Экономическая сущность туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:43, реферат

Краткое описание

Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемом месте. Туризм - важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной; местности или государству доход. Туризм во многих странах - деятельность, находящаяся под пристальным вниманием государства как экономически выгодная и прибыльная отрасль[1.Глава 3 стр. 13, электр.].

Содержание

Введение…………………………………………………..…………..3
Туристская индустрия………………………………………………..5
Туристское предприятие.……………….……………………………7
Организационно-правовые формы в сфере туристского бизнеса………………………….………………………….…………9
Туристская фирма……………………………….................….…....14
Планирование деятельноституристской фирмы…………..………16
Бизнес-планирование…………………………………….……...…..17
Заключение……………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая сущность туристской индустрии.docx

— 53.05 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО    

Российско-Армянский(Славянский) Университет

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Тема:

 

«Экономическая сущность туристской индустрии»

 

 

 

 

     Факультет:         Туризма и рекламы

Курс:      2

Предмет:          Экономика и предпринимательство в СКСТ  

Преподаватели:    Парсян Г. Э. , Саакян М. А.

Студентка:          Сусанна Арутюнян

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………..…………..3

Туристская индустрия………………………………………………..5

Туристское предприятие.……………….……………………………7

Организационно-правовые формы в сфере туристского  бизнеса………………………….………………………….…………9

Туристская фирма……………………………….................….…....14

Планирование деятельноституристской фирмы…………..………16

Бизнес-планирование…………………………………….……...…..17

Заключение……………………………………………………………19

Список литературы…………………………………………………..20

 

 

 

Введение

Туризм сегодня — это  сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию, В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 г. количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд, т. е. в 3 раза превысит показатели 2000 г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд долл. в день.

Сейчас в туризме  существуют две тенденции: подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке. Правомерно сделать вывод о том, что туризм стал глубоко укоренившейся частью культуры конца XX века.

Туризм объединяет в себе услуги и предметы потребления, что  характеризует его как межотраслевой  комплекс социальной и бытовой инфраструктуры, обладающий производственными и  непроизводственными функциями. Туристическими фирмами предлагаются различные  туристические продукты, стоимость  которых формируется исходя из затрат труда, необходимых ресурсов, а также  собственных интересов (прибыль) [3].

Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать  сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные  группы субъектов, которые взаимодействуют  в туризме.

Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности. Потребитель тура, туристского продукта, находящийся в данной местности не менее чем 24 ч, но не более 12 месяцев в течение календарного  года, путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Организации, предоставляющие туристам товары и  услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.

Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.

Таким образом, туризм может  быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих  при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. Путешествия, туризм - это комплекс родственных сфер бизнеса.

И так, для того, чтобы  полностью перейти к рассмотрению экономической сущности туристской индустрии, определим, что такое туризм.

Туризм  – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемом месте. Туризм - важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной; местности или государству доход. Туризм во многих странах - деятельность, находящаяся под пристальным вниманием государства как экономически выгодная и прибыльная отрасль[1.Глава 3 стр. 13, электр.].

 

Туристская индустрия.

 

Коммерческая направленность туристских предприятий приводит к  появлению туристского и сервисного бизнеса, а так же к созданию специализированной отрасли по производству сувениров  и товаров туристского назначения. Это обстоятельство позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный  комплекс туристско-сервисных предприятий. Туристская индустрия характеризуется  наличием субъектов (организаторы и продавцы туристского продукта) и их контрагентов (производители туристских услуг).

Современная система туризма  организационно включает следующие хозяйствующие субъекты:

  • Фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);
  • Фирмы-туроператоры, то есть фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;
  • Фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;
  • Специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы, кемпинги и др.);
  • Специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);
  • Специализированные транспортные предприятия (авиационные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);
  • Предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующие на товарах для туристов;
  • Предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);
  • Рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агенства и бюро, информационно-туристские центры и т.д.);
  • Государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих началах)[2.Глава 6, стр. 72].

 

 

Для того, чтобы перейти  к определению туристской индустрии  в целом, рассмотрим туристский спрос и туристское предложение.

Туристский спрос – это общее количество людей, которые путешествуют или желают путешествовать, пользуются туристским оборудованием и услугами за пределами традиционного места жительства.

В туризме предложение – это всё то, что предлагается туристу для удовлетворения его потребностей во время путешествия (проживание, питание, развлечения и т.д.) [4].

Туристский спрос сталкивается со специфическим предложением целого ряда туристских продуктов и услуг. Эти туристские продукты, взятые вместе, формируют туристскую индустрию.

Туристская индустрия - это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих  туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу. К материально-технической базе туризма (МТБ) относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. д [1, стр 21 электр.].

И так, отсюда можно сделать  вывод, что туристская индустрия  представляет собой структуру, которая располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует почто со всеми отраслями народно-хозяйственного комплекса.

Продукция туристской индустрии - это туристские товары и услуги, произведенные для удовлетворения потребностей туриста, возникающих  в процессе туристской поездки и  необходимых для обеспечения  этой поездки.  Характерной особенностью туристской индустрии туризма является то, что она объединяет в себе предприятия, производящие как материальные (товары), так и нематериальные продукты (услуги). Этим объясняется особенность и сложность экономики индустрии туризма. То есть продукция туриндустрии состоит из материальных и нематериальных товаров, но основой ее, безусловно, является нематериальная составляющая – услуга (сервис).

 

 

Можно привести следующую  классификацию предприятий, производящих продукты и услуги для туристов:

  • Первичные – предназначены непосредственно для обслуживания туристов (санатории, пансионаты, турбазы и т.п.). В условиях замкнутого туристского и курортного центра почти все предприятия, находящиеся на данной территории, относятся к этой категории;
  • Вторичные – предназначены для обслуживания преимущественно туристов, хотя их услугами могут пользоваться и местные жители (предприятия общественного питания, культурные заведения и т.п.);

Третичные – как правило, предназначены для обслуживания местных жителей, но их услугами также могут пользоваться для удовлетворения своих потребностей и туристы (общественный транспорт, почта и т.д.)

Если туристскую индустрию  рассматривать в более широком  плане, то это – самостоятельный народнохозяйственный комплекс, так как, кроме перечисленных субъектов, которые непосредственно связаны с туризмом, в нее входят и различные специализированные предприятия, не имеющие ярко выраженного туристского характера. 

К таким отраслям относятся пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб, транспортное машиностроение и автомобилестроение, топливная промышленность, капитальное и дорожное строительство, пищевая промышленность, многие другие отрасли сельского хозяйства и т.д.. Так же к ним относится сфера услуг, которыми пользуются туристы.

С экономической точки  зрения, туристская индустрия – это производственно-имущественный комплекс, объединяющий материально-техническую базу, сырье и рабочую силу.

 

Туристское предприятие.

Туристское предприятие  – это самостоятельно хозяйствующие  субъекты, которые на основе использования  имущества трудовым коллективом, производят и реализуют продукцию, выполняют  работы, предоставляют услуги.

 

Туристские предприятия  могут иметь различные формы  собственности (частные, государственные, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и др.), производить  туристские товары и услуги для одного или более индивидуумов. Все туристские предприятия являются частью туристской индустрии, которая производит товары и услуги. Туристский бизнес представлен  исключительно широко: от индивидуальных туристских предприятий до туристских компаний и разнообразных форм их объединения.

Туристские предприятия  самостоятельно решают, какие товары и услуги должны быть произведены, в  каких количествах, какого качества, при каких условиях, по какой цене они должны быть проданы, в каких  местах должны быть расположены туристские предприятия и другие проблемы. Туристские предприятия удовлетворяют потребности  и желания туристов в комплексе. Это не просто отдельно взятый отель, ресторан или туристский офис. Гостиница  или туристский офис – это только место, где производятся туристские продукты и услуги. Туристские предприятия могут работать более, чем с одним отелем или туристской фирмой. Туристские организации осуществляют виды деятельности, направленные на организацию досуга , рекреации, отдыха и лечение населения, посещение путешествующих знакомых и родствеххикови прочие цели, не запрещенные законодательством и соответствующие уставу.

Туристское предприятие  выполняет следующие функции:

    • организация;
    • маркетинг;
    • производство;
    • продажа(сбыт);
    • закупка;
    • финансовая деятельность;
    • управление.

Каждый работник является исполнителем одной из этих функций  и участвует в повышении эффективного производства.

  1. Функция организации должна исключать длительное <<межсезонье>>, частые ремонтные работы, чрезмерное административное влияние, неправильное ведение документации, перегрузку служб, очереди на обслуживание.
  2. Функция маркетинга состоит в определении и прогнозировании деятельности предприятия с учетом того, что какими будут запросы клиентов через несколько лет, каковы будут скорость и стоимость транспортных перевозок, каким клиенты хотели бы видеть предприятие в будущем и др.
  3. Функция производства состоит в изготовлении и предоставлении качественного туристского продукта и услуг по конкурентоспособной жене и в соответствии с требованиями клиентов.
  4. Функция продажи (сбыта). Весь коллектив должен искать контакты с клиентами, изучать и искать рынки сбыта для реализации туристского продукта своего предприятия.
  5. Функция закупок осуществляется службой закупок, которая должна полностью удовлетворить потребности производства в сырье(товаров), учитывать сроки поставки, вести переговоры по поводу закупочных цен.
  6. Финансовая функция состоит в осуществлении кредитно-финансовых операций, в том числе современных выплат заработной платы, контроля за движением средств предприятия, его платежеспособности.
  7. Функция управления обеспечивает достижение туристским предприятием финансовой и социальной целей. Стратегия достижения этих целей разрабатывается дирекцией под контролем владельцев. Руководство туристским предприятием должно быть централизованным, когда нужно быстро принимать решения, и децентрализованным, когда сотрудникам предоставляются автономия и инициатива[2, стр. 73-77].

Информация о работе Экономическая сущность туристской индустрии