Туризм как многогранное явление современного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:44, реферат

Краткое описание

Существуют по крайней мере четыре взгляда на туризм как явление современного мира. Чаще всего эти взгляды предстают перед нами в виде сложившихся штампов, отличия между которыми трудно заметить.
Туризм как отрасль хозяйства - это наиболее распространенное утверждение о туризме, особенно руководителей регионов, экономистов.

Вложенные файлы: 1 файл

туризм.docx

— 75.01 Кб (Скачать файл)

Типовой контракт, подлежащий подписанию турагентством и клиентом согласно Директиве ЕЭС от 13.05.1995 г.

В России действуют следующие нормативные акты, регулирующие деятельность туристских организаций:

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.96 стал первым специальным законом для отрасли туризм. В законе определены основные понятия, используемые в туристской деятельности, принципы, приоритетные направления и цели государственного регулирования туристской деятельности, основы договорных отношений в туризме, права и обязанности туриста, особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта, обеспечение безопасности туризма, формы сотрудничества в туристской отрасли. В настоящее время Закон действует в редакции Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от 28.06.2009 №123-ФЗ.

Федеральный закон "О защите прав потребителей" (в ред. от 09.01.1996 №2-ФЗ, от 17.12.1999 №212-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ).

Федеральный закон “О порядке выезда из РФ и въезда в РФ” от 18.07.96 г. регламентирует порядок оформления и выдачи документов для выезда из РФ и въезда в РФ граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок въезда и выезда из РФ, порядок транзитного проезда через территорию РФ. Установленный в законе порядок регулирует такие виды туристской деятельности, как выездной и въездной туризм в части оказания туристскими организациями услуг по оформлению выездных документов для граждан РФ и въездных документов для иностранных граждан. Кроме того, порядок пересечения границы РФ определен в федеральном законе «О государственной границе РФ».

«Правила оказания услуг по реализации туристского продукта». Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 №452. Регламентируют деятельность туристских агентств.

2. Модели государственного  регулирования туристской сферы.

Изучение организации управления туризмом позволяет выделить 3 модели государственного управления. Первая модель, модель «саморегулирования» предусматривает отсутствие центральной государственной туристской администрации и решение всех вопросов функционирования и развития туристской индустрии на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации». Такая система управления применяется в странах, где туризм стране вообще не нужен либо когда субъекты туристского рынка сознательны, экономически сильны и могут решать проблемы развития туризма без государственного вмешательства. Вообще туристский рынок в США насчитывает уже почти вековую историю, активная деятельность турагентств и бюро путешествий на американском рынке началась в 20-30-е гг. 20 века. Поэтому в туристской индустрии США был накоплен достаточный потенциал для саморазвития и саморегулирования туризма.

Вторая модель, модель «приоритетности туризма» характеризуется наличием сильного и авторитетного государственного органа, контролирующего функционирование и развитие всей системы туризма внутри страны. Такая модель управления применяется в развивающихся странах, где туризм является одним из основных источников валютных поступлений (например, в Турции, Египте, Тунисе, на Кипре, Мальте и т.д.). Для реализации этой модели требуются значительные финансовые вложения средств в развитие индустрии туризма, рекламную и маркетинговую деятельность, инвестирование в туристскую инфраструктуру, поддержка национального турбизнеса в период кризисов и спада туристских потоков, формируется единый имидж национального туризма, который активно продвигается на международном рынке в странах – поставщиках туристов.

Например, государственная туристская администрация Египта только в Италии в 1999 г. потратила на рекламу своей страны около 3 млн. долл., а Министерством туризма Турции такая же сумма была потрачена только на телерекламу на территории России и СНГ в 2002 г. Для сравнения: на рекламу курортов Краснодарского края в 2002 году было выделено 2 млн. руб. (63 тыс. долларов). В апреле-мае 2003 г. в период вторжения США в Иран правительство Египта в условиях резкого спада туристского спроса проводило акцию беспрецендентного снижения цен на обслуживание туристов. В результате недельный тур на майские праздники из Ростова-на-Дону в Египет, отель 4* стоил в пределах 50 долларов без перелета. Разницу в расходах египетским хотельерам и туроператорам возмещал бюджет.

Третья модель управления туризмом, модель «межотраслевого регулирования» преобладает в европейских государствах и формируется в России. Вопросы развития туризма и регулирования деятельности туриндустрии решаются на уровне одного из многоотраслевых министерств, обычно, с экономическим или социально-культурным уклоном. Деятельность подразделения, ведающего туризмом, осуществляется в двух направлениях:

решение глобальных вопросов государственного регулирования (разработка нормативно-правовой базы, межрегиональная координация, международное сотрудничество на государственном уровне, обработка статистической информации);

маркетинговая деятельность (реклама, участие в выставках, управление туристскими представительствами за рубежом и т.д.)

Государственная туристская администрация в развитых европейских странах работает во взаимодействии с местными властями и частным бизнесом для привлечения к выполнению государственных задач финансовых средств из частного сектора, нахождения взаимовыгодных форм сотрудничества между органами управления всех уровней. В результате возникают смешанные по форме собственности государственно-частные институты в области регулирования туризма. Примерами использования третьей модели за рубежом являются такие страны как Франция, Испания, Великобритания, Италия, Австрия, Германия, Венгрия, Чехия.

Обобщенно характеристики моделей регулирования и примеры их применения приведены в таблицах ниже.

Таблица 1

Основные модели государственного регулирования туризма

Модель регулирования 

Особенности модели регулирования

и сферы туризма в странах, применяющих модель

Примеры стран, применяющих модель

Модель «саморегули-рования» 

1) отсутствие центральной  туристской администрации, решение  вопросов регулирования туризма  осуществляется путем рыночной  «самоорганизации», обычно на уровне  профессиональных ассоциаций;

2) рынок туризма развит, участники туристского рынка  экономически сильны и сознательны;

3) туризм не является  основным источником доходов  национального бюджета

США

Модель «приоритетности туризма» 

1) наличие авторитетного  государственного органа (министерства) по туризму;

2) значительные объемы  финансирования туризма со стороны  государства, как на развитие  инфраструктуры туризма, так и  на продвижение национального  турпродукта;

3) ключевая роль туристкой  сферы в экономике и значительный  удельный вес доходов от туризма  в формировании национального  бюджета

Турция, Египет, Мальта, Кипр

Модель «межотраслевого регулирования» 

1) регулирование туристской  сферы находится в ведении  межотраслевого министерства экономического  или социального профиля;

2) помимо органа государственной  власти, регулирующего сферу туризма, как правило, создается организация, специализирующаяся на продвижении  национального турпродукта;

3) тесное взаимодействие  государственной туристской администрации  с местными властями и частным  бизнесом при решении задач  развития туризма

Великобри-тания, Франция, Испания, Чехия, Австрия, Германия, Венгрия, Россия и др.

Модель «межотраслевого регулирования» применяется в большинстве европейских стран и формируется в Российской Федерации. Более подробно примеры реализации данной модели представлены в табл. 2.

Таблица 2

Организация управления туризмом в европейских государствах

на основе модели «межотраслевого регулирования»*

Страна Название ведомства Подразделения, осуществляющие регулирование в сфере туризма Организация, осуществ-ляющая маркетинг и продвижение турпродукта Финанси-рование из госбюджета продви-жения тур-продутка, % Число стран, в которых открыты предста-ви-тельства

Франция Министерство транспорта и общественных работ 

Государственный секретариат по вопросам туризма

Управление туризма

Maison de la France 60 26

Велико-британия Министерство культуры, зрелищ и спорта Британская туристская администрация (British Tourist Authority) BTA 68 26

Германия Министерство экономики Национальный Туристский Комитет НТК 100 27

Испания Министерство экономики 

Государственный секретариат

Центральная дирекция по туризму

Гостиничная цепь Paradores

Институт туризма Turespaca

Turespaca 100 21

Италия Министерство производствен-ной деятельности Департамент по туризму ENIT 100 16

Австрия Министерство экономики Австрийский Национальный Туристский офис АНТО 75 26

Венгрия Канцелярия премьер-министра Венгрии Политический секретариат по туризму Корпорация «Венгрия — туризм» 100 23

Примечание: *По состоянию на 2003 год.

К сфере государственного регулирования отношений в сфере туризма относится и понятие туристских формальностей. Туристские формальности – это проверка соблюдения туристами и субъектами туристской деятельности порядка и правил, установленных государственными органами при въезде в страну и выезде из страны.

К туристским формальностям относятся: взаимодействие с консульствами, туристскими союзами и администрациями зарубежных государств, национальными туристскими офисами, МИДом РФ, паспортно-визовой службой, таможенными органами, пограничниками, перевозчиками.

Паспортно-визовые формальности – это формальности, связанные с соблюдением правил пересечения границ государств и пребывания на их территории.

Таможенные формальности. Физические лица, пересекающие таможенную границу, должны заполнить таможенную декларацию установленной формы. Декларация заполняется каждым лицом, достигшим 16-летнего возраста. Декларирование — это заявление по установленной форме (письменной, устной и др.) таможенному органу точных сведений о перемещаемых через таможенную границу товарах и транспортных средствах, их количестве, наименовании и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Страховые формальности представляют собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении различного рода неблагоприятных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). При этом возмещение застрахованному пострадавшему связанных с этим потерь (ущерба) осуществляется в пределах страховой суммы, определяемой договором страхования (страховым полисом) между страхователем и страховщиком, в качестве которого выступает страховая компания.

Взаимодействие с консульствами – это формальности, связанные с защитой интересов граждан на территории других государств.

Взаимодействие с турфирмами и офисами – это формальности, связанные с непосредственным обеспечением тура. Как уже отмечалось выше, заключая договор с туроператором, клиент приобретает не услуги туроператора непосредственно, а только право на получение этих услуг от партнёров туроператора – туристских фирм, перевозчиков и др.

3. Государственное регулирование  туристской сферы в России. Основные  цели и задачи государственной  политики в области туризма  на современном этапе.

Ст.3 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон) определены следующие принципы государственного регулирования туристской деятельности с учетом признания государством туристской деятельности одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации:

содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;

формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;

осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

В ст. 4 Закона определяются цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности. Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

охрана окружающей природной среды;

создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:

определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;

нормативного правового регулирования в сфере туризма;

разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;

содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;

развития научных исследований в сфере туризма;

стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;

формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров;

информационного обеспечения туризма;

создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;

оказания государственных услуг в сфере туризма;

Информация о работе Туризм как многогранное явление современного мира