественного совмеще­ния форм экскурсионного обслуживания.

         Каждая форма организации экскурсионного обслуживания — это совокупность направленных действий, имеющих конкретную цель — удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов Целенаправленный характер работы по охвату населения экскур­сионными услугами осуществляется в следующих направлениях:

      место проживания;

      учебные заведения, учреждения, предприятия;

      турбазы, дома отдыха, пансионаты и т.п.;

      клубы, дома и дворцы культуры;

      семинары, курсы, симпозиумы, конференции и т.п.;

      аэропорты (порты), вокзалы, фестивальные площадки.

Основой всей работы по организации экскурсионного обслу­живания может быть бизнес-план предприятия, составленный с учетом изучения спроса и предложения экскурсионных услуг на рынке сферы туризма по видам экскурсий, их тематике, с уче­том состава участников. В нем отражаются основные показатели экскурсионного обслуживания, к которым относятся:

      объем экскурсионных услуг, предоставляемых населению, гостям страны (в денежном выражении);

      количество экскурсантов (туристов);

      прибыль от реализованных услуг.

Данные показатели являются оценочными и служат в качест­ве критериев совершенствования организации экскурсионного обслуживания, для чего на предприятии целесообразно иметь следующую информацию:

      номера телефонов, факсов и адреса организаций, связан­ных с обслуживанием экскурсантов;

      перечень тем экскурсий;

      картосхемы экскурсионных маршрутов по городу, району, определенной местности (региону), области, стране;

      список номеров телефонов и домашних адресов экскурсо­водов.

Полнота информации по организации экскурсионного об­служивания обеспечивается различного вида картотеками:

-транспортных предприятий (автохозяйств, автостанций, же­лезнодорожных вокзалов, аэропортов, портов и т.п.);

      средств размещения;

      предприятий питания;

      культурно-просветительных учреждений (музеев, концерт­ных залов, театров и др.), посещение которых предусмот­рено организаторами экскурсий;

      предприятий, являющихся объектами посещения и показа;

      с перечислением тем проводимых экскурсий согласно их классификации с указанием продолжительности, способа передвижения, места начала и окончания, стоимости экс­курсии.

Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими предприятиями (фирмами) на территории их административной принадлежности (город, район). Работу с группами, выезжаю­щими в другие города (даже в определенной области) проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, рас­положенные в этих городах. Экскурсовод, выехавший с группой, выполняет обязанности ее руководителя, дает путевую инфор­мацию. Такой подход соответствует современному периоду раз­вития экскурсионного обслуживания, характеризующемуся воз­растающим вниманием к последнему со стороны государства.

 

1.2    Сущность, структура и содержание экскурсии.

Специфика экскурсии заключается в органическом сочета­нии в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает объекты и сопровождает данный процесс анализом, пояснениями, исто­рическими справками. Он учит правильно воспринимать уви­денное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фак­там, с ними связанным. Таким образом, в процессе познания осуществляется целенаправленное воздействие на мировоззрение экскурсантов, а сообщаемые сведения, благодаря наглядности, хорошо запоминаются и способствуют расширению кругозора.

Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет следую­щие признаки, при отсутствии которых она не может быть таковой:

      наличие темы, цели и конкретных задач;

      наличие группы или индивидуального экскурсанта;

      наличие экскурсовода; » протяженность во времени;

      показ экскурсионных объектов в месте их непосредствен­ного расположения; » целенаправленность осмотра;

      передвижение по заранее разработанному маршруту.

В основу экскурсии положены следующие принципы:

научность — факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают объективную оцен­ку с позиций тех отраслей современной науки, к которым они относятся;

      идейность;

      правдивость;

      связь теории с практикой;

      доходчивость;

      убедительность;

Экскурсии выполняют следующие функции:

      экономическую;

      идейно-политическую;

      общеобразовательную;

      информационную;

      воспитательную;

      организации содержательного отдыха;

      расширения кругозора; » формирования интересов человека;

      специализированную (подготовки и переподготовки кадров).

 

 

Процессу создания экскурсии присущи следующие стадии:

      выбор темы;

      отбор и изучение источников;

      создание новой экскурсии на избранную тему;

подготовка для ее проведения.

Тема — концентрированное содержание экскурсии, ее глав­ная мысль, предмет показа и рассказа. Не следует забывать, что отбор экскурсионных объектов осуществляется в четком соот­ветствии с темой, так как она представляет собой определенный угол зрения на проблему. Название экскурсии — это ее имя, к которому предъявляются следующие требования:

      индивидуальность;

      точность;

      образность;

      легкость воспроизведения и запоминания;

      благозвучие.

Совокупность нескольких тем или большая их группа пред­ставляют собой тематику экскурсий, главными составляющими которой являются актуальность, значительность, разносторон­ность, связь с современностью. Непосредственный процесс соз­дания экскурсии состоит из следующих основных этапов:

      определение цели экскурсии и ее задач;

      подбор, изучение литературных и других источников ин­формации;

      отбор, изучение экскурсионных объектов (основных и до­полнительных);

      разработка маршрута и его уточнение (объезд, обход);

      составление контрольного текста экскурсии;

      выбор методических приемов ведения;

      составление методической разработки;

      подготовка вариантов индивидуального текста;

      заключение о тексте и методической разработке;

      проведение пробной экскурсии, ее утверждение.

Разработку экскурсий проводят в соответствии с их класси­фикационными признаками. Классификация экскурсий — это их распределение по однородным группам в соответствии с прису­щими этим группам признаками:

      состав участников;

      содержание;

      тематика;

      место проведения;

      формы проведения;

      способ передвижения; » цикличность.

По составу участников подразделяют экскурсии для следую­щих категорий лиц:

      детей (школьников младших классов);

      взрослых (учащиеся, молодежь, работники учреждений и т.д.);

      городских жителей;

      сельских жителей;

      местного населения;

      приезжающих туристов;

      индивидуалов.

Данный признак заложен в основу дифференцированного подхода к организации обслуживания различных контингентов населения.

По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (мно­гоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии дают общее представление о городе, населенном пункте, регионе. Они мно­готемны, строятся на показе различных по форме и содержанию экскурсионных объектов.

Тематические экскурсии объединены четко определенной темой и посвящены событию (группе событий). Тематические экскурсии делятся на группы, которые классифицируются на подгруппы. Так, к природоведческим экскурсиям относятся: географические; геологические; гидрогеологические; ландшафтные.

Экологические экскурсии имеют не только подгруппы (эколо­гия города, определенной местности и т.д.), но и подразделяют­ся на классы: экология и человек; экология водного бассейна; экология воздушного бассейна; экология флоры и фауны.

Исторические экскурсии по своему содержанию подразделя­ются на следующие подгруппы: историко-краеведческие; архео­логические; этнографические. Раскрываемые в данных экскур­сиях события позволяют изучить историческое развитие региона за определенный период, его быт, культуру, народные промыс­лы, а также ставшие доступными в результате поисков и находок археологов памятники (городища, некрополи, орудия труда, ну­мизматику и др.).[3]

Работа по подготовке темы экскурсии считается завершенной, когда разработаны следующие материалы:

1. Список использованных источников, включающий не толь­ко литературные, но и другие источники информации (архивные материалы, экспозиционные и фондовые материалы музеев, за­писи кино, видеохроники, встречи, интервью с участниками, очевидцами событий и др.).

2.  Карточка (паспорт) экскурсионных объектов. Экскурсионный объект — предмет (явление), дающий представление о характерных чертах, особенностях определенной эпохи развития общества, науки, техники, культуры, природы и т.п., вызывающий интерес экскурсантов к познанию окружающей действительности.

3.  Экскурсионные тексты: контрольный и индивидуальный. Экскурсионный текст — это комплексный, синтетический текст, который противопоставлен другим типам текстов. Включая фраг­менты текстов-источников (метатекстов), он через эмоциональную форму, часто через язык образов, моделирует процесс познания ок­ружающей действительности, оказывает значительное влияние на информированность воспринимающих лиц (экскурсантов).

4.  Схема маршрута — путь следования экскурсионной груп­пы, вычерченный на отдельном листе, где обозначаются начало маршрута, объекты показа (основные) и остановки для их на­блюдения, места выхода группы к объектам, конечная точка маршрута.

5.  Комплект наглядных пособий - «портфель экскурсово­да» — подборка фото, копий документов, архивных материалов, репродукций, картосхем и других вспомогательных материалов.

Информация о работе Экскурсионная программа на примере города –героя