Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Организация досуга подрастающего поколения является во все времена актуальной задачей специалистов – практиков социально – культурной сферы. В настоящее время, данное направление обращает на себя особое внимание, так как в сфере свободного времени подростков и молодежи имеются негативных тенденции, зависящих от интересов и приоритетов подрастающего поколения. Многие из них имеют отрицательное воздействие. Этому, в определенной мере, способствует неустойчивая позиция государства в организационных моментах по обеспечению молодежи средствами, формами проведения свободного времени. В том числе во многих городах и провинциях, не говоря о сельских районах, прекратили деятельность многие учреждения культуры. Отсюда и массовое увлечение молодежи алкоголем и др. вредными привычками.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3
I Теория зарождения туризма…………………………………………………… 8
1.1 История туризма……………………………………………………………… 8
1.2 Туристско – краеведческая работа по включению школьников в
систему общественных отношений……………………………………………. 26
II Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками……. 34
2.1 Анимационные формы в образовательных учреждениях………………... 34
2.2 Программа «Мы друзья природы»………………………………………… 45
Заключение………………………………………………………………………56
Список используемой литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (1).doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, включение ученика в систематическую туристско-краеведческую деятельность на протяжении его обучения в школе или школе – интернате способствует формированию готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. В этом направлении можно дать ученику специальные знания по медицине, гигиене, физиологии, необходимые для профилактики заболеваний и травматизма, оказания первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Опыт пеших и лыжных переходов поддерживает интерес к данному способу физических нагрузок, создает у ученика представления о возможностях организации собственного досуга активными методами на природе. Потребность в определенных поступках, совершаемых в специально созданных условиях, порождает привычки, перерастающие затем в качества личности.

В-пятых, школьный туризм и краеведение - действенные средства формирования отношения учащихся к выполнению обязанностей защитника Отечества как ценности. Предпосылкой этого становится посещение мест боев, краеведческих музеев, памятных мест, связанных с событиями военной истории Родины. Кроме того, готовность выпускника школы к реализации обязанностей защитника Отчества определяют полученные им знания и навыки по жизнеобеспечению в природной среде, которые учащиеся приобретают в туристских походах во время преодоления естественных препятствий, организации походного быта, ориентирования.

В-шестых, в процессе туристских походов можно сформировать у ребят готовность к природоохранительной деятельности. Смена ландшафтов, посещение природных памятников становятся основой для восприятия ребенком значения живой природы для общества и каждого человека. Краеведческое исследование дает знания о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду, необходимые для формирования собственной оценки фактов взаимодействия человека с его средой обитания. А наблюдения рождают интерес к изучению природы. Кроме того, в туристских походах детьми приобретаются навыки практической природоохранной деятельности: убрать место привала, почистить родник, огородить муравейник, сделать кормушки для птиц и животных.34

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что:

  • Туристско – краеведческое движение школьников – это массовая внеклассная работа по всестороннему изучению родного края;
  • Туристско – краеведческая деятельность решает воспитательные,  познавательные, оздоровительные задачи;
  • Школа в детском туризме выступает, как эффективное средство воспитания подрастающего поколения, включающего идейно - нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание;
  • Туристско – краеведческая работа с детьми и подростками является действенной формой включения их в систему общественных отношений.

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками

2.1 Анимационные формы  в образовательных учреждениях

Воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Это возможно не только на образовательных уроках, но и с помощью внеклассной работы. В настоящее время дополнительное (внеклассное) образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

  • художественно-эстетическое;
  • научно-техническое;
  • спортивно-техническое;
  • эколого-биологическое;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • туристско-краеведческое;
  • военно-патриотическое;
  • социально-педагогическое;
  • культурологическое;
  • экономико-правовое.

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка. «Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человек природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично – добыто на всю жизнь.»35

В социологическом плане воспитание  - означает формирование и развитие личности под воздействием всей совокупности объективных и субъективных факторов, с которыми индивид находится в контакте. Догматическая система воспитания изжила себя и не в состоянии способствовать решению таких задач как: развивать самовоспитание ребенка, повышать инициативность, активность и творческие способности детей.

В настоящее время сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации дел в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе.

Наиболее распространенными формами внеклассной работы считают: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.36

Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. 

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, туристические, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических учений и др. Распространённой формой являются школьные музеи.    По    профилю    они    могут    быть    краеведческие,    исторические,    историко-литературные, природоведческие, художественные.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности 

активизации    учащихся.    Так    конкурс,    олимпиада,    соревнование,    игра   требуют непосредственной активности каждого. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры, слеты, эстафеты. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Смотры — наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача — подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску. Слет – соревнование служит стимулом в познании азбуки путешествий, в совершенствовании туристских навыков. Проводить его целесообразнее осенью, в начале учебного года, чтобы он стал смотром туристской работы в школе за прошедший учебный год и летний период. Одна из форм туристской работы в школе – экскурсии, связанные с поездкой в какой – либо город или по какому – либо маршруту для посещения достопримечательных мест с познавательной (краеведческой) целью. Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием.

Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

 Школа является первой организованно-действующей средой, длительное время влияющей на ребёнка в период, когда он проходит три важнейших этапа развития, детство, отрочество, юность. Школа аккумулирует все воздействия среды в целом. Преобразование социальной позиции подростка рассматривается в органической взаимосвязи с преобразованиями социальной среды. Социальные функции школы состоят в том, чтобы обеспечивать приобщение подрастающих поколений к ценностям, созданным цивилизацией, и вооружать их способами освоения и приумножения её богатств. Источник социальной активности, формирующей потребности, находится в общественно- политической и культурной среде жизни, которая воздействует на школу. В Конвенции о правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 г. зафиксированы три основных права ребёнка; на выживание, развитие и защиту. Это важный ориентир для России, в которой сегодня интенсивно "размывается " социальная инфраструктура детства в области здоровья, образования, культуры, спорта. Интересы детей, которых в РФ 28,5% от численности, населения, затрачивают всё общество. Образ жизни детей, уровень их развития, служат важнейшим индикатором благополучия страны. Социальное воспитание детей объективно служит государственным инструментом стабилизации общества. 37

Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Воспитание стимулирует опыт познания мира и опыт мировой общественной практики.

О.С. Газман в статье «Ответственность школы за воспитание детей» предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:

    1. Воспитание – это органическая часть целостного «образования личности», оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности.
    2. Процесс воспитания – это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов.
    3. «Реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности.
    4. Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания.
    5. Идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающим для гуманистической ориентации педагога.
    6. Участие детей во внеурочной работе должно быть добровольным.
    7. Коллективная творческая деятельность – это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляющуюся общность детей и подростков.38

На основе этого можно сделать вывод, что внеклассная работа способствует всестороннему развитию личности. Но возникает проблема, как организовать эту деятельность, что бы она была интересна ученикам?

  В последнее время встречаются  такие словосочетания, как мультианимация, фотоанимация, киноанимация и др. (от лат. Anima– душа; animatus – одушевление).

Анимация рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры, состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.

Анимация это новое направление в организации досуга, которое призвано «вдохнуть душу» в программы и тем самым привлечь к ним участников. Следовательно, аниматор – это специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирующий человека  в многообразии видов досуга, организующий полноценный досуг.39

Характерными чертами современной анимационной деятельности является высокий уровень культурно – технической оснащенности, использование современных анимационных технологий, форм и методов организации и высокий художественный уровень. Качество анимационной программы связано, как правило, с интересными режиссерскими находками, богатым арсеналом сценографических, музыкальных, пластических, речевых, светотехнических приемов в разработке и реализации анимационных программ.40

Досуг детей и подростков существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально – психологических особенностей, повышенной эмоциональностью восприятия.41

Выделяют следующие функции анимации:

    • Адаптационная – позволяет перейти от повседневной обстановке к свободной, досуговой;
    • Компенсационная – освобождает человека от физической и психической усталости повседневной жизни;
    • Стабилизирующая – создает положительные эмоции и стимулирует психическую стабильность;
    • Оздоровительная – направлена на восстановление, развитие физических сил человека;
    • Информационная – позволяет получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.;
    • Образовательная – позволяет приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;
    • Совершенствующая – приносит физическое и интелектуально6е усовершенствование;

Информация о работе Туристские анимационные формы в работе с детьми и подростками