Формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучение деятельности органов службы занятости населения, направленной на содействие занятости безработных граждан (на примере ГУ Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска) для последующей разработки практических рекомендаций и предложений по её совершенствованию.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать безработных граждан как особую социальную группу;
2) выявить проблемы, связанные с безработицей;
3) рассмотреть формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения;
4) охарактеризовать ГУ Центр занятости населения города Благовещенска как субъект содействия занятости безработных граждан;
5) изучить деятельность ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан;
6) разработать практические рекомендации и предложения для повышения эффективности деятельности ГУ Центр занятости населения.

Содержание

Введение
1. Безработные как особая социальная группа
1.1 Социально-правовой статус безработных граждан в РФ
1.2 Социально-психологические характеристики безработных
1.3 Социальные последствия безработицы
2. Формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения
2.1 Профессиональная ориентация как начальный этап трудоустройства
2.2 Социально-психологическая поддержка безработных граждан
2.3 Социальное консультирование по вопросам трудоустройства
2.4 Социальная коррекция психологических установок безработных граждан на трудоустройство
3. Исследование деятельности ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан
3.1 Характеристика ГУ Центр занятости населения города Благовещенска как субъекта содействия занятости безработных граждан
3.2 Деятельность ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан
3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности ГУ Центра занятости населения города Благовещенск, направленной на содействие занятости безработных граждан
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г

Вложенные файлы: 1 файл

vevivi.ru.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализ показывает, что каждый третий из молодых людей в возрасте 16-29 лет, обратившихся в течение 2008 года в службу занятости населения за предоставлением государственных услуг – выпускник учреждения профессионального образования. Выпускникам профессиональных учебных заведений найти работу сложно, особенно по специальности. Как правило, работодатели отдают предпочтение тем соискателям на вакантные места, которые имеют опыт работы. Кроме того, большим препятствием в трудоустройстве выпускников является усиливающееся несоответствие структуры профессиональной подготовки кадров запросам рынка труда. На рынке труда города Благовещенска и Благовещенского района большой спрос на рабочие профессии, в то время как учебные заведения продолжают профессиональную подготовку специалистов мало востребованных или невостребованных в связи с перенасыщенностью их на рынке труда.

С целью содействия занятости  и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования, специалисты центра занятости населения привлекали их к участию в информационных встречах, групповых консультациях и тренингах по вопросам занятости населения, ярмарках вакансий, презентациях предприятий и вакансий, участию в специальных программах занятости.

В течение 2008 года нашли  работу 457 выпускников учреждений профессионального  образования (в течение 2007 года – 419 человек). По программе «Временное трудоустройство  выпускников учреждений профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые» трудоустроено 110 выпускников (в 2007 году – 101 человек). По итогам программы 97 человек, или 88,2 % от числа участников программы, приняты на постоянную работу.

В течение 2008 года в центр занятости населения обратилось 1286 учащихся общеобразовательных школ, учреждений среднего и начального профессионального образования, желающих работать в свободное от учёбы время. Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан организуется с целью обеспечения временной занятости, приобщения к труду, получения профессиональных навыков и адаптации к трудовой деятельности. Трудоустроено 1037 подростков (в течение 2007 года – 868 человек). При временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан особое внимание уделялось тем, кто состоит на учёте к КДН и ЗП, детям-сиротам и опекаемым детям, подросткам из многодетных и неполных семей.

В течение 2008 года признано безработными 8168 человек, это на 1552 человека больше, чем в 2007 году. Каждый третий из признанных безработными, был уволен по собственному желанию, каждый второй ранее работал по рабочей профессии. В общей численности признанных безработными 51,3% составили женщины, 52 % – молодёжь в возрасте16-29 лет, 42 % имеют высшее и среднее профессиональное образование.

По различным причинам в течение 2008 года были сняты с учёта 7868 безработных граждан, из них 45,9 % (3611) нашли работу, 12,9 % (1009 человек) направлены на профессиональное обучение. Динамика численности безработных граждан представлена в таблице 4.

 

Таблица 4 – Динамика численности безработных граждан в человеках (в процентах)

 

всего

в т.ч. по г. Благовещенску

в т.ч. по Благовещенскому  району

Состояло на учёте  на 01.01.2008 г.

2928

1828

1100

Признаны безработными в 2007 г.

8168

5460

2708

Снято с учёта в 2007 г., в том числе:

7868

5283

2585

нашли работу;

3611 (45,9)

2729 (51,7)

882 (34,1)

направлены на профобучение;

1009 (12,8)

916 (17,4)

93 (3,6)

оформлены на досрочную  пенсию;

27 (0,4)

25 (0,5)

2 (0,1)

снято по другим причинам.

3215 (40,9)

1607 (30,4)

1608 (62,2)


 

На 1 января 2009 года на учёте в Центре занятости населения состояли 3228 безработных граждан, или 110,2 % от числа состоявших на учёте на начало года, что показано в таблице 5.

Среди безработных граждан, состоящих на учёте, 1267 человек – молодёжь в возрасте 16-29 лет, 637 человек – родители, воспитывающие несовершеннолетних детей.

Средняя продолжительность регистрируемой безработицы по городу Благовещенску и Благовещенскому району составила 3 месяца, уровень регистрируемой безработицы – 2,1 % трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

 

Таблица 5 – Структура безработных граждан, состоящих на учёте на 1 января 2009 г. (человек)

 

Состоят на учёте

всего

В т.ч. Благовещенский р-он

Всего

3228

1223

женщины

1859

652

молодёжь (16-29 лет)

1267

307

лица предпенсионного  возраста

484

219

освобождённые из учреждений, исполняющих наказание

9

4

уволенные из армии

5

2

имеющие длительный (более  года перерыв в работе)

1035

657

инвалиды I-III групп

203

36


 

Отношение численности  безработных, зарегистрированных в  ГУ Центр занятости населения города Благовещенска в 2008 году, к численности трудоустроенных граждан за этот же период равно 1,95, то есть трудоустроена была только ½ часть от общего количества граждан, официально признанных безработными. Во многом это объясняется структурным несоответствием между спросом на рабочую силу и её предложением.

Анализ вакансий, предоставляемых  в службу занятости, позволяет говорить о несоответствии между профессиональным составом ищущих работу и структурой имеющихся рабочих мест. Более 70 % вакансий – это рабочие профессии, около 20 % – малопрестижный неквалифицированный труд.

Подводя итоги всему  высказанному, можно сделать следующие  выводы.

В структуре безработных граждан очень высок процент молодёжи – 52 %. Трудности выпускников обусловлены рядом следующих обстоятельств:

1) отсутствие опыта  работы (работодатели указывают  наличие опыта работы не менее  3-х лет);

2) отсутствие вакантных  рабочих мест по имеющимся  у выпускников специальностям;

3) неудовлетворённость  предстоящей оплатой труда;

4) отсутствие навыков  поиска работы и т.п.

В течение 2008 года органами занятости населения г. Благовещенска  была реализована программа «Временное трудоустройство выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые», но эта программа не распространялась на выпускников учреждений высшего профессионального образования, хотя они испытывают большие трудности в трудоустройстве. Необходимо учитывать и тот факт, что для подготовки специалистов с высшим образованием затрачиваются значительные ресурсы, отдача от которых отсрочена во времени и практически не поддаётся анализу с позиции эффективности, однако не требует доказательств тот факт, что нецелевое использование специалистов адекватно убыткам, равным затратам на их подготовку.

Таким образом, выпускники учреждений высшего профессионального  образования, у которых отсутствует опыт работы и нет навыков эффективного поведения на рынке труда, испытывают наибольшие сложности в трудоустройстве Поэтому на сегодняшний день существует необходимость комплексного решения проблем трудоустройства студентов после окончания обучения, повышения профессионального практического и образовательного уровня, а также адаптации студентов и выпускников к требованиям современной рыночной экономики.

 

3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности ГУ Центра занятости населения города Благовещенска, направленной на содействие занятости безработных граждан

 

В ходе проведённого исследования мы выяснили, что молодёжь в возрасте от 18 до 29 лет является одной из наиболее многочисленных и слабозащищённых категорий безработных. Низкая конкурентоспособность на рынке труда, обусловленная в основном недостатком профессиональных знаний, трудовых навыков, опыта работы приводит к отказу работодателя от услуг молодого человека. Для решения этой задачи органам занятости населения г. Благовещенска можно предложить следующие рекомендации;

1) организовать мониторинг и прогнозирование состояния рынка труда с целью определения потребности в кадрах определённых профессий и специальностей;

2) в соответствии с тенденциями рынка труда вырабатывать рекомендации для учебных заведений профессионального образования относительно приёма абитуриентов, корректировки учебных планов, введения дополнительных курсов (приложение Г);

3) разработать методологические и правовые основы для оформления отношений между учебными заведениями и органами занятости. Существует формальное правило, согласно которому приём в учебные заведения должен согласовываться со службами занятости, по сути это остаётся добрым пожеланием, так как на сегодняшний день не существует никаких нормативных документов, регламентирующих отношения между учебными заведениями и службой занятости (приложение В);

4) организовать систематическую профориентационную и информационную работу со школьниками и студентами, которая включает в себя предоставление информации о состоянии рынка труда в области, тенденциях его изменения, профессиях наиболее востребованных на сегодняшний день, содержании этих профессий;

5) содействовать организации стажировок и длительной практики выпускников на предприятии. Молодым специалистам приходится выдерживать конкуренцию работников с опытом, а для этого необходимо иметь хотя бы минимальные практические навыки. Стажировка является наиболее приемлемым способом получения опыта работы для выпускника, т.к. в процессе обучения теоретические навыки подкрепляются практическими. Под стажировкой понимается практика на предприятии, в результате которой молодой специалист (студент старших курсов) получает возможность применить свои знания в действии, научиться работать в команде, получить первый опыт работы. При выборе мест студенческой стажировки предпочтение отдаётся предприятиям, учреждениям и организациям, планирующим в перспективе трудоустроить выпускников университета. Примером такой программы может служит российская программа «Молодёжная практика», которая действовала с 1994 по 2001год. Такая система выгодна не только выпускнику, но и работодателю, поскольку он получает уже квалифицированного работника, имеющего реальный опыт работы на конкретном рабочем месте;

6) проводить работу со студентами в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда посредством обучения навыкам самопрезентации, делового общения, проведение семинаров и тренингов по вопросам трудоустройства. Конечно можно каждому выпускнику, обратившемуся в Цнетр занятости за помощью, подробно объяснять: с чего нужно начинать поиск работы, как правильно писать резюме, как подготовиться и как вести себя во время собеседования, что такое трудовой договор и какие обязательные разделы он должен содержать, правомерность работы с испытательным сроком и многое-многое другое. Но гораздо эффективнее будет прочитать небольшой курс лекций и провести тренинг-семинары с группами студентов старших курсов, которые помогут каждому выпускнику осознать ситуацию предстоящего поиска работы, сформулировать и реализовать основные шаги по её достижению (приложение Б);

7) разработать организационные и экономические меры, обеспечивающие приоритет молодежи в приеме после завершения образования на предприятия всех форм собственности;

8) содействовать молодежи в организации собственного дела, малого бизнеса (эффективное организационно-информационное обеспечение, предоставление профессионально-ориентационных услуг, необходимая профессиональная подготовка, обучение основам предпринимательской деятельности, приоритетное кредитование молодёжного малого бизнеса).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема безработицы имеет место во всех странах мира, является одной из острейших социальных проблем, так как за ней стоит бедность и духовное обнищание людей. Эта проблема действительно актуальна на сегодняшний день и не утратит своей актуальности в будущем, так как безработица – это естественное явление в экономике и в жизни общества, полностью избежать которого в силу несовершенства рыночного механизма.

В процессе написания  дипломной работы мы выяснили следующее.

1. Безработный – это  трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в органах занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней. Правовой статус безработного, также как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.

2. В зависимости от социально-демографичнских характеристик выделяют шесть основных групп безработных: молодежь, женщины, мигранты, трудоспособные инвалиды, деклассированные элементы (бомжи, бродяги, алкоголики). Психологическое состояние безработных характеризуется повышенным уровнем тревожности и беспокойства. Половина безработных переживает сильный физиологический и психологический стресс.

3. Безработица независимо от её продолжительности несет с собой множество проблем, оказывающих негативное влияние не только на безработных, но и на общественное развитие. Одним из существенных последствий безработицы является падение материального достатка человека и его семьи, что в свою очередь со временем приводит к утрате здоровья. Кроме того, потеря работы представляет собой серьёзную психологическую травму и может спровоцировать стресс. Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения, порождает социальную агрессию и увеличивает криминогенность общества. Всё это вызывает рост социально-политической напряжённости в обществе и угрозу социального взрыва.

4. С целью содействия занятости безработных граждан органы занятости населения используют в своей деятельности такие технологии как профориентация, которая представляет собой комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда; социальное консультирование безработных граждан , которое включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности; социальная коррекция – это деятельность специалиста по социальной работе по исправлению тех особенностей клиента, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам; психологическая поддержка, которая осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации

Информация о работе Формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения