Туризм в России и Амурской области: динамика и основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 08:35, дипломная работа

Краткое описание

Основные задачи работы:
изучить теоретические аспекты развития туризма и туроператорской деятельности в России;
проанализировать место выездного туризма в международном туризме Амурской области;
рассмотреть фирменную структуру рынка инициативных туроператоров на китайском направлении

Содержание

Введение 3
1. Особенности развития туристических услуг 6
1.1. Туризм как глобальное социально-экономическое явление
современности 6
1.2. Классификация международного туризма 8
1.3. Государственное регулирование международной туристической
деятельности в РФ 20
2. Современное Состояние и проблемы развития мирового рынка
туристических услуг 33
2.1. Анализ развития международного туризма в мире 33
2.2. Туризм в России и Амурской области: динамика и основные
тенденции развития 38
2.3. Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие
туризма 57
3. Перспективы развития мирового рынка туристических услуг на
примере ЗАО «Интурист-Благовещенск» 64
3.1. Анализ спроса потребителей и предложений туристических фирм
по международному туризму 64
3.2. Разработка нового предложения для развития международного
туризма на китайском направлении и его экономическое
обоснование 77
Заключение 88
Список использованной литературы 91

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ТУРИЗМ .doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)

Рисунок 5 – Индекс физического объема туристских услуг

Ведущее место на рынке  туристских услуг принадлежит туристским фирмам, формирующим туристские потоки. На начало 2011 года в области действовало 30 туристских фирм, что в 1,5 раза больше, чем в 2002 году. Наиболее стабильно на рынке туристских услуг работают организации: турбюро Федерации профсоюзов Амурской области, ООО "Интуртрейд", ЗАО "Интурист-Благовещенск", ООО турбюро "Дальневосточный Феникс", ЗАО "Амуртурист", ООО "Авантаж", ООО "АКР", ООО Туристическое агентство "Гала-Тур". Указанные организации обеспечивали в 2010 году более двух третей общей стоимости проданных путевок.

В 2010 году услугами турфирм воспользовалось 113,1 тыс. туристов, которым было продано 112,6 тыс. путевок на общую сумму 1000,1 млн. рублей. Гражданам России продано 3,8 тыс. путевок по территории России и 98,2 тыс. путевок за границу. Иностранным гражданам, желающим ознакомиться с нашей страной, продано 10,6 тыс. путевок. Из всех видов организованного туризма наиболее распространенным для области по числу проданных путевок, обслуженных туристов и по обороту (общая стоимость проданных путевок) является выездной туризм. Самой посещаемой российскими туристами страной в 2010 году, как и в предыдущие годы, остался Китай, хотя все большей популярностью пользуются посещения стран Европы, Таиланда, Турции, Египта. Среди иностранных туристов - клиентов российских турфирм, преобладают жители Китая – 10,5 тыс. (99,7% от всех принятых турфирмами в области иностранных туристов).

Рассмотрим основные показатели деятельности турфирм за 2006 – 2010 гг. в Амурской области (таблица А.10, приложение А). Таким образом, на начало 2011 года в области действовало 30 туристских фирм, что в 1,5 раза больше, чем в 2006 году. Расходы на приобретение прав на услуги сторонних организаций, используемых туроператорами, при производстве туристского продукта в 2008 году составили 79,9 млн. рублей. Наибольшую долю в структуре расходов заняли иные услуги, используемые при производстве туристского продукта - 49%, транспортное обслуживание - 31,6%, услуги гостиниц 10,8%.

В таблице А.11 (приложение А) рассмотрим основные показатели деятельности турфирм в 2010 году. Турфирмы, занимающиеся формированием туров, реализовали в 2010 году туристских услуг на 357,0 млн. рублей, что в 7,1 раза больше, чем в 2006 году в фактических ценах. Объем услуг в расчете на одну турфирму составлял 11,9 млн. рублей, в расчете на одного работника – около 1,0 млн. рублей. Активно на рынке туристских услуг в 2010 году работали турфирмы, занимающиеся турагентской деятельностью. Сумма комиссионных, агентских и иных вознаграждений турагентов увеличилась по сравнению с 2006 годом в 1,3 раза. Сумма уплаченных в бюджет и внебюджетные фонды от туристской деятельности всех обследованных организаций равнялась 37,8 млн. рублей, из нее от деятельности организаций, применявших упрощенную систему налогообложения, – 6,8 млн. рублей. У турфирм, занимающихся формированием, продвижением и продажей туров (туроператоров), основную часть затрат составляют расходы по приобретению прав на услуги сторонних организаций. В 2010 году они составили 200,3 млн. рублей.

В таблице А.12 (приложение А) рассмотрим распределение оборота турпродукта и численности туристов по видам туризма в 2010 году.

Рисунок 6 -  Структура численности туристов по видам туризма в 2010 г.

 

Таким образом, из таблицы  видно, что наибольший спрос у  российских граждан на выездной туризм, т.к. общее число проданных путевок  в 2010 году составило 98240 на сумму 891265 тыс. руб. Из всех видов туризма наиболее распространенным для области является выездной туризм (87,3% от общего числа туристов).

Между двумя пограничными областями активно развиваются  туристические и торговые отношения  на безвизовой основе. Правовой базой  для его осуществления является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года.

В настоящее время  поездки российских граждан в  Китай упрошены: имея долгосрочный заграничный паспорт, любой гражданин может выехать как с группой, так и частным лицом на срок до одного месяца, но не чаше одного раза в месяц (в Хэйхэ). В соответствии с новой редакцией Соглашения 2000 г., срок пребывания в безвизовом режиме сокращен до 15 дней. В Хэйхэ срок остался прежним, т.е. 30 дней.

Китайский город Хэйхэ  развивается с учетом пристрастий  и потребностей российских туристов и даже, в какой-то мере, формирует их.

Город, поражавший амурчан  лет 15-20 назад бесчисленными трубами  малой металлургии, сегодня удивляет телевизионными вышками на крышах многоэтажных гостиниц, красочной иллюминацией, освещающей дома не только в праздничные дни, и длительными фейерверками по случаю прихода весны - в Новый год по восточному календарю.

В такие дни на правый берег устремляются до нескольких тысяч россиян.

В таблице А.13 (приложение А) рассмотрим численность отправленных туристов.

На основе таблицы, построим диаграмму:

Рисунок 7 - Численность отправленных туристов из Амурской области в другие страны

 

Из представленных данных видно, что наибольшее количество отправленных туристов идет в другие государства, а наименьшая часть – по России. Также можно отметить, что по России численность туристов на протяжении 8 лет увеличился на 1729 чел., а поток в другие государства значительно возрос – с 74007 чел. до 98708 чел.

Рассмотрим структуру числа туристов, граждан России отправленных за границу в таблице А.14 (приложение А). Таким образом, самой посещаемой российскими туристами страной в 2010 году, как и в предыдущие годы, остался Китай (92,7% от всех отправленных турфирмами за границу), хотя все большей популярностью пользуются посещения стран Европы, Таиланда, Турции, Египта. Среди иностранных туристов - клиентов российских турфирм, преобладают жители Китая – 10,5 тыс. (99,7% от всех принятых турфирмами в области иностранных туристов).

Динамика поездок российских и китайских граждан через  Благовещенский пограничный переход за последние 3 года представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Динамика поездок российских и китайских граждан через Благовещенский пограничный переход

тыс. поездок

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отношение 2010 г. к 2008 г. в %

Число российских граждан, посетивших КНР – всего

460,8

522,7

583,7

126,7

В том числе туристы

233,2

265

321,4

137,8

Число граждан КНР, посетивших Амурскую область – всего

103,7

110,3

132,5

127,8

В том числе туристы

42,2

49,6

42,3

100,2


 

Рисунок 8 – Динамика поездок российских и китайских граждан через Благовещенский пограничный переход

 

Время, затраченное на переезд на правый берег (в зависимости от времени года и соответственно – вида транспорта) – от 30 минут до 2-х часов. Двухдневные поездки россиян в Китай (на их долю приходиться 73% всех поездок) позволяют им не только посетить многочисленные магазины, но и отведать блюда китайской кухни, умеренно адаптированные к вкусам российских посетителей, «снять» усталость в сауне, получить услуги косметолога, пошить брюки, костюм или платье, причем вполне по доступным цепам. Сегодня, как и пять лет назад, все дальневосточные территории отмечают наличие потенциала для сотрудничества с Китаем в сфере туризма. Однако, к настоящему времени он реализован лишь частично и в большей степени в пользу Китая.

На сегодняшний день самой посещаемой страной, в силу географических особенностей Амурской области, остаётся КНР. По-прежнему пользуются спросом туристические маршруты в Хэйхэ, Харбин и Пекин, Санья, Удалянчи. Примечательно, что в этом особо популярны были семейные туры. К услугам туристов предоставлялись комфортабельные гостиницы, экскурсионные и развлекательные программы.

В таблице 3 рассчитаем неорганизованный поток туристов, посетивших КНР за период с 2008 по 2010 гг.

Таблица 3 – Динамика организованного и неорганизованного туризма в Амурской области

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отношение 2010 г. к 2008 г. в %

Туристический поток, всего, тыс. чел.

233,2

265,0

321,4

137,8

Туристический поток, всего, в %

100,0

100,0

100,0

- организованный, тыс. чел.

76,8

92,4

98,7

128,5

- организованный, в %

32,9

34,9

30,7

- неорганизованный, тыс. чел.

156,4

172,6

222,7

142,4

- неорганизованный, в  %

67,1

65,1

69,3


 

Рисунок 9 – Динамика организованного и неорганизованного туризма в Амурской области

 

Таким образом, неорганизованный туризм в Амурской области практически  в 2 раза превышает организованный поток.

В таблице А.15 (приложение А) рассмотрим предложения туристических фирм. Из представленной таблицы видно, что только четыре фирмы не занимаются внутренним туризмом. У остальных все три направления развиты. Общим элементом является предложение туров на выезд в Китай.

В таблице А.16 (приложение А) представлены предложения инициативных туроператоров Амурской области по выездному туризму. Таким образом, из таблицы видно, что в КНР предлагают туры все туроператоры Амурской области. Самое большое разнообразие по выезду в Китай предлагают такие фирмы, как: ООО «Пилигрим Плюс», ООО «Авантаж», ООО «Туристическое бюро «Интертур-2000», ООО «Торговый порт Благовещенск», ООО «Амурассо», ООО «Компания Тур-Де-Люкс», ООО Амурское БММТ «Спутник». Также в КНР предлагают туры такие турфирмы как: «Виза-Тур-Экспресс», «Мир Путешествий», ООО «Визант-Плюс», «Транс-Тур», Всероссийская сеть «Биллетур», туркомпания «Небо».

Рассмотрим среднюю  стоимость туров в КНР в  таблице 4.

 

 

Таблица 4 – Ценовые предложения для туристов в 2006-2010 гг.

в рублях

Маршрут

2006 г.

2008 г.

2010 г.

Отклонение 2010 г. к 2006 г., в руб.

Харбин (экскурсионный)

6857,3

7257,3

11031,6

4174,3

Харбин, Шоп тур

5964,8

6364,8

9692,9

3728,1

Пекин

12955,7

13355,7

19263,7

6308

Далянь (оздоровительный)

13155,7

14200

15842,6

2686,9

Удалянчи (оздоровительный)

9139,7

13555,7

11423,4

2283,7

Санья, Шоп тур

30707,4

38395,8

39950,5

9243,1

Хэйхэ

2569,3

4182,1

6118,5

3549,2

Бэйдайхэ

24217

27554

31164,4

6947,4


 

Рассчитаем среднюю  стоимость турпродукта.

Анализ цены показал, что стоимость турпродукта в Удалянчи подешевел на начало 2010 года относительно 2008 года. Остальные направления подорожали от 2283,7 руб. до 9243,1 руб. за период с 2006-2010 гг.

В этой связи, можно сделать  вывод о том, что в Амурской области спрос на выездной туризм снизился, о чем свидетельствуют также низкие цены на Удалянчи.

Таким образом, основными проблемами, оказывающими негативное влияние на развитие комплекса, являются:

-недостаточная координация  развития межотраслевого комплекса  туризма, отсутствие эффективного механизма управления;

-отсутствие планов  и схем развития, позволяющих  вовлекать в процесс развития  туризма все перспективные районы  области и территории;

- несогласованность в  планировании развития туризма  и в планировании развития других отраслей экономики и социальной сферы;

-недостаточная государственная  поддержка развития, выражающаяся  в недостаточном финансировании  действующих программ;

-отсутствие реальных  механизмов привлечения инвестиций, политики протекционизма в отношении местных производителей туристских услуг;

-недостаточная теоретическая  база, отсутствие научных данных, позволяющих прогнозировать развитие  рынка и оказывать влияние  на туристский процесс, оценивать  меняющийся потенциал развития  туризма и состояние ресурсов туризма.

 

2.3. Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие туризма

Масштабный кризис, разразившийся  на международном финансовом рынке  в конце лета 2008 года, затронул экономики  большинства стран мира. По мнению экспертов, он был обусловлен ипотечным кризисом в США, начавшимся еще осенью 2007 года. Банкротство одного из крупнейших банков Америки Lehman Brothers и продажа банка Merrill Lynch повлекли за собой цепь быстро развивающихся событий по всему миру. Состояние фондовых рынков мира и падение большинства биржевых индексов позволили специалистам говорить о дефиците банковской ликвидности, то есть о неспособности банков своевременно и в полном объеме рассчитаться по своим обязательствам. Нарушение ликвидности банка может привести к серьезным последствиям - краху самого банка либо к банкротству его клиентов.

Российский фондовый рынок не остался в стороне  от мировых волнений и отреагировал значительным снижением стоимости  акций российских компаний, падением биржевых индексов до 19% в день, сворачиванием межбанковских отношений и резким снижением цен на нефть. Пессимистично настроенные специалисты говорят о повторении кризиса 1998 года. Но правительство страны заявляет, что российская экономика за прошедшие годы сильно окрепла и способна справиться с нынешним кризисом. В качестве основных мер для нормализации ситуации на рынке государство использует временное прекращение торгов при больших темпах падения индексов и субординированные кредиты банкам.

Информация о работе Туризм в России и Амурской области: динамика и основные тенденции развития