Центр электронного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:21, реферат

Краткое описание

Трудовое Законодательство в последние Годы претерпело значительные изменения. Принят новый Трудовой кодекс, заменившиий привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц - акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы - о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие источников трудового права России, их основные особенности
Глава 2. Классификация источников трудового права России
2.1. Конституция РФ
2.2. Законы РФ
2.3. Указы и распоряжения Президента РФ
2.4. Постановления Правительства РФ
2.5. Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда
2.6. Нормативные акты органов власти и управления субъектов РФ
2.7. Соглашения
2.8. Локальные нормативные акты
2.9. Классификация актов по сфере действия
Глава 3. Нормы международного права как источник Российского трудового права
3.1. Место норм международного права в системе источников российского трудового права
3.2. Применение международных норм в труде
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат система источников трудового права в России.docx

— 54.98 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Поволжский государственный  технологический университет

 

 

 

Центр электронного обучения

Реферат по дисциплине

«Основы электронного обучения»

 

 

Выполнил(а): студент(ка)

группы_______

__________ (Фамилия И.О.)

 

 

Проверил(а):     уч. степень,

уч. звание (должность)

Фамилия И.О.

Йошкар-Ола

2013

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие источников трудового  права России, их основные особенности

Глава 2. Классификация источников трудового права России

2.1. Конституция РФ

2.2. Законы РФ

2.3. Указы и распоряжения Президента  РФ

2.4. Постановления Правительства  РФ

2.5. Постановления, инструкции и  разъяснения Министерства труда

2.6. Нормативные акты органов  власти и управления субъектов  РФ

2.7. Соглашения

2.8. Локальные нормативные акты

2.9. Классификация актов по сфере  действия

Глава 3. Нормы международного права  как источник Российского трудового  права

3.1. Место норм международного  права в системе источников  российского трудового права

3.2. Применение международных норм  в труде

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Трудовое Законодательство в последние  Годы претерпело значительные изменения. Принят новый Трудовой кодекс, заменившиий привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц - акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы - о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей. Таким образом, значительное обновление

трудового законодательства повлекло за собой количественное и качественное изменение источников трудового  права. Новые формы экономических  и социальных отношений потребовали  пересмотра и изменения многих институтов трудового права как науки, превратив  Советское трудовое право в Трудовое право России.

Тема источников трудового права  на сегодняшний день весьма актуальна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной  базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.

Категория «источники права» в науке  обычно толкуется в двух взаимосвязанных  аспектах. Во-первых, к ним относят  объективные факторы, «порождающие»  право как социальное явление. В  качестве таких факторов выступают  материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике  права в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника права  связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов  государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических  документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в  формальном или юридическом смысле слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие источников трудового  права России, их основные особенности

«Источник права» — условное юридическое  обозначение, смысл которого может  быть раскрыт исходя из исторического  подхода к вопросу о происхождении  права вообще. С точки зрения возникновения  права его источником являются матери­альные условия жизни общества, господствующий тип произ­водственных отношений. В сфере материального производства возникают общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании. Происходит процесс формирования права (правотворчество), который завершается формулирова­нием соответствующих правил поведения, юридических норм, выраженных в форме государственных актов (законов) или иных актов, издаваемых по поручению или с санкции высшего органа государственной власти (законодателя). Изучение про­цедуры и формы выражения права представляет собой само­стоятельный раздел юридической науки.

Конкретные формы выражения  права могут быть различ­ными в зависимости от степени важности регулируемых Обще­ственных отношений, отраслевой принадлежности, компетен­ции нормотворческого органа. Это могут быть законы, указы, постановления, приказы и другие нормативно-правовые акты.

Применительно к конкретной сфере  общественных отноше­ний нормативные акты являются источниками права в фор­мальном смысле, т. е. выраженными в определенной форме. Именно в этом смысле

термин «источник права» используется в юридической науке при изучении конкретных правовых систем и правоотношений, регулируемых данной системой права.[1]

В этом специфическом понимании  термин «источник пра­ва» является синонимом таких юридических выражений, как «законодательство», «нормативные акты», «форма права», «внешняя форма права». Все они выражают одно и то же яв­ление: форму, в которую облекается результат нормотворчества, воля законодателя. В настоящей работе термин «ис­точник трудового права» будет использоваться именно в на­званном смысле, т. е. для обозначения конкретных форм выражения правовых предписаний в сфере трудовых отноше­ний, исходящих, как от государственных органов власти (зако­нодателя), так и от органов государственного управления, из­дающих нормативные акты в пределах своей компетенции, на основе и во исполнение действующего законодательства.

Трудовое право как система  юридических норм, регулирую­щих общественно-трудовые отношения, состоит из множества нормативных актов: законов, указов, постановлений правительства, различных ведомственных актов, а также локальных норм, действующих в конкретных производственных и непроиз­водственных структурах—предприятиях, объединениях, инсти­тутах, кооперативах, учреждениях и т. д. Все они должны быть подчинены единым конституционным принципам обществен­ной организации труда, находиться между собой в определен­ной субординационной зависимости.[2]

При изучении трудового законодательства следует обратить внимание на некоторые  особенности современного состояния  законности вообще и в регулировании  трудовых отношений в частности. Последние 20 лет трудовое законодательство рес­публик, входивших в СССР, формировалось в строгом соответ­ствии с Основами законодательства СССР и союзных респуб­лик о труде. Поэтому единство трудового законодательства в масштабах Союза было неизбежно и вполне объяснимо. Каж­дая республика придерживалась единых принципов в подходе к регулированию трудовых отношений. Она могла включать в свой кодекс незначительные детали, не меняющие суще­ства правового предписания, более удачные формулировки. Теперь же, после распада СССР и в связи с принятием Трудового кодекса 30 декабря 2001 r. применение на территории России основ законодательства о труде СССР и союзных республик исключено.

Трудовое законодательство России обладает большой степенью дифференциации в правовом регулировании труда в за­висимости от ряда объективных и субъективных особенностей применения общих норм права к отдельным категориям ра­ботников.

С учетом сказанного можно рекомендовать  следующее опре­деление источника трудового права: под источниками трудового права сле­дует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельно­сти компетентных органов государства в сфере регулирования тру­довых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.1 Источники трудового права, таким образом, могут быть отождествлены с понятием нормативно-правовых актов,

регулирующих рынок труда, отношения  по организации и применению труда  наемных работников.

Источники — нормативные акты, относящиеся к трудовому праву  России, составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные  по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные  акты. Такую систему обычно именуют  системой трудового законодательства, подразумевая, однако, в одних случаях совокупность всех нормативных актов — источников трудового права, в других — только законы о труде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова. В источниках трудового права России отражены материальные условия жизни нашего общества и с их изменением ме­няются и источники трудового права. Источники трудового права не следует путать с актами тех же органов, изданными и процессе правоприменительной деятельности.1

Нормы трудового права могут быть закреплены в актах, являющихся по своему основному содержанию источниками других отраслей права, например государственного. Так, в Конституции РФ, которая является юридической базой текущего законодательства, закреплены основные права и обязанности граждан в сфере труда.2

 

 

 

Глава 2. Классификация источников трудового права России

Источники трудового права многочисленны  и разнообразны, их можно по-разному  классифицировать. По характеру принятия источники трудового права можно  разделить на принимаемые го­сударственными  органами (законы, указы и др.), принимаемые  по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и  др.), а также принимаемые органами международно-правового регулирования  труда (пакты о правах человека, конвенции  и рекомендации Меж­дународной организации труда).

По сфере действия источники  трудового права можно разде­лить на действующие в пределах всей Российской Федерации, от­дельных субъектов Федерации, регионов, отдельных организаций.[3]

Можно классифицировать источники  трудового пра­ва по их правовой иерархии, иначе говоря, по юридической силе. Эта классификация наиболее удобна для изучения, она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника, ее мы и будем придерживаться в дальнейшем. По юри­дической силе среди источников трудового права можно выделить (по иерархии сверху вниз) Конституцию Российской Федерации, акты международного правового регулирования труда, законы, под­законные акты, акты судебных органов, соглашения о труде, ло­кальные акты.1

Учитывая, что правотворческая  деятельность в сфере труда осуществляется не одним, а рядом государственных  органов, которые нередко привлекают к этой деятельности профсоюзы и  трудовые коллективы, следует, прежде всего, выделить классифи­кацию источников трудового права по органам, принимающим нормативные акты различной юридической силы.

§ 2.1. Конституция РФ

Особое место среди источников российского права, в том числе  и трудового

права, занимает ныне действующая  Конститу­ция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Кон­ституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Фе­дерации, не должны противоречить Конституции РФ.[4]

Конституция РФ 1993 г. закрепила ряд  новых положений принципиального  характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности. Так, в ней отмечает­ся, что права и свободы человека и гражданина являются непо­средственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполни­тельной власти, местного самоуправления и обеспечиваются пра­восудием (ст. 18). Общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.[5] Если междуна­родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15). Конституция РФ законодатель­но закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и ги­гиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дис­криминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и празд­ничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37).[6]

 

§ 2.2. Законы РФ

Следующим по юридической иерархии источником трудового права являются законы Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы принимаются  Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов  и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный  закон считается одобренным Советом  Федерации, если за него проголосовало  бо­лее половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Феде­рации. В случае отклонения федерального закона Советом Феде­рации палаты могут создать согласительную комиссию для пре­одоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Феде­рации федеральный закон считается принятым, если при повтор­ном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.[7]

Принятый федеральный

закон в течение пяти дней направля­ется Президенту Российской Федерации для подписания и обна­родования. Президент РФ в течение четырнадцати дней со дня поступления либо подписывает и обнародует закон, либо откло­няет его. При отклонении закона Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рас­сматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа чле­нов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Статья 108 Конституции РФ предусмотрела  особую процедуру принятия федерального конституционного закона. Такой закон  считается принятым, если он одобрен  большинством не менее трех четвертей  голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов  Госу­дарственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Пре­зидентом Российской Федерации и обнародованию. Таким образом, здесь не предусматривается возможность отклонения феде­рального конституционного закона Президентом РФ и повтор­ного в связи с этим рассмотрения его в обеих палатах Федераль­ного Собрания. Федеральные законы не могут противоречить фе­деральным конституционным законам, ибо последние имеют большую юридическую силу.

Поскольку Конституция РФ 1993 г. относит  трудовое законо­дательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. 1к), следует различать среди источников тру­дового права наряду с федеральными законами законы субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Феде­рации и ее субъектов последние (то есть республики, края, об­ласти, города федерального значения, автономная область и авто­номные округа) осуществляют собственное правовое регулирова­ние общественных отношений по труду, включая принятие зако­ном. При этом законы субъектов РФ не могут противоречить фе­деральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации действует федеральный закон.[8]

Информация о работе Центр электронного обучения