Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:01, курсовая работа
Значение и роль туризма в наше время для развития экономики 
государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно. Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Её развитие представляет обширный рынок рабочих мест. 
В XX в. туризм превратился в одно из наиболее значимых социальных 
явлений. Расходы населения на туристские услуги в ряде стран занимают 
третье место после затрат на питание и жильё.
Иногда туристский продукт ассоциируют с понятием туристский пакет, который включает четыре обязательных элемента: туристский регион, транспортные услуги, услуги средств размещения, трансфер. Этот пакет обязательных туристских услуг и отличает туристский пакет от туристского продукта, так как туристский пакет - это только часть туристского продукта, точнее, обязательная часть тура. В зависимости от вида тура в нем могут отсутствовать те или иные элементы.
Туристский маршрут - это заранее спланированный путь передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью предоставления им предусмотренных программой обслуживания услуг.
Комплекс услуг на маршруте - это те условия, которые не входят в туристский пакет, по которые клиент пожелал включить в программу, а туроператор должен обязательно выполнить.
Дополнительные туристско-экскурсионные услуги - услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой и соответственно не входящие в основную стоимость путевки и предоставляемые но месту отдыха по мере возникновения потребности в них. К ним относятся: прокат, телефон, почта, обмен валюты, дополнительное питание и многие другие.
Наряду с основными и дополнительными услугами, разница между которыми состоит в их отношении к первоначально приобретенному туристом комплексу услуг (туру), в структуру туристского продукта входят также сопутствующие услуги, к которым относят товары.
     Товары 
как элемент туристского 
В последнее время наблюдается заметная тенденция к переходу от методов массового маркетинга — «конвейерного» туристского продукта к продукту дифференцированному. Фирмы вынуждены учитывать психологию потребителей-туристов, которые стремятся к достижению максимальной свободы в выборе услуг и все больше предпочитают индивидуальные поездки, выбранные по собственному вкусу. Групповые туры па общеизвестные и явно «перенаселенные» курорты многих уже не удовлетворяют. Общей тенденцией является также сокращение набора услуг, включаемых в тур, за счет чего создается иллюзия дешевых поездок. Некоторые предприятия формируют туристский продукт только из обязательных услуг, которые позволяют им получить у производителей льготные тарифы: проезд, размещение и трансфер. Остальные необходимые услуги туристы приобретают в ходе путешествия за дополнительную плату.
 
Глава 2. Разработка 
и внедрение на 
рынок нового туристского 
продукта 
     2.1. 
Стадии разработки 
туристского продукта 
     Ситуация 
на российском рынке туристских услуг 
складывается сегодня таким образом, 
что наблюдается насыщенность его 
турфирмами, что ведет к ужесточению 
конкуренции. При этом большинство 
туристских предприятий имеют ограниченные 
финансовые, трудовые и другие ресурсы. 
Следовательно, турфирмы не могут распылять 
свои усилия с целью удовлетворения 
всех клиентов. Поэтому для эффективной 
и прибыльной деятельности берут 
на вооружение концепцию целевого маркетинга, 
в основе которой лежит сегментация 
рынка и выбор целевых 
После того, как туристское предприятие определяется в выборе наиболее перспективного целевого рынка, принимается решение о разработке конкретного туристского продукта для выбранного сегмента рынка.
Разработка любого нового туристского продукта начинается с поиска идей. Поиск идей предполагает определение объекта путешествий. В качестве источников идей для создания новинок могут выступать:
     1. 
потребители, нужды и 
2. продукты конкурентов;
     3. 
персонал фирмы, находящийся в 
повседневном контакте с 
     4. 
статистика поездок русских 
Вторым этапом разработки турпродукта является отбор идей. Отбор идей – это обоснование вида разрабатываемого продукта, главная цель такого отбора – найти хорошие идеи и как можно быстрей избавиться от плохих.
     После 
того как центральная идея определена 
и одобрена, наступает этап разработки 
концепции турпродукта и его 
проверки. Следует различать идею 
продукта и его замысел. Идея продукта 
представляет собой общее представление 
о возможном продукте, который 
фирма могла бы предложить рынку. 
Замысел продукта – проработанный 
вариант идеи, выраженный значимыми 
для потребителя понятиями (потребительскими 
свойствами турпродукта). Потребительские 
свойства турпродукта определяются 
полезностью и 
     Для 
того чтобы разработать 
1. анализ рыночных возможностей, открываемых продуктом-новинкой
     2. 
анализ возможностей 
     3. 
соотношение имеющихся 
Если анализ всех указанных основных частей маркетинговых возможностей прошел успешно, можно приступать непосредственно к разработке турпродукта. Фирма определяет содержание своего продукта, куда входит: страна путешествия, вид туризма, сезон и продолжительность поездки, маршрут следования, классность услуг. При разработке турпродукта необходимо уметь правильно скомпоновать предложение.
     Разработанный 
турпродукт подлежит экономической 
оценке и целесообразности внедрения 
его на рынок. Фактически данный этап 
предполагает разработку бизнес-плана 
по выведению продукта на рынок. Необходимо 
провести технико-экономическое 
Новый разработанный тур не сразу становится продуктом для продажи. Предварительно необходимо его экспериментальное внедрение. Наиболее часто встречающимися формами экспериментальной проверки — апробации туристских продуктов являются рекламные и обучающие туры, пробные продажи.
Рекламные туры предназначены для информирования целевой аудитории о существовании нового продукта, наглядная демонстрация его потребительских свойств, достоинств и конкурентных преимуществ. Обычно рекламные туры проводятся для представителей средств массовой информации, авторитетных для целевых групп потребителей людей, а также турагентств, которые впоследствии будут осуществлять продажу данного продукта.
Стади-туры или инфо-туры (обучающие туры) — это поездки, организуемые туроператором, направленные на формирование представления о характеристиках нового туристского продукта у сотрудников отдела продаж самого туристского предприятия и представителей турагентств. Основная цель инфо-туров — популяризация маршрута и рост объема продаж в данном направлении посредством:
     1. 
ознакомления со всеми 
     2. 
изучения технологии оказания 
тех или иных услуг их 
Пробные продажи проводятся для относительно небольших групп туристов (как правило, постоянных клиентов предприятия) до начала сезона массовых продаж. В данном случае новый продукт получает реальную оценку потребителей, что позволяет внести необходимые коррективы как в перечень услуг, так и в процесс их предоставления.
Таким образом, этап испытания продукта в рыночных условиях позволяет на практике проверить качество туристского продукта, потребность в нем, доступность, цены. В случае положительных результатов рыночного испытания туристское предприятие принимает окончательное решение о выведении туристского продукта на рынок.
     Пробный 
маркетинг дает руководству компании 
необходимую информацию для принятия 
окончательного решения: выпускать или 
не выпускать новый продукт. Реализация 
тура - это сложная система операций, включающая 
заключение договоров с поставщиками 
услуг и товаров, подготовку путевок и 
договоров, информационное обеспечение 
тура, бронирование и обеспечение туристов 
проездными билетами, оформление страховки, 
подготовку кадров для тура, собственно 
организация тура. 
     2.2. 
Обеспечение качества 
туристского продукта 
     Качество 
турпродукта – совокупность свойств 
тур услуг и процессов 
Качество тур услуг имеет 3 уровня:
1. Техническое качество (состояние инфраструктуры)
2. Социальное качество (уровень сервиса, профессионализм персонала)
     3. 
Качество окружающей среды (
     Обязательные 
требования к качеству тур услуг: 
безопасность жизни и здоровья; гарантия 
предоставления услуг, согласно путевке; 
сохранность имущества 
     Критерий 
качества выражается через систему 
показателей, отражающих различные 
виды деятельности по обслуживанию туристов. 
На качество тур обслуживания влияют 
факторы такие факторы как: природно-климатические, 
культурно-исторические, психологические, 
специфические потребности 
Стандарты качества тур обслуживания определяются системой стандартизации и сертификации. Стандартизация является важнейшим инструментом государственного регулирования туристской деятельности и защиты прав потребителей тур услуг. Стандартизация – деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
     Важным 
элементом системы 
Сертификация - совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что продукт или услуга соответствует определенным стандартам или техническим условиям.
Обязательная сертификация тур продукта проводится на определенной государством законодательной и нормативной базе - законы РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей», «Об основах тур деятельности». Объектами обязательной сертификации являются туристские услуги и услуги средств размещения, оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация услуг не может заменить их обязательную сертификацию.
     Для 
сертификации туристских услуг применяют 
схемы, рекомендованные для