Туризм в России и Амурской области: динамика и основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 08:35, дипломная работа

Краткое описание

Основные задачи работы:
изучить теоретические аспекты развития туризма и туроператорской деятельности в России;
проанализировать место выездного туризма в международном туризме Амурской области;
рассмотреть фирменную структуру рынка инициативных туроператоров на китайском направлении

Содержание

Введение 3
1. Особенности развития туристических услуг 6
1.1. Туризм как глобальное социально-экономическое явление
современности 6
1.2. Классификация международного туризма 8
1.3. Государственное регулирование международной туристической
деятельности в РФ 20
2. Современное Состояние и проблемы развития мирового рынка
туристических услуг 33
2.1. Анализ развития международного туризма в мире 33
2.2. Туризм в России и Амурской области: динамика и основные
тенденции развития 38
2.3. Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие
туризма 57
3. Перспективы развития мирового рынка туристических услуг на
примере ЗАО «Интурист-Благовещенск» 64
3.1. Анализ спроса потребителей и предложений туристических фирм
по международному туризму 64
3.2. Разработка нового предложения для развития международного
туризма на китайском направлении и его экономическое
обоснование 77
Заключение 88
Список использованной литературы 91

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ТУРИЗМ .doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение                                                                                                             3

1.         Особенности развития туристических услуг                                     6

1.1.      Туризм как глобальное социально-экономическое явление

             современности                                                                                     6

1.2.       Классификация международного туризма                                        8

1.3.       Государственное регулирование международной туристической

             деятельности в РФ                                                                              20

2.          Современное Состояние и проблемы развития мирового рынка

             туристических услуг                                                                          33

2.1.       Анализ развития международного туризма в мире                        33

2.2.       Туризм в России и Амурской области: динамика и основные

             тенденции развития                                                                            38

2.3.       Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие

             туризма                                                                                                57

3.          Перспективы развития мирового рынка туристических услуг на

             примере ЗАО «Интурист-Благовещенск»                                        64

3.1.       Анализ спроса потребителей и предложений туристических фирм

             по международному туризму                                                            64

3.2.       Разработка нового предложения для развития международного

             туризма на китайском направлении и его экономическое

             обоснование                                                                                        77

Заключение                                                                                                      88

Список использованной литературы                                                             91

Приложения                                                                                                     96

 

 

 

 

Введение

 

 

Туризм – это крупнейший сектор современной экономики. Международный  туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30 %. Туризм  использует примерно 7% мирового капитала.

Международный туризм сегодня  – это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах  превратилась в бурно развивающуюся  индустрию. В настоящее время  каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес.

Сейчас в международном  туризме существует две тенденции: подверженность влиянию внешних  экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в периоды кризиса. Хотя стабильность на мировых финансовых рынках привела к некоторым изменениям в отпускных привычках туристов, правомерно сделать вывод о том, что туризм стал глубоко укоренившейся частью культуры конца XX века.

Туризм по праву считается  одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду. Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию.

Практики российской туристкой индустрии возлагают  определенные надежды на развитие выездного туризма в нашей стране. В последнее время инициативные туроператоры частично переориентируют свою деятельность на российские регионы и страны ближнего зарубежья.

Важными моментами, влияющими  на опережающее развитие в России именно инициативного туроперейтинга, являются: возникновение в постперестроечный период большого спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по причинам безопасности); отсутствие материальной поддержки продвижения России на международном туристском рынке со стороны государства, а также отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения.

В настоящее время  на туристском рынке Амурской области действуют как монопрофильные, так и многопрофильные туроператоры. При этом необходимо различать туроператоров на «истинных» и «посредников».

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития. Несмотря на то, что правовую защиту туристов в России обеспечивает достаточное количество законов и постановлений, многие из них несовершенны, порождают споры, разногласия и требуют дальнейшей доработки и согласования. Поэтому российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов продолжает развиваться, в частности, путем детального урегулирования отношений между туристом, желающим совершить путешествие, и турфирмой, предоставляющей ему эту возможность.

Из всего выше перечисленного следует, что роль туризма в структуре  мировой экономики неуклонно  возрастает, тем самым подчеркивает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования работы  является мировой рынок туристических услуг.

Предмет исследования: деятельность туроператоров на туристском рынке.

В этой связи, целью дипломной  работы является выявление проблем и перспектив развития мирового рынка туристических услуг.

Основные задачи работы:

  1. изучить теоретические аспекты развития туризма и туроператорской деятельности в России;
  2. проанализировать место выездного туризма в международном туризме Амурской области;
  3. рассмотреть фирменную структуру рынка инициативных туроператоров на китайском направлении;
  4. провести анализ спроса и предложения на турпродукты на китайском направлении;
  5. рассчитать влияние сезонности и цен на спрос на туристские продукты в Китай;
  6. разработать новый туристический продукт в Китай и провести его экономическое обоснование.

Теоретической основой  дипломной работы послужили многочисленные труды отечественных и зарубежных авторов (Борисова К.Г., Гуляева В.Г., Квартальнова В.А., Ильина Е.Н., Балабанова И.Т., Белявского И.К. и других) по теории международного туризма, гостиничного хозяйства и индустрии туризма, статьи российских и зарубежных  авторов, периодическая литература, нормативно-правовые акты и сайты туристских агентств и операторов России.

В данной работе применялись  такие методы научного исследования, как анализ статистических данных, анкетирование, анализ сезонности, калькулирования.

Цель исследования и  поставленные задачи определили структуру  работы, которая состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

1. особенности развития туристических услуг

 

1.1. Туризм как глобальное социально-экономическое явление современности

Для некоторых народов  путешествие – это способ существования, установившийся веками, например для  кочевых племен (белунджи, бедуины, цыгане и др.). В путешествиях перемещаются отдельные индивидуумы, группы лиц, целые экспедиции (в том числе военные), дипломаты, мигранты и переселенцы. Путешествие может быть даже видом профессиональной деятельности, например, для членов экипажей морских и воздушных судов, водителей большегрузных автомобилей, проводников поездов дальнего следования и др. Таким образом, путешествие можно понимать как образ жизни людей, состоящий в постоянном перемещении с конкретной целью, так и способ освоения окружающего мира, положивший начало туризму.

Туризм – это термин, появившийся гораздо позднее, чем  термин путешествие. В научной литературе можно встретить различные определения  туризма. С этимологической точки  зрения слово «туризм» происходит от французского tourisme, где корень слова tour означает прогулка, поездка, заканчивающаяся возвращением к месту, от которого начинался путь, т.е. возвращением назад. В русском языке термин «туризм» не имеет корней. Даже Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1902 года издания) не содержит статьи «Туризм», а сам термин «туризм» употребляется лишь в статье об истории конструкции велосипеда и путешествий на нем.

Сегодня, благодаря научно-техническому прогрессу, мир превратился в  единое пространство, большие расстояния перестали быть барьером для желающих совершить путешествие. Туризм способствует внедрению и применению передовых технологий, вызывает активизацию мирового рынка товаров и услуг, способствует инвестированию средств в различные сферы производства, помогает решать проблемы занятости и оздоровления населения.

Основу современного туристского рынка, как в качественном, так и в количественном отношении  составляют оплачиваемые отпуска рабочих  и служащих. Все больший интерес  к путешествиям проявляют слои населения  со средним достатком: служащие, молодежь, интеллигенция, представители мелкого и среднего бизнеса.

Международные туристские связи стали важной составной  частью мирового процесса интернационализации  социально-экономических отношений. Во многих странах сложилась и  стабильно развивается индустрия туризма, располагающая солидной материальной базой, предоставляющая рабочие места миллионам людей и взаимодействующая практически со всеми отраслями хозяйства. Туризм оказывает огромное влияние на такие важнейшие отрасли экономики, как транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает катализатором экономического развития.

Туристская индустрия  является значительным фактором, способствующим более интенсивному экономическому развитию тех районов земного шара, которые расположены в отдалении от крупных промышленных центров и имеют незначительные хозяйственные ресурсы.

В ряде государств туризм стал крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей ведущее положение  в экономике. Во многом это объясняется тем, что современная туристская индустрия предоставляет большой объем услуг, потребляемых туристами в ходе заграничного путешествия. Это, прежде всего, услуги.

Помимо влияния на экономику международный туризм оказывает воздействие на социальную и культурную среду, экологическую обстановку. В свою очередь они влияют на туризм.

Туризм является не только источником прибыли, но и сильным  фактором роста престижа страны, ее значения в глазах мирового сообщества.

В то же время рост международного туризма имеет и определенные негативные последствия: разрушение и загрязнение окружающей среды, инфляцию, нарушение традиций местного населения.

Кроме того, обмен туристскими  услугами между индустриальными  странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами. Так, товарообмен между индустриальными странами прежде всего является внутриотраслевым, т.е. осуществляется обмен продуктами одинаковой категории, например торговля продуктами питания между европейскими государствами или торговля автомобилями между США и Японией.

К принимающим туристов относятся страны со средним уровнем  экономического развития (Греция, Турция, Кипр, Испания, Португалия, Египет), а  также развивающиеся страны (Марокко, Тунис, Багамские острова и т.д.).

Для достижения положительного баланса между ввозимыми в  страну деньгами (въездной туризм) и  вывозимыми из страны (выездной туризм) следует особое внимание уделять  привлечению зарубежных туристов, чтобы  как можно больше денег в страну ввозилось и тратилось. Правильно продуманная, динамичная и профессионально осуществляемая политика в сфере развития национального туризма приносит государству большую экономическую выгоду.

 

1.2. Классификация международного туризма

Туризм – это крупнейший сектор современной экономики. Международный  туризм играет одну из главных ролей  в мировой экономике, обеспечивая  десятую часть мирового валового национального продукта. Эта отрасль  экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30 %. Туризм  использует примерно 7% мирового капитала /12, С.45/.

Информация о работе Туризм в России и Амурской области: динамика и основные тенденции развития