Цели и задачи трудового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:59, контрольная работа

Краткое описание

Статья 1 Трудового Кодекса Российской Федерации определяет цели и задачи трудового законодательства.
В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного регулирования важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска и другие), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров.

Содержание

1. Цели и задачи трудового законодательства. Запрещение принудительного труда……………………….3

2. Задача…………………………………………………………………..…10


Тест (в таблице) ……………………………………………………….11

Список используемой литературы……………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовое для Даши.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

Вариант № 1.

 

 

1. Цели  и задачи трудового законодательства. Запрещение принудительного труда……………………….3

 

2. Задача…………………………………………………………………..…10

 

 

Тест (в таблице) ……………………………………………………….11

 

Список используемой литературы……………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант № 1.

 

 

1. Цели  и задачи трудового законодательства.

Запрещение  принудительного труда.

 

Статья 1 Трудового  Кодекса  Российской  Федерации  определяет цели и задачи трудового  законодательства.

В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного  регулирования  важной  целью  трудового  законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и  свобод граждан. Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на  работу,  переводе  на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска  и  другие), так и отдельно для лиц, нуждающихся  в  повышенной  социальной  защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе  18  лет,  инвалидов),  определяет  процедуру  согласия   между участниками   трудовых   отношений,   а   также   порядок   разрешения индивидуальных и коллективных споров.

Трудовой  Кодекс  содержит  нормы,  цель  которых  –  создать благоприятные условия труда,  обеспечить  защиту  прав  и  интересов работников  и работодателей.  В отличие от   ранее   действовавшего настоящий Кодекс более подробно регулирует  отношения,  возникающие в связи с обеспечением  охраны  труда  работников.  В нем содержатся основные направления государственной политики в области охраны  труда, ее нормативные требования, обязанности работодателя  по  обеспечению безопасных условий охраны труда, обязанности работника в этой области, гарантии  права  работников  на   труд   в   условиях,   соответствующих требованиям охраны  труда,  положения  об  органах  управления  охраны труда, порядок и условия расследования  и  учета  несчастных  случаев, источники финансирования мероприятий по улучшению  условий  и  охраны труда.

Защита трудовых  прав  работников  осуществляется  различными способами.  Основными  из  них  являются:  государственный  надзор   и контроль за соблюдением трудового  законодательства,  защита  трудовых прав работников профсоюзами,  самозащита  работниками  своих  трудовых прав, впервые установлена настоящим Кодексом.

Значительный массив нормативных положений  Кодекса  связан  с порядком проведения коллективных переговоров, заключения  коллективных договоров   и    соглашений,   установление    предела    договорного регулирования с тем, чтобы по сравнению с трудовым  законодательством положение  работников  не  ухудшилось.  Эти  положения   имеют   целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

Комментируемая статья формулирует  основную  задачу  трудового законодательства через круг отношений, составляющих предмет  трудового права. Эта статья имеет принципиальное значение,  поскольку  определяет критерии  разграничения  трудового  от  смежных отраслей  российского права.

Центральное место в отношениях,  регулируемых  комментируемы Кодексом, занимают трудовые отношения, возникающие между работником  и работодателем в связи с заключением трудового договора.

В то же время  предмет  трудового права включает  и другие отношения, тесно связанные с  трудовыми.  Одни  из  них  предшествуют, другие –  функционируют  одновременно,  третьи  –  приходят  на  смену трудовым  отношениям.  К   предшествующим   относятся   отношения   по трудоустройству.  Цель  указанных  отношений  –   обеспечить   граждан работой, способствовать возникновению трудовых связей  между  ними  и работодателями.   Нормы,   составляющие   содержание   отношений    по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки гражданам.  Идущим  на  работу,  полномочия  и обязанности работодателей  в  сфере  занятости.  Для  этих  отношений   характерна множественность субъектов, к которым относятся не только  работники  и работодатели, но и органы государственной власти, профсоюзы.

 Отношения, которые  функционируют наряду с  трудовыми,  весьма различны  по  своему  содержанию.  В  первую  очередь  сюда  относятся отношения по организации труда и  управлению  трудом,  по  социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров  и  соглашений,  по  участию  работников  и   профсоюзов   в установлении условий труда и применении трудового  законодательства  в предусмотренных законом случаях.  В обобщенной  форме  они  являются коллективными трудовыми отношениями. Их  отличительная  особенность  – наличие  коллективного   субъекта   в   лице   профсоюза   или   иного представительного  органа  работников.  Сам  работник,  как   правило, непосредственно в коллективном трудовом отношении не участвует.

К самостоятельным  видам настоящий Кодекс  относит  отношения по  подготовке,  переподготовке  и   повышению   квалификации   кадров непосредственно у данного работодателя; по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего  времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

Отношения по  надзору  и  контролю  за  соблюдением  трудового законодательства,   включая   законодательство   об   охране    труда, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно  с трудовыми.  Настоящий  Кодекс  не  отступает  от  этих   традиций.   В соответствии с конституционным правом на труд в  условиях,  отвечающих требованиям   безопасности   и   гигиены,   важное   значение    имеют предусмотренные в Кодексе  нормы  в  области  надзора  и  контроля  за соблюдением  трудового  законодательства,  способствующие  обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с надзором  и контролем отношения функционируют наряду с трудовыми.

Перечень отношений, регулируемых трудовым  законодательством, комментируемая статья завершает отношениями по  рассмотрению  трудовых споров. Как правило, эти отношения  приходят  на  смену  трудовым.  Во многих случаях они предусматривают досудебный  порядок рассмотрения споров, определяют механизм распределения решений комиссий по трудовым спорам,  устанавливают  некоторые   процессуальные   особенности   при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон  трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных  разногласий  в сфере труда.

 Наряду со спорами,  возникающими между конкретным работником работодателем,  существуют  коллективные   трудовые   споры,   порядок разрешения которых предусматривает  специальную  процедуру  вплоть  до объявления забастовки.

 

 

Запрещение  принудительного труда.

Согласно ст. 37 Конституции  РФ, ст.4 Трудового кодекса РФ принудительный труд запрещен.

Принудительный труд не относится к числу широко обсуждаемых  социальных проблем в России. Однако в профессиональном сообществе под влиянием реальности и информации, полученной из разных источников, уже сложилось некоторое представление о данном феномене. Хотя в экспертной анкете мы привели определение принудительного труда из Конвенции МОТ 1930 г., мы попросили экспертов самостоятельно определить смысл, который они вкладывают в это понятие. Ниже приведены определения понятия принудительного труда, данные экспертами и сгруппированные в зависимости от ключевого элемента, на который опирается то или иное определение. Большое количество так называемых контекстных (ситуационных) определений говорит о том, что данный феномен воспринимается экспертами не как теоретическая концепция, а как реальная ситуация.

Ключевое слово  – насилие, отсутствие контроля:

• Труд под угрозой  физического или психологического насилия, возможно связанный с институциональными ограничениями (например, изъятие документов) для работника;

 
        • Труд, когда работник не волен выбирать работу или условия работы;

 • Принуждение к определенным работам;

 • Труд в заточении;

 • Труд не по собственной воле, а вследствие обмана, похищения и т.п.

Основные признаки, по которым можно отличить принудительный труд от добровольного:

• физическое насилие;

• психологическое насилие;

• ограничение свободы

• долговая кабала, зависимость, различные виды отработок (жилья, билетов, еды и т.п.);

• невозможность выбирать условия труда;

• труд под угрозой, в  том числе угрозой жизни;

• несвобода покинуть работодателя, поменять место работы;

• отсутствие собственной воли на выполнение труда;

• принуждение к каким-либо дополнительным услугам;

• незаконные ограничения  в оплате (невыплата, недоплата, задержки, неадекватная оплата или ее отсутствие);

• выплата зарплаты в  натуральной/неденежной форме (например, продуктами или алкоголем, наркотиками), работа за еду;

• труд «в свинских условиях», нечеловеческие условия содержания работников;

• труд без социальных гарантий;

• отсутствие доступа  к медицинской, социальной и правовой помощи, отсутствие возможности обратиться в правоохранительные органы;

• отсутствие контракта  или договора на выполнение работ;

• неправомерные способы  привлечения к труду;

• ущемление конституционных  прав, гарантий и возможностей;

• несоблюдение трудового  законодательства;

• несоблюдение прав человека;

• нарушение нравственных принципов (дети торгуют алкоголем, наркотиками).

 Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

- в целях поддержания трудовой дисциплины;

- в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

- в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

- в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

- в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному  труду относятся:

- нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

- требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя: 
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; 
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Задача.

 

 

В условиях данной задачи речь идет о правилах совместной службы. В отличие от ранее действовавшего КЗоТа новый Трудовой кодекс не содержит положений, которые бы ограничивали право родственников на совместную службу, даже в том случае, если их работа связана с подчиненностью или подконтрольностью одного другому. Но в отношении государственных гражданских служащих такие ограничения установлены. В частности, в соответствии со ст.16 Закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Это касается родителей и детей, супругов, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей и детей супруга.

Исходя из выше изложенного устанавливаем, что в результате проверки государственной правовой инспекцией труда был выявлен лишь один случая незаконной совместной  службы родственников, в администрации района, где работают супруги Смирновы: он – глава администрации, она – управляющая делами.

Информация о работе Цели и задачи трудового законодательства