Развитие туризма во Владимирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе идет оценка историко-культурных ценностей владимирской области и разработка туров по города золотого кольца России

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историко-культурный туризм и его значение в современном
мире 6
1.1 Понятие историко-культурного туризма и его основные
характеристики 6
1.2 Роль историко-культурных элементов в формировании
туристского маршрута 9
1.3 Влияние историко-культурного туризма на развитие региона 18
Глава 2. Историко-культурный потенциал Владимирской области как
фактор развития туризма в регионе 26
2.1 Оценка историко-культурных ресурсов Владимирской области 26
2.2 Анализ целевых программ развития туризма во Владимирской области 35
Глава 3. Авторское проектирование экскурсионного туристского
маршрута по Владимирской области 40
3.1 Требования к проектированию тура, программа обслуживания,
этапы разработки тура 40
3.2 Авторское проектирование туристского маршрута выходного
дня "По городам Золотого кольца земли Владимирской" 45
Выводы 55
Список использованных источников 56

Вложенные файлы: 1 файл

Kursach.docx

— 114.54 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                3

Глава 1. Историко-культурный туризм и его значение в современном

 мире                                                                                                                     6

      1.1 Понятие историко-культурного туризма и его основные

       характеристики                                                                                             6

      1.2 Роль историко-культурных элементов  в формировании

      туристского маршрута                                                                                 9

      1.3  Влияние историко-культурного туризма на развитие региона         18

Глава 2. Историко-культурный потенциал Владимирской области как

фактор развития туризма в регионе                                                                  26

       2.1 Оценка историко-культурных ресурсов Владимирской области      26

       2.2 Анализ целевых программ развития туризма во Владимирской области                                                                                                                 35

Глава 3. Авторское проектирование экскурсионного туристского

маршрута по Владимирской области                                                                 40

       3.1 Требования  к проектированию тура, программа  обслуживания,

       этапы разработки тура                                                                                  40

       3.2   Авторское  проектирование туристского маршрута  выходного

дня  "По городам Золотого кольца земли Владимирской"                              45

Выводы                                                                                                                  55

Список использованных источников                                                                 56

 

                                     

 

Введение

 

Туризм в современной России переживает сложный и противоречивый

период. Особенно это относится к таким его направлениям, как исторический и культурный туризм.

          С одной стороны, туристская отрасль в целом продолжает развиваться более быстрыми темпами по сравнению с другими направлениями хозяйствования, а именно: за три года после кризиса 2008 года прирост объёмов туристических услуг составил 10%. На долю туризма приходится 10 процентов мирового валового национального продукта, 11 процентов международных инвестиций. Поэтому на протяжении многих лет туризм рассматривается как отрасль, стимулирующая местную экономику, повышающая благосостояние и влияющая на качество и уровень жизни населения страны. В городах центральной части России культурный, исторический туризм является источником постоянной прибыли и одним из главных факторов развития региона.

           С другой стороны, финансовое положение историко-культурной сферы продолжает оставаться очень незавидным, не хватает средств на реставрацию многих памятников истории и культуры, на реализацию задуманных интересных проектов, на поддержание в нужном состоянии деятельности учреждений культуры. Не удалось реализовать и планы туристского развития многих территорий, которые были связаны с возрождением исторических городов, старинных усадеб, освоением исторических мест, восстановлением памятников культуры.

           В такие исторические периоды, один из которых переживает современная Россия, важно развивать и расширять историко-культурный потенциал регионов,  охранять и восстанавливать в большей мере культурное наследие исторических мест с целью увеличения туристских услуг для российских и иностранных граждан. Туризм в современной России переживает сложный и противоречивый период. Особенно это относится к таким его направлениям, как исторический и культурный туризм.

          Актуальность выбранной темы и заключается в исследовании потенциальных возможностей такого всемирно известного исторически и своей культурой региона, а именно города Владимира и Владимирской области, для увеличения потока туристов на древнюю землю.

          Объектом исследования в данной работе является историко-культурное наследие региона как потенциал для развития экономики,  влияние на рост интереса к региону с точки зрения туристической отрасли.

          Субъектом изучения является методика разработки нового маршрута по памятникам истории, культуры и архитектуры нашего древнего Владимирского края.

          Целью курсовой работы стала  практическая разработка нового  экскурсионного маршрута на основе  изучения историко-культурного наследия как особого ресурса региона и определение его влияния на перспективы развития данного региона за счёт расширения образовательных, исторических и культурных туристских услуг.

          Для достижения поставленной  цели определены следующие задачи  исследования:

    • на основании теоретических исследований литературы дать определение понятию туристского региона;
    • изучение историко-культурного наследия как особого ресурса региона;
    • оценка туристско-рекреационных ресурсов Владимирской

области;

    • проанализировать программы развития туризма в городе Владимире и области;
    • определение требований для составления нового тура и программы обслуживания туристов;
    • составление проекта нового тура по городу Владимиру. 

В работе по данной теме изучены литературные источники таких авторов, как Н.Н. Воронин, В.Г. Гуляев, Н.Н. Воскобойникова, А.С. Баскаков, П.М. Шульгин и других.

Практическая значимость работы заключается в разработке предложений по совершенствованию оценки туристских ресурсов региона и управления региональной инвестиционной политики в сфере туризма.   

Полученные результаты могут быть использованы для широкого круга научных и практических задач связанных с управлением региональных туристских ресурсов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

             

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Историко-культурный туризм и его значение в современном мире

1.1 Понятие историко-культурного туризма и его основные характеристики

В России термин туризм определяется Федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью» .

Туризм – наилучший способ знакомства с культурой и историей других государств и регионов. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры народа – одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить – важные части восстановительной функции туризма, которые несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и историей страны обогащает духовный мир человека.

Культура и история являются фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых, но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы.

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного и исторического наследия, среди которых можно выделить:

- памятники археологии;

- культовую и гражданскую  архитектуру;

- памятники ландшафтной  архитектуры;

- малые и большие исторические  города;

- сельские поселения;

- музеи, театры, выставочные  залы;

- социокультурную инфраструктуру;

- объекты этнографии, народные  промыслы и ремесла, центры прикладного  искусства;

- технические комплексы  и сооружения.

Особенности истории и культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура современная и  прежних веков является одним из основных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, истории народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Развитие историко-культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень историко-культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального историко-культурного наследия.

Объекты наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. Но в истории и культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными историческими и культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Оценка историко-культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

  1. ранжированием их месту в мировой и отечественной культуре;
  2. необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности историко-культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к историческим объектам определяется модой.

Важной характеристикой историко-культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура. Вместе с тем ряд объектов, например, ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание историко-культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный период.

Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его истории и культуре в расчете на привлечение потенциальных туристов.

 

1.2 Роль историко-культурных элементов в формировании привлекательности туристского маршрута

Различные области деятельности способны вызвать сильный мотив к путешествию и интерес к туристскому направлению. Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история.

Изобразительное искусство – один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства. Например, характерной особенностью эдинбургского фестиваля, который регулярно проходит в Шотландии, является то, что он знакомит не только с произведениями местных художников, но и с творчеством местных композиторов, фольклором и другими – всем, что вызывает интерес у туристов.

Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. CD-диски с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.

Этнические танцы – характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развлекательных программ. Яркими примерами танца как выразителя национальной культуры являются танцы народов Африки, полинезийские, японский танец «кабуки», русский балет и др.

Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры – хорошая память о стране. Однако следует помнить, что памятный сувенир, изготовленный не в стране посещения, а в другой, теряет для туриста свою значимость и воспринимается как подделка.

Все виды сувенирной продукции, а также другие необходимые туристу товары (туристское снаряжение, пляжные аксессуары) должны быть доступны и продаваться в удобно расположенных магазинах и других торговых точках. Мотивы покупки и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассортименте, пользующемся особым спросом у туристов. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной достопримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.

История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство направлений туризма относятся к истории региона как к фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами — сильнейший побудительный туристский мотив. Историко-культурное, наследие - совокупность объектов и явлений материального и духовного творчества людей, имеющих историческое значение.

 Реалии последнего десятилетия делают историко-культурное наследие все более заметным и значимым явлением в экономической жизни. Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские организации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности Целесообразно проводить культурные фольклорные мероприятия, традиционные для мест туристского назначения, способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.

Например, проводимый на исторической территории города Суздаля День Огурца собирает ежегодно массу поклонников и исторического туризма и древних культурных традиций русского народа.

Литература. Литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре. Доказано, что наличие или отсутствие определенного рода литературы в стране указывает на состояние ее культурной и политической систем. В развлекательные программы для туристов целесообразно включать литературные вечера, тем более что некоторые гостиницы располагают прекрасно оборудованными библиотеками. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литературных произведений.

Религия. Паломничество – древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. До 80% объектов туристского показа являются культовыми, например в Париже культовые объекты составляют 44%. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мотивация происходит либо из предписаний религии (например, каждый мусульманин должен совершить хадж в Мекку), либо из религиозных устремлений и убеждений человека. В мире существует ряд выдающихся по своей значимости памятников культовой архитектуры: собор Нотр-Дам де Пари во Франции, собор Святого Петра в Италии и др., которые выступают как важнейшие объекты туристского интереса и привлечения туристов всего мира.

Индустрия и бизнес. Уровень индустриального развития региона является серьезным мотивом для привлечении определенной категории туристов, особенно иностранных, интересующихся состоянием экономики другой страны, промышленностью, производимой продукцией и т. п.

Так называемые индустриальные туры – прекрасный способ расширить соответствующий сегмент туристского рынка. Турфирмам следует способствовать организации и проведению специализированных туров на заводы, фабрики, промышленные и другие объекты, конкретный перечень которых следует согласовывать с департаментами торговли и коммерции, гостиничными предприятиями, сервисными компаниями и другими организациями, имеющими прямой или косвенный контакт с туристами.

Целесообразно использовать практику организации специализированных групповых туров для производителей определенного вида продукции в другую страну с целью ознакомления с процессом ее разработки, производства и реализации. Департаменты коммерции некоторых стран и различные промышленные группы практикуют специализированные туры не только с целью ознакомления туристов с потенциальными рынками, но и для привлечения внимания к определенным видам продукции, увеличения спроса, объемов продаж, налаживания контактов. Яркий пример использования торговли и бизнеса в целях туризма – Гонконг, где деловая и торговая жизнь выступает как важнейший элемент туристских впечатлений.

Агрокультура. Уровень развития сельского хозяйства может привлечь внимание фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции, интересующихся агрокультурой региона. Например, Данию как мирового лидера в области свиноводства ежегодно посещают фермеры из разных стран. Расположенные вблизи туристских центров фермерские хозяйства, предлагающие местные сельхозпродукты, являются важным звеном в туристском обслуживании.

В программу специализированного тура следует включать различные мероприятия, во время которых туристу будет интересно познакомиться с ассортиментом выпускаемой в этой местности продукции, принять участие в процессе ее производства, например в сборе урожая. Такая практика существует на Гавайях, где программой тура предусмотрено знакомство туристов с сортами выращиваемых на местных плантациях ананасов и участие в их сборе.

Образование. Высокий уровень образования увеличивает стремление человека к знаниям. Влияние людей друг на друга формирует общемировой стиль жизни, воздействующий на развитие туризма. Жители одной страны, как правило, проявляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования (колледжи, университеты и др.) могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке. Всемирно известные университеты Оксфорд и Кембридж давно стали туристскими достопримечательностями и самостоятельными объектами туристского показа. Помимо этого система образования является особенностью туристского потенциала и может успешно использоваться как элемент привлечения туристских потоков, в частности, как основа обучающего туризма. Возможность получения престижного образования привлекает студентов из разных регионов, что укрепляет сложившийся и устойчивый сегмент потребительского рынка.

Наука. Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто непосредственно занят наукой или связан с этой областью деятельности. Туристские организации могут оказывать различные услуги научным обществам (проведение встреч, семинаров, мероприятий, обеспечивающих получение научной информации, посещение научных объектов и пр.). В век научно-технической революции научные комплексы являются важным ресурсом познавательного туризма.

К числу наиболее популярных научных объектов следует отнести специализированные музеи и выставки, планетарии, а также атомные станции, космические центры, заповедники, акванариумы и т. д. Экскурсии на научные объекты могут быть организованы как для специалистов в конкретной области знаний, так и для массовых туристов. Например, космический Центр управления полетами имени Джона Кеннеди во Флориде ежегодно привлекает огромное число туристов и предлагает образовательную и научную информацию даже неискушенным в этой области знаний туристам.

Национальная кухня. Национальная кухня составляет важный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, по которой путешествуют. Например, почти все туристы, посещающие впервые Россию, желают отведать борщ, пельмени, квас. Некоторые рестораны, предлагая иностранным туристам национальные блюда, поясняют, из каких продуктов и как они приготовлены. Особый интерес у туристов вызывают кафе, рестораны, трактиры, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню, например ресторан, специализирующийся на блюдах русской кухни, оформленный в национальных традициях с элементами фольклора.

Туристы считают питание важным элементом поездки, поэтому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество обязательно оставят след в воспоминаниях не только об отдыхе, но и о стране.

Таким образом, культура региона способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение историко-культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления.

Ведущую роль в координации и стандартизации мировой культурной и туристской деятельности играют ЮНЕСКО и ВТО. Проводимые этими международными организациями генеральные ассамблеи, конференции и другие мероприятия, в которых участвуют представители культуры и туризма ведущих стран мира, являются действенным механизмом международного сотрудничества, а принимаемые ими решения – основой для разработки практических рекомендаций на национальном уровне.

Особого внимания заслуживают конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного, исторического и природного наследия, подчеркивающие важность его сохранения для дальнейшего развития туризма. В рамках Всемирной конференции, определившей мировую политику в области культуры, приняты рекомендации о путях развития туризма на основе охраны и использования культурного, исторического и природного наследия.

Памятники истории, культуры и природы являются национальным достоянием страны. Освоение территории для туристских целей требует бережного подхода по принципу: «Сохрани – восстанови – не навреди».

Многие регионы богаты такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.

При развитии туристской инфраструктуры важно не нарушать исторический облик территории. Каждый вновь создаваемый туристский центр (объект) должен соответствовать национальным особенностям и традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятников культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, которые также рассматриваются как непреходящие исторические ценности, национальное достояние. Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития туризма в регионе, следует ответить на вопросы: «Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относительно других территорий?» и «Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?».

Выделяют четыре принципа историко-культурного туризма:

1) активное содействие  в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;

2) подчеркивание и выделение  уникальности наследия административной территории относительно других регионов;

3) создание у местного  населения чувства гордости и  ответственности за уникальное  наследие;

4) разработка программы  развития туризма на основе  использования уникального наследия региона.

Культурный туризм не только приносит доходы региону, но даёт местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.

 

1.3 Влияние историко-культурного туризма на развитие региона

 

Успешное развитие туризма, а, следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сохранение культурных, исторических и природных ресурсов местности. Реализация программы по использованию историко-культурного и природного потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его проблем проблему сезонного колебания спроса – путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование элементов культуры.

Историко-культурный туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона.

Социально-культурные аспекты.

Сохранение и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств массовой информации, мирового рынка, транспорта и т.д. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм.

Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение – ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению исторической и культурной идентичности. В таком контексте культурный туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение.

Культурный туризм оказывает заметное влияние на миграционные процессы, постоянно увеличивающиеся в связи с появлением свободного времени у разных слоев населения. При миграции населения перемещается и их культура, привнося новые элементы в ту среду, куда они попадают. Взаимоотношения разных типов мигрирующей и местной культур, например, национальной и региональной, городской и сельской, их взаимопроникновение и мощность взаимодействия зависит не только от численности и социального состава населения, а так же от экономических и политических ситуаций в обществе. Поэтому при организации туризма в исторических городах и селах, необходимо проводить анализ и оценку взаимодействия разных типов культур и предвидеть последствия таких процессов. Как показал опыт, попытки перенесения и заимствования различных образцов культуры (социальных, экономических, архитектурных и др.) в иную социокультурную среду не всегда бывают успешными и вызывают конфликты.

Важным при рассмотрении развития культурного туризма в исторических регионах становится анализ взаимоотношений между городом и селом, где город выступает ядром культурного региона и источником культурных инноваций (технологий, методов, моды и пр.) Село остается в этом смысле на вторичном положении, хотя здесь всегда существовала собственная культура. В связи с развитием урбанизации и, в том числе, туризма сельские территории и их население оказались в сложной ситуации.

Культурный туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.

Экономические аспекты.

Для многих стран мира культурный туризм в исторических поселениях и местах превратился в существенный источник увеличения доходов и роста национальной экономики. Туристский оборот, в сравнении с остальными видами деятельности в таких регионах показал достаточно высокий уровень стабильности, даже во время экономических кризисов: происходило лишь снижение его темпов и перестройка географии туристских потоков. Это свидетельствует о том, что этот вид жизнедеятельности становится привычной потребностью у большей части населения многих регионов. Историко-культурный туризм, по мнению ряда экспертов, стал третьей по значению статьей мирового экспорта, уступив место вывозу нефти и оружия.

Опыт многих развитых стран показывает, что в качестве источников финансирования региона используются валютные отчисления в городской бюджет в виде арендной платы и дивидендов от строительства, реконструкции и использования помещений под туризм, налог на проживание в частном секторе, объекты питания, торговли, развлечений и спортсооружений, экскурсии и пр. Услуги. Историко-культурный туризм — как капиталоемкая область, требует привлечения иностранного капитала. Чем больше исторических памятников, культурных и природных ценностей имеется в поселении, чем больше услуг определенного качества может быть предложено туристам, тем на более длительный срок они здесь остаются. Показатель выгоды от таких туристов (за счет пользования гостиницами и питания) во многом превосходит те, которые получают от прибывающих в город лишь на один или два дня. Поэтому одной из проблем, решение которой влияет на экономическое развитие, является расширение спектра достопримечательностей региона: поддержание в надлежащем виде, реконструкция и ремонт историко-культурных объектов, благоустройство территории, развитие сети гостиниц, ресторанов с разными национальными кухнями, расширение индустрии развлечений, включая праздники, фестивали, концерты, выставки и т. д.

Природно-ландшафтные аспекты.

Очевидно, что развитие исторических городов и сел взаимосвязано с освоением природных компонентов и формированием ландшафтов. Они складывались веками. Поэтому при разработке зон и схем развития туризма, как и при организации экскурсий и зон отдыха, необходимо иметь в виду особенности его освоения, исходя из природных особенностей определенного историко-культурного региона, этнических и социальных элементов культур. Следует учесть зависимость типа культурного ландшафта от приемов и традиций ведения сельскохозяйственных работ в разных регионах и в разные периоды истории, а также социально-культурный и природный контекст ландшафта: эстетический, т. е. влияющий на самочувствие и настроение людей, хранящий и создающий определенный тип восприятия людьми природы, мира и собственной родины. Кроме того, он является индикатором, определяющим качество и уровень культуры региона в разные периоды истории.

Природно-ландшафтные характеристики являются важными составляющими элементами историко-культурной среды поселений как для туристов, так и для местных жителей. Осторожное внедрение в природную и культурную среду ограниченными группами туристов по специальным программам, четкая организация таких потоков с учетом жизнедеятельности местного населения, строительство небольших государственных и частных отелей, вписывающихся в природу, что является и более экономичным в пользовании, использование зелени и природных особенностей в проектировании городских пространств.

Градостроительные и архитектурные аспекты.

При работе на уровне генерального плана региона с целью развития культурного туризма выбираются наиболее цельно сохранившиеся исторические места. Как правило, к ним относятся: торговые, соборные и церковные площади, монастырские комплексы, кварталы жилой застройки, сады и парки, отдельные памятники архитектуры. Именно такие территории и зоны застройки являются наиболее притягательными для туристов и включаются в систему показа и коммерческого освоения. И если в прошлые века на многих центральных площадях происходила торговля продуктами питания или предметами быта, то сегодня с целью развития культурного туризма и получения прибыли именно исторические центры поселений вместе с торговыми лавками, ресторанами, домами, площадями превратились в «предметы» и «продукты» торговли и прибыли. То есть в этот процесс сегодня включена культурная среда исторического региона. В таких зонах можно увидеть не только прошлое страны, но и современные образцы народного и профессионального искусства, ремесел, археологии, техники и новых технологий. Такие места отдыха и паломничества туристов стали коммерчески выгодными для городов.

При организации туристических маршрутов учитываются индивидуальные условия восприятия города и села: силуэтное и панорамное восприятие исторического места и памятников (с горы, холма, моста и пр.); восприятие системы архитектурных доминант вдоль небольшого открытого пространства (реки, пруда, поля и пр.), или сооружения в конце улицы, на площади, в ряду жилой застройки, а также сквозь застройку и зелень. В этой связи необходимо при работе над планом благоустройства и развития региона учитывать такие видовые точки и организовывать специальные зоны и площадки для остановки и временного отдыха.

Развитие историко-культурного туризма в любом регионе приводит к изменению его инфраструктуры, к перепрофилированию его социальных и пространственных сред, ориентируя их на рекреацию, отдых, торговлю, музеи и выставки. Повсеместно оказывается достаточно интересным и привлекательным посещение музеев. Демонстрируются не только статичные, но и динамичные композиции: ярмарки, театральные представления, игры. Такого типа музеи являются важными составляющими элементами поселений, способствуют сохранению и развитию региональных черт городской и сельской культуры, частично, между тем, и финансовые проблемы.

Развитие культурного туризма в исторических городах и территориях влияет на изменения архитектуры. При этом можно наблюдать ориентацию на: реконструкцию (или реставрацию) и новое современное строительство. В первом случае ставится задача сохранения облика памятников, осторожного внедрения в плоть исторического объекта с целью его приспособления в туристических целях (выставки, магазины, гостиницы и пр.). Благодаря их использованию, они становятся доступны для постоянного осмотра населением.

Организационно-управленческие аспекты.

Организационно-управленческие аспекты развития историко-культурного туризма достаточно важны и требуют специального рассмотрения. Это касается как отечественного, так и зарубежного туризма. В такую деятельность должна входить организация соответствующего муниципального управления в историческом регионе, которая бы координировала деятельность местных туристических и гостиничных предприятий и давала бы оценку туристических ресурсов и рынка, выбирала и формировала тур запросы, вела рекламную работу и пр. Необходима организация коммерческих бюро с целью лицензирования частных лиц, заинтересованных в приеме приезжего населения и т. д. Все это становится крайне актуальным, например для малых городов, которые владеют значительным историко-культурным потенциалом и туристическим продуктом, но до сих пор мало используемым. Однако для развития туризма требуется проведение определенной инвестиционной политики, в т. ч. и западных партнеров.

Сегодня для развития культурного туризма необходим поиск и внутренних резервов с целью модернизации и ремонта, в первую очередь, инфраструктуры исторических поселений, их памятников, зданий путем выпуска акций, займов, привлечения инвесторов и пр. Необходима разработка законодательных норм по туризму, формирования системы управления, в том числе путем создания специального Фонда культурного туризма в рамках исторического региона с целью развития городской среды.

Развитие культурного туризма, как на региональном, так и на международном уровне должно соотноситься в будущем с разными типами исторических городов и сел с различными социокультурными и экономико-управленческими аспектами. Такой подход к поселениям, как и к природным территориям, позволяет выявить наиболее значимые и разнообразные варианты туристических маршрутов. Социокультурная типология населенных мест, исходя из их функциональных особенностей, различного образа жизни может иметь следующие варианты: сельскохозяйственные, торговые, курортные, военные, поселения при монастырях и монастыри, поселения с компактным проживанием этнических групп и др. Такие города и села в сочетании с природной средой, наличием памятников истории и культуры, дают основания к многоплановому развитию регионального и международного культурного туризма. При таком подходе возможно решение не целевых установок и интересов социальных групп туристов, что приведет к обогащению их профессионального и повседневного опыта, к развитию туризма в исторических городах и селах, а, следовательно, и решит часть экономических проблем поселений.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что историко-культурный туризм действительно может явиться ресурсом регионального развития, так как имеет ряд очень важных характеристик, влияющих на мотивацию людей к путешествию в ту или иную точку мира. Историко-культурный туризм имеет также большие перспективы для развития на всех уровнях, как на международном, так и на региональном.


 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

Глава 2. Историко-культурный потенциал Владимирской области как фактор развития туризма в регионе

 

2.1 Оценка  историко-культурных ресурсов Владимирской области

 

Русский живописец П.Д. Корин в свое время сказал: «Да, нам оставлены величайшие художественные ценности. Да, нам завещаны созданные гением народа сокровища духовной культуры. И памятники эти – наша слава и гордость». Эти слова в полной мере можно отнести к Владимирской земле, которая не просто Колыбель России, а подлинная ее сокровищница. И, пожалуй, главное ее достояние – историко-культурное наследие, оставленное в дар нашими предками.

Казалось бы, сегодня, во втором десятилетии XXI века, мы все знаем о своих ценностях. Всем знакомы и любимы наши древние исторические города и поселения – Суздаль, Владимир, Муром, Юрьев-Польский, Гороховец, Вязники, Покров, Мстёра. И тем не менее, каждый год нам открываются новые, ранее неизвестные страницы нашей истории.

На территории Владимирской области расположены 3719 объектов культурного наследия. Из общего количества памятников 335 являются памятниками истории и культуры федерального значения, 2123 – регионального, 200 – муниципального, 1061 объект включен в список выявленных объектов культурного наследия.

Десять памятников белокаменного зодчества XII века, включены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО: Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы в городе Владимире, церковь Покрова на Нерли, Палаты Андрея Боголюбского в посёлке Боголюбово, церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше, Рождественский собор, ансамбли XVI века, архиерейские палаты Кремля, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри в г. Суздале. Органами государственной власти и местного самоуправления, представителями общественности проводится работа по включению ещё одного уникального памятника, «лебединой песни» великого искусства  владимиро-суздальских камнерезов – Георгиевского собора, 1234 г. в городе Юрьев-Польский – в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 2010 году Министерство культуры РФ и Министерство регионального развития РФ издали приказ «Об утверждении перечня исторических поселений». Из 41 города, объявленного историческим поселением, 3 расположены на территории Владимирской области – г. Владимир, г. Гороховец, г. Суздаль.

Богатства Владимирской земли неиссякаемы – ежегодно список объектов культурного наследия Владимирской земли пополняется новыми объектами, представляющими собой историко-культурную ценность.

Исторические города Владимирской области относятся к числу наиболее древних в стране. Рассмотрим наиболее важные города с точки зрения экскурсионного обслуживания и историко-культурной значимости.                                                                К категории городов, имеющих наследие особой значимости, относятся три города, наследие выдающейся ценности – шесть городов, ценное наследие – четыре города (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика исторических городов Владимирской области по ценности историко-культурного наследия

Доля исторических зон в площади застроенных территорий

Особой значимости по категориям наследия

(23%)

Выдающейся ценности по категориям наследия

(46%)

Ценное наследие

(31%)

1

2

3

4

Более 50%

Г. Суздаль

П.г.т. Боголюбово

-

От 30 до 50%

Г. Гороховец

П.г.т. Мстёра

Г. Покров

От 15 до 30%

-

Г. Александров,

Г. Вязники,

г. Юрьев-Польский,

г. Муром

Г. Гусь-Хрустальный, п.г.т. Ставрово, г. Ковров

Менее 15%

Г. Владимир

Г. Киржач

-

Удельный вес этой категории значимости городов от их общего количества (100%)

23%

46%

31%


 

          Рассмотрим эти города с точки  зрения их историко-культурного  потенциала для туристской отрасли  Владимирской области.

Город Владимир, где доля исторических зон особой значимости составляет около 15% от общей площади, был основан в X веке. К северу от Владимира простирается возвышенное безлесное Владимирское Ополье, к югу — лесная и болотистая Мещёрская низменность. Наиболее старая центральная часть города лежит на высоком левом берегу реки Клязьма, на круто спускающихся к реке холмах, разделённых глубокими оврагами. По территории города также протекает около 60 рек и ручьёв, наиболее известными из которых являются Рпень, Лыбедь (до XV века являлась северной границей города), Содышка (с водохранилищем площадью около 100 га) и Сунгирь. В настоящее время г. Владимир является административным, научным и культурным областным центром Владимирской области, а также международным туристским центром, имеющим большое историко-архитектурное значение, с уникальными памятниками русской национальной культуры и входит в маршрут «Золотое кольцо России».

Для иностранных и отечественных туристов в г. Владимире представляют особый интерес архитектурные памятники домонгольского зодчества, признанные Всемирным наследием ЮНЕСКО в составе объекта «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля»: : Успенский собор, его иконостас, фрагменты фресок XII—XIII веков и фрагменты фресок 1408 года работы Андрея Рублёва и Даниила Чёрного; Дмитриевский собор XII века, одноглавый, с богатой декоративной резьбой на фасадах; Рождественский монастырь как резиденция епископа XII-ХШ веков; Золотые Ворота ХII века – памятник русского военного зодчества; Троицкая церковь, где расположен музей народных промыслов: лаковой миниатюры, хрусталя, стекла, вышивки

Информация о работе Развитие туризма во Владимирской области