Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:14, реферат
Туристский рынок – это система отношений (экономических, социальных, юридических), связывающих производителей тур продукта и потребителей, которые заинтересованы в определенном виде турпродукта, которые имеют возможность продавать и покупать их.
Разработка 
тура и ценообразование в туризме 
Категория: Статьи » Туроперейтинг
1. Понятие и особенности туристского рынка
 Туристский рынок 
– это система отношений (
Тур рынок представлен в виде системы взаимодействия 4 основных элементов:
• тур. спрос;
• тур. предложение;
• цена;
 •    конкуренция 
 Тур спрос (ёмкость) 
– это подтверждение 
 Спрос – показатель, 
отражающий объем продаж 
Спрос бывает:
- неэластичный;
- стабильный (вне зависимости от колебания цен);
 - эластичный (изменяющийся 
в ту или иную сторону, в зависимости от 
изменяющихся цен). 
Спрос может быть:
 •    отрицательный 
(большая часть рынка 
 •    отсутствующий 
(потребители игнорируют 
• открытый (потребители испытывают нужду в туристском направлении или чем-либо, что рынок по каким-то причинам предложить не может);
• падающий (потеря у потребителей интереса к определенному турпродукту);
• нерегулярный (сезонный, ежедневный, вплоть до почасовых колебаний);
• полноценный (тур предприятие – продавец удовлетворен своим торговым оборотом);
 •    нерациональный 
(вредные для здоровья или аморальные 
товары и услуги). 
 Основой тур 
спроса является потребность 
человека в отдыхе, познании, общении, 
которое и побуждает его к 
путешествию. Являясь 
 Динамичное развитие 
обусловлено действием 
 Наряду с ними 
выделяется группа 
 Предложение турпродукта 
(насыщенность) – количество турпродуктов 
(туристско-экскурсионных 
 Соотношение между 
спросом и предложением 
Цена – мера и регулятор равновесия между спросом и предложением на тур рынке. Это основной критерий выбора турпродукта для большинства потребителей и поэтому в первую очередь она влияет на объем продаж.
На уровень цен могут оказать влияние факторы:
- цены на услуги поставщиков туруслуг (гостиницы, транспорт);
 - цены на услуги, 
предоставляемые конкурентами 
- колебания в спросе;
- сезонность;
 - психологические 
факторы, связанные с модой, 
престижем и т.д. 
Тур. рынок – это рынок услуг. Он имеет свои специфические особенности:
1) тур. услуги неосязаемы, т.е. их нельзя потрогать, попробовать;
2) тур. услуги теряются во времени;
3) качество отдельных услуг в составе тура может меняться.
 Так же имеется 
разрыв во времени между 
 Основными факторами, 
влияющими на тур. рынок, являются: 
природно-экологические – хороший климат, 
наличие красивых ландшафтов, социально-экономические, 
политические, демографические. 
 
2. Разработка тура
 При разработке 
тур продукта следует 
Технология разработки тура.
1. Маркетинговые исследования (выявление потенциальных возможностей и формирование тура):
а) ПЭСТ анализ (политические, экономические, социальные, технологические силы);
б) ПНВУ (преимущества, недостатки, возможности, угрозы);
 в) сегментация 
рынка (мотивация, цели) – «название 
тура». 
2. География маршрута (перспективное планирование тура):
 - выявление ресурсно-
- тип маршрута (линейный, радиальный, кольцевой).
 3.    Договорный 
этап (заключение договоров с 
партнерами). На этом этапе происходит 
определение партнёра или 
Договор с гостиничным предприятием должен содержать:
- стоимость номеров, их бронирование;
- скидки;
- условия размещения;
- график заездов;
- материальная ответственность.
Договор с предприятием питания включает:
 •    количество 
одновременно обслуживающих 
• регулярность и величина питания;
• примерные цены;
 •    материальная 
ответственность. 
4. Информационно-методическое обеспечение тура:
 а) составление 
карточки транспортного 
б) описание маршрута (вербальное описание, условия приема и обслуживания);
в) график движения по маршруту (расписание);
 г) документ 
«Условия приема и 
Условия о размещении: какие номера, комнаты или каюты, сколько человек может проживать, санитарно-бытовое обслуживание – наличие канализации, прачечных, душ или ванны в номерах.
 Условия питания:  
ресторан, кафе, буфет – адрес 
и отдаленность от места 
Программа туристско-экскурсионного, культурно-досугового обслуживания: дни обслуживания, перечень тем экскурсий и мероприятий, продолжительность экскурсий в астрономических часах, стоимость экскурсий):
• карта-схема маршрута;
• справочные материалы по маршруту;
 •    различная 
информация для составления 
 •    описание 
технологических особенностей 
• памятки о сроках подачи заявок (на авиабилеты, проживание, питание, скидки на группу);
• заявка бронирования тура (дата, № заказа, ответственное лицо, название тура, информация о туристах русский и латинский вариант, № заграничного и российского паспорта, транспорт, время, рейс, класс, возможные изменения, страна, город, дата прибытия и убытия, гостиница, название, класс, тип номеров, питание, экскурсии);
• информационный листок, в котором содержится следующая информация:
 1) маршрут – экскурсия, 
тип маршрута, транспорт, размещение, 
продолжительность, краткое 
2) пакет услуг;
 3) дополнительная 
информация. 
 5.    Расчет 
стоимости путевок и выпуск 
к реализации (калькуляция). Стоимость 
путевки рассчитывается 
 •    транспортные 
услуги – внутри маршрутный 
транспорт, трансфер (доставка туристов 
от места сбора группы к 
терминалу основного 
 •    проживание 
(стоимость умножается на ночи)
• питание;
• зарплата (гиды, экскурсоводы, руководитель группы);
• отчисления во внебюджетные фонды (26% ЕСН и сбор на страхование от несчастных случаев);
• экскурсионное обслуживание;
 •    билеты 
на культурно-развлекательные 
• накладные расходы (10 - 20%);
• итого затрат;
• начисление прибыли (10 – 40%);
• начисление НДС на сумму затрат и прибыли;
 •    стоимость 
путевки вместе с НДС. 
 6. Продвижение тура 
на рынок (инструменты 
 -реклама (каталоги, 
брошюры, наружная реклама, 
 - стимулирование 
продаж (различные материалы для 
прямой почты, проспекты по 
конкретному направлению – 
 - связи с общественностью 
(оформление пресс-релизов и 
- пресс-конференции и пресс-демонстрации;
 - иллюстративные 
рассказы с описанием – 
- презентации;
- ознакомительные туры;
 - выставки, ярмарки, 
научно-практические 
 - различные видеофильмы. 
 7. Этап реализации 
путевок (формирование 
3. Качество турпродукта
Качество турпродукта – совокупность свойств тур услуг и процессов обслуживания по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов.
 Качество турпродукта 
характеризуется качеством 
 Специфика сферы 
туризма заключается в том, 
что производимый продукт 
а) особенности воспитания;
б) возраст;
в) культурные традиции народа, представителем которого является турист;
г) понятие о комфорте;
д) привычки;
е) самочувствие или психологическое состояние на момент получения услуги;
 ж) физиологические 
особенности организма и др. 
 Все это делает 
восприятие качества 
 Кроме того, есть 
специфичные факторы, которые 
в значительной степени влияют 
на создание качественного 
1. Дискретность (прерывистость) производства туруслуг и целостность их потребления. Гостеприимство – искусство мелочей. Работа каждого сотрудника в гостинице, ресторане, турфирме одинаково важна. В обеспечении качества турпродукта невозможно выделить более главную или менее главную службу – все они должны работать одинаково четко и качественно.
2. Возможность повторного производства туруслуг на одинаково высоком уровне, или продолжительность качества. Решение данной проблемы для многих производителей турпродукта становится непосильной задачей. Причины этого: плохое качество средств труда персонала, недостаток эргономичности рабочих мест, недостаток своевременной мотивации работников или налаженности всей системы взаимодействия между работниками предприятия.
Информация о работе Разработка тура и ценообразование в туризме