Формирование методов оценки эффективности труда специалистов по информационным технологиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 03:47, автореферат

Краткое описание

За последние два десятилетия доля населения, занятого в сфере
информационных технологий (ИТ), существенно выросла. В России в 2009 году
она составила 1,02 млн человек – 1,4% от всего трудоспособного населения. В
развитых странах этот показатель уже тогда превышал 3% (США – 3,7%,
Великобритания – 3,2%, Германия – 3,1%).
1
В ближайшие годы в России
можно прогнозировать значительный рост доли занятых в ИТ-сфере. Он
обусловлен модернизацией традиционных секторов экономики структурными
изменениями в процессе перехода к постиндустриальному обществу.
и
Характерной
чертой
сегодняшней
ситуации
является
дефицит
квалифицированных ИТ-кадров, в связи с чем многие должности замещаются
специалистами недостаточно высокого уровня. При этом практика оценки
эффективности труда ИТ-специалистов не распространена, не развиты методы
оценки, недостаточно разработаны вопросы организации деятельности ИТ-
подразделений.

Вложенные файлы: 1 файл

Sergeev_DD.pdf

— 686.00 Кб (Скачать файл)
Page 1
На правах рукописи
Сергеев Дмитрий Дмитриевич
Формирование методов оценки эффективности труда
специалистов по информационным технологиям
Специальность: 08.00.05 – экономика и
управление народным хозяйством (экономика труда)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Москва – 2011

Page 2

Работа выполнена на кафедре менеджмента и предпринимательства
НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса»
Научный руководитель:
доктор экономических наук, профессор
Якимов Виталий Николаевич
Официальные оппоненты:
доктор экономических наук, профессор
Сидоров Николай Исаевич
кандидат экономических наук
Вирина Ирина Владимировна
Ведущая организация:
ФГБУ «Научно-исследовательский
институт труда и социального
страхования» Министерства
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
Защита диссертации состоится
7 марта 2012 г. в 14.00 час. на
заседании диссертационного совета ДМ 521.004.07 при ННОУ ВПО
«Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, г. Москва, ул.
Юности 5/1, корп. 3, ауд. 511
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ННОУ ВПО
«Московский гуманитарный университет».
Автореферат разослан «___» ______ 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
Суслова Е. И.

Page 3

I. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования
За последние два десятилетия доля населения, занятого в сфере
информационных технологий (ИТ), существенно выросла. В России в 2009 году
она составила 1,02 млн человек – 1,4% от всего трудоспособного населения. В
развитых странах этот показатель уже тогда превышал 3% (США – 3,7%,
Великобритания – 3,2%, Германия – 3,1%).
1
В ближайшие годы в России
можно прогнозировать значительный рост доли занятых в ИТ-сфере. Он
обусловлен модернизацией традиционных секторов экономики структурными
изменениями в процессе перехода к постиндустриальному обществу.
и
Характерной
чертой
сегодняшней
ситуации
является
дефицит
квалифицированных ИТ-кадров, в связи с чем многие должности замещаются
специалистами недостаточно высокого уровня. При этом практика оценки
эффективности труда ИТ-специалистов не распространена, не развиты методы
оценки, недостаточно разработаны вопросы организации деятельности ИТ-
подразделений.
В существующих условиях потенциал информационных технологий
используется не полностью, вследствие чего снижается конкурентоспособность
российских предприятий и замедляются темпы экономического развития. Этим
определяется актуальность и обоснованность выбора темы диссертационной
работы, ее цели и задач: в данный момент необходимы исследование
профессиональной структуры ИТ-сферы, формирование методов оценки
эффективности труда ее специалистов, изучение возможностей повышения
эффективности их труда.
Степень разработанности проблемы
В конце XIX – начале XX веков вопросы производительности труда
изучались представителями школы управления, в том числе, Ф. Гилбретом,
1
ИТ-кадры 2010. Аналитическое исследование. М.: АП КИТ, 2010. С. 22.
1

Page 4

Л. Гилбрет, Э. Мэйо, Ф. Тейлором, Г. Фордом, Г. Эмерсоном. В России и в
СССР в первой половине ХХ века теорией и практикой научной организации
труда занимались А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский. Во второй
половине XX и начале XXI века вопросы организации и эффективности труда,
стимулирования, подготовки и повышения квалификации специалистов
освещаются в работах В.В. Богданова, Н.В. Владовой, Н.А. Волгина,
Б.М. Генкина, Н.К. Долгушкина, Г.П. Иванова, Д.М. Иванцевича,
Е.Д. Катульского, А.Я. Кибанова, Ю.П. Кокина, Е.Б. Крыловой,
В.К. Курочкина, А.А. Лобанова, И.Д. Мацкуляка, О.И. Меньшиковой,
Ю.Г. Одегова, Н.А. Сафонова, Н.И. Сидорова, Д.С. Синка, М.Е. Сорокиной,
Е.А. Токаревой, В.Н. Якимова и др.
Различные аспекты эффективности деятельности специалистов по
информационным технологиям нашли отражение в работах П. Брукса, Я. Ван
Бона, Н.Н. Ермошкина, Д.С. Легезо, С. Девераджа, И.О. Одинцова,
А.М. Погорелого, Ю.Ф. Тельнова, А.В. Тютюника и др. В то же время
недостаточно
исследованы
методы
оценки
и
факторы
повышения
эффективности труда ИТ-специалистов.
Целью диссертационной работы является разработка методов оценки
эффективности труда специалистов по информационным технологиям.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются
следующие задачи:
− классифицировать должности специалистов в сфере информационных
технологий;
− выявить показатели эффективности труда различных категорий
специалистов по информационным технологиям;
− систематизировать факторы, воздействующие на эффективность труда в
сфере информационных технологий;
− предложить методы оценки эффективности труда специалистов по
информационным технологиям;
2

Page 5

− обосновать организационные меры по улучшению деятельности
специалистов по информационным технологиям.
Объектом
исследования
являются
российские
предприятия,
использующие в своей деятельности информационные технологии.
Предмет исследования – организационно-экономические отношения,
возникающие
по
поводу
эффективности
труда
специалистов
по
информационным технологиям.
Теоретико-методологической
основой
диссертационной
работы
являются труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам
эффективности труда и использования информационных технологий в
организациях, материалы, опубликованные в периодической печати,
законодательные и нормативные акты Российской Федерации, ресурсы
глобальной информационной системы Интернет. Информационной базой
исследования послужили данные, публикуемые в ежегодных статистических
справочниках и отраслевых изданиях. Поставленные в диссертационной работе
задачи решались с применением системного подхода, методов научной
абстракции, анализа и синтеза, математического моделирования, сравнения,
экспертных оценок.
Основные научные результаты, полученные лично автором,
обладающие научной новизной и выносимые на защиту, заключаются в
следующем:
1. Разработана
классификация
должностей
специалистов
по
информационным технологиям; показано, что деятельность на разных
должностях существенно различается по соотношению затрат труда на решение
регулярных типовых задач и реализацию уникальных долгосрочных проектов.
Предложено обновить Общероссийский классификатор профессий рабочих,
должностей служащих и тарифных разрядов и Единый квалификационный
справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, добавив
новые должности (системный администратор, инженер технической поддержки
3

Page 6

пользователей, веб-разработчик, менеджер интернет-проектов и др.) и создав в
квалификационном справочнике раздел, посвященный ИТ-сфере.
2. Выявлены показатели эффективности труда разных категорий
специалистов по информационным технологиям. Деятельность системных
администраторов и специалистов поддержки характеризуется такими
показателями, как: время ожидания обслуживания, время решения задачи,
количество критических ситуаций, время простоя, удовлетворенность
пользователей качеством. Эффективность труда разработчиков программного
обеспечения целесообразно оценивать по результатам участия в проектах:
выполнение работ в срок, количество ошибок в программах, доля
реализованных
функций.
Деятельность
руководителей
в
сфере
информационных технологий характеризуется успешностью реализуемых ими
проектов: окупаемость инвестиций, соответствие полученных результатов
запланированным, распространенность и повторяемость использования
результатов проекта.
3. Систематизированы факторы, влияющие на эффективность труда
специалистов по информационным технологиям, по следующим группам:
технологические факторы (использование специализированного программного
обеспечения, позволяющего автоматизировать и оптимизировать отдельные
классы задач: для программистов – это инструменты разработки, системы
управления версиями и автоматизированного тестирования; для системных
администраторов – это инструменты мониторинга, удаленного управления
рабочими столами, управления ИТ-инфраструктурой и др., а также
использование современных языков программирования, готовых программных
компонентов, системы управления знаниями); материально-технические
факторы (оснащенность современным оборудованием, размер и количество
дисплеев, установленных на рабочих местах); организационные факторы
(качество управления, применение методологии разработки программного
обеспечения, рациональное разделение труда, наличие благоприятных условий
4

Page 7

труда, стимулирование); социально-экономические факторы (квалификация
специалистов, уровень группового взаимодействия, отношения между
сотрудниками,
дисциплинированность,
другие
коллективные
и
индивидуальные факторы).
4. Предложены персонифицированные методы оценки эффективности
труда специалистов по информационным технологиям, применимые как к
должностям с преобладающей долей регулярных типовых задач (инженеры
технической поддержки, администраторы сайтов), так и к должностям,
ориентированным на реализацию уникальных долгосрочных проектов
(программисты). Разработаны алгоритмы расчета показателей эффективности
труда ИТ-специалистов, учитывающие не только количественные, но и
качественные показатели деятельности.
5. Обоснованы меры по улучшению организации труда специалистов по
информационным технологиям и повышению его эффективности: внедрение
системы
управления
ИТ-проектами; формирование
на
предприятии
внутреннего информационного поля; аутсорсинг работ, выходящих за рамки
возможностей штатных специалистов; меры по обучению и стимулированию
сотрудников, а также по обеспечению взаимозаменяемости кадров; оснащение
новым оборудованием, внедрение специализированного программного
обеспечения, стандартизация используемых решений.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке
персонифицированных методов оценки эффективности труда специалистов по
информационным технологиям.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается
в возможности использования его результатов для проведения оценки
эффективности труда специалистов по информационным технологиям,
совершенствования организации их труда и развития подходов к управлению
ИТ-подразделениями. Разработанная классификация должностей в сфере
информационных технологий, выявленные особенности оценки, показатели и
5

Page 8

факторы эффективности труда для разных категорий ИТ-специалистов
определяют теоретическую значимость.
Практическая значимость заключается в возможности применения
разработанных методов оценки и мер по повышению эффективности труда ИТ-
специалистов в действующих организациях. Результаты исследования могут
быть
полезны
специалистам
кадровых
служб, руководителям
как
непосредственно ИТ-подразделений, так и предприятий. Кроме того, в процессе
исследования
сформулированы
предложения
по
актуализации
Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих
и тарифных разрядов и Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих в области информационных
технологий.
Апробация результатов исследования осуществлена в организации НП
«Авторское агентство «Новые социальные и педагогические технологии».
Результаты исследования обсуждались на Восьмой межвузовской научно-
практической конференции по актуальным вопросам экономики и политики
(Москва, 2009 г.) и на Десятой межвузовской научно-практической
конференции по актуальным вопросам экономики и политики в Национальном
институте бизнеса (Москва, 2010 г.)
Основные положения диссертационного исследования отражены в 4
научных публикациях общим объемом 1,5 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы.
6

Page 9

II
. Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность темы исследования, показана
степень ее разработанности, сформулированы цель, задачи, объект, предмет и
теоретико-методологические основы исследования, изложены положения
научной новизны, выносимые на защиту, определена практическая значимость
полученных результатов.
В первой главе «Возрастание роли труда специалистов по
информационным технологиям в процессе становления инновационной
экономики» сформулированы основные проблемы эффективности труда в
России, раскрыто значение информационных технологий в протекающих в
настоящее время процессах модернизации.
По эффективности труда Россия существенно отстает от развитых стран,
что обусловлено рядом причин: устаревшее оборудование и технологии, низкая
квалификация работников и управленческого персонала, неоптимальное
государственное регулирование и др. Выявлено, что значительная часть
работников и руководителей не считают повышение эффективности труда
своей приоритетной задачей, и это усугубляет ситуацию. У работников
зачастую нет в этом заинтересованности из-за трудностей, связанных с
адаптацией к новым условиям, и отсутствия действенных стимулов. Для
руководителей фактором, определяющим отношение к рассматриваемому
вопросу, является уровень конкуренции на рынке, где действует предприятие:
при низком уровне стимулы для повышения эффективности труда не
появляются, поскольку результаты деятельности и так удовлетворительные. А
для того, чтобы предприятие успешно действовало на высоко конкурентном
рынке, зачастую не хватает ресурсов и профессионализма руководителей.
На наш взгляд, в сложившейся ситуации государство является стороной,
способной повлиять на ситуацию, стимулируя конкуренцию (устраняя
административные
барьеры, повышая
прозрачность
государственного
7

Page 10

регулирования, противодействуя коррупции), совершенствуя законодательную
базу, содействуя развитию финансового сектора, способствуя повышению
мобильности трудовых ресурсов.
Одной из целей начатой модернизации экономики является увеличение
эффективности
труда. Важное
место
в
этом
процессе
занимают
информационные
технологии: автоматизация
производств, внедрение
информационных систем, развитие электронного документооборота, создание
электронного правительства, использование технологий дистанционного
обучения и др.
В последние годы на государственном уровне реализуется концепция
формирования электронного правительства. Например, в 2010 году
Правительство Российской Федерации издало постановление «О единой
системе межведомственного электронного взаимодействия»
1
, а с 1 июня 2011
года государственным организациям запрещено требовать у граждан сведения,
которые уже имеются в других ведомствах. Несмотря на сложности, с
которыми связана реализация этого проекта, подобные шаги руководства
страны являются существенным побудительным фактором, и несомненно в
ближайшие годы доля электронного документооборота значительно возрастет.
По показателям инновационной деятельности Россия значительно
уступает развитым странам, поэтому наряду с модернизацией ориентиром
экономического развития является формирование инновационной экономики.
Рассматривая роль информационных технологий в этих процессах, стоит
отметить, что информационные технологии:
1. Широко используются в экономике уже сейчас; их влияние
увеличивается
быстрыми
темпами.
Они
лежат
в
основе
телекоммуникационного и финансового секторов.
1
Постановление
Правительства
Российской
Федерации
«О
единой
системе
межведомственного электронного взаимодействия» от 8 сентября 2010 г. №697 // Собрание
законодательства Российской. 2010. №38. С. 4823.
8

Page 11

2. Являются одним из ключевых факторов модернизации и важнейшим
движущим фактором инноваций практически во всех прогрессивных
областях: в энергетике, робототехнике, медицине, биотехнологиях и др.
3. Продолжают активно развиваться, в результате чего появляются
инновационные продукты и технологии.
В таблице 1 представлены данные об использовании информационных
технологий в российских организациях.
Таблица 1
Основные показатели использования информационных технологий
в российских организациях
Количество организаций
Процент от общего числа
обследованных организаций
Информационные и
коммуникационные
технологии
2003
2005
2007
2009
2003
2005
2007
2009
Персональные компьютеры
102737 137436 158706 163237 84,6% 91,1% 93,3% 93,7%
ЭВМ других типов
10134
13990
22182
27929
8,3%
9,3% 13,0% 16,0%
Локальные вычислительные сети
55624
79054
95882 105268 45,8% 52,4% 56,4% 60,5%
Электронная почта
58988
84538 117549 136677 48,6% 56,0% 69,1% 78,5%
Интернет
52728
80444 115257 136287 43,4% 53,3% 67,8% 78,3%
Имели представительство в Интернете
(веб-сайт)
16366
22348
33626
41951 13,5% 14,8% 19,8% 24,1%
Количество обследованных
организаций
121393 150934 170035 174137 100%
100%
100% 100%
Источник: Российский статистический ежегодник. 2010. М.: Росстат, 2010. С. 513.
В процессе исследования определено, что для нынешнего уровня
информатизации России характерны достаточно высокие показатели
оснащенности
организаций
персональными
компьютерами, развития
телекоммуникационной
инфраструктуры,
проникновения
Интернета,
аутсорсинга услуг в сфере информационных технологий.
Значение труда ИТ-специалистов возрастает, поскольку на ближайшие
годы ориентиром является следующий уровень информатизации: широкое
распространение специализированных компьютеров, создание большого
количества
центров
обработки
данных,
построение
развитой
телекоммуникационной
инфраструктуры
в
регионах, использование
9

Page 12

информационных систем большинством организаций, вытеснение бумажного
документооборота
электронным,
функционирование
полноценного
электронного правительства, разработка современного законодательства в
области информационных технологий, использование потенциала Интернета в
полном объеме.
Во второй главе «Проблемы повышения эффективности труда
специалистов»
классифицированы
должности
специалистов
по
информационным технологиям, предложен ряд мер по актуализации
нормативных документов – Общероссийского классификатора профессий и
должностей служащих и тарифных разрядов и Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раскрыты
особенности оценки, показатели и факторы эффективности труда ИТ-
специалистов.
На наш взгляд деятельность, направленная на повышение эффективности
труда специалистов, основывается на определении особенностей, присущих
конкретным должностям, и выявлении факторов эффективности труда.
Проанализировав источники, выделено двадцать существенно различающихся
по содержанию труда должностей специалистов по информационным
технологиям (таблица 2).
Должности мы разделили на пять категорий по областям деятельности:
управление, поддержка
функционирования
ИТ-системы
организации,
разработка
программ,
обеспечение
безопасности,
интеграция
автоматизированных систем управления производством. Каждой области
соответствует определенный характер деятельности: для специалистов
поддержки характерно решение регулярных типовых задач, для разработчиков
– реализация уникальных масштабных проектов, для руководителей –
управленческий труд. В некоторых случаях характер деятельности ИТ-
специалиста может быть комбинированным.
10

Page 13

Таблица 2
Должности специалистов по информационным технологиям

Должности по областям
деятельности
Характер
деятельности
Код
ОКПДТР
Раздел
ЕТКС
Код
ОКЗ
Код
ISCO
1
Управление
1.1 Начальник отдела
компьютерного обеспечения
24702
нет
1236 1330
1.2 Менеджер в подразделения
компьютерного обеспечения
24072
нет
1236 1330
1.3 Начальник отдела
автоматизированной системы
управления производством
Управленческий труд.
нет
Общеот-
расл.
1236 1330
2
Поддержка функционирования ИТ-системы организации
2.1 Системный администратор
нет
нет
2139 2522
2.2 Администратор баз данных
40064
Атомн.
энерг-ка
2139 2521
2.3 Администратор
вычислительной сети
40067
Атомн.
энерг-ка
2139 2523
2.4 Инженер технической
поддержки пользователей
нет
нет
3121,
3122
3512
2.5 Программист поддержки
27099
Общеот-
расл.
2132 2514
2.6 Администратор веб-сайта
Решение большого
количества регулярных
типовых задач с
определенным уровнем
качества. Иногда
реализация проектов
небольшого масштаба.
нет
нет
2139 3514
3
Разработка программ
3.1 Системный архитектор
нет
нет
2131 2511,
2512
3.2 Инженер-программист
22824,
25857,
42843
Общеот-
расл.
2132 2512,
2514
3.3 Тестировщик программного
обеспечения
нет
нет
2139 2519
3.4 Проектировщик
пользовательских интерфейсов
нет
нет
2139 2519
3.5 Технический писатель
нет
нет
2139 2641
3.6 Веб-разработчик
нет
нет
2139 2513
3.7 Веб-дизайнер
Реализация
среднесрочных и
долгосрочных проектов
с определенным
уровнем качества
согласно планам.
Деятельность связана с
созданием нового,
требует высокой
квалификации,
включает элементы
творчества.
нет
нет
2139 2166
4
Обеспечение безопасности
4.1 Инженер по защите
информации
22567
Общеот-
расл.
2139 2529
4.2 Администратор
информационной безопасности
вычислительной сети
Деятельность по
предотвращению угроз.
40070
Атомн.
энерг-ка
2139 2529
5
Системная интеграция
5.1 Системный аналитик
нет
нет
2131 2511
5.2 Инженер по
автоматизированным системам
управления производством
Реализация
среднесрочных и
долгосрочных проектов
согласно планам.
нет
Общеот-
расл.
2131 2512
11

Page 14

При
изучении
должностей
ИТ-специалистов
использовались
нормативные документы – классификаторы и квалификационные справочники,
разрабатываемые сотрудниками Научно-исследовательского института труда и
социального страхования Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации. В Общероссийском классификаторе
профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов в настоящее
время представлено около трех десятков профессий и должностей из ИТ-сферы,
причем некоторые из них не описаны в Едином квалификационном
справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Позитивно можно оценить такие особенности текущего классификатора, как
разделение программистов на прикладных и системных, наличие ряда
должностей, связанных
со
специализированными
направлениями

информационной безопасностью и центрами обработки данных. В
квалификационном справочнике подробно описаны должности программиста,
инженера по автоматизированным системам управления производством,
администратора баз данных и др. Тем не менее эти нормативные документы
недостаточно точно отражают профессиональную структуру ИТ-отрасли: часть
должностей устарела, часть – дублируется, часть – отсутствует, данные
разрознены. Это затрудняет решение задач, связанных с учетом персонала,
обеспечением занятости, определением дополнительной потребности в кадрах,
организацией кадровой работы.
В целях актуализации классификатора и квалификационного справочника
автором предлагается включение в них широко распространенных должностей
(системный администратор, инженер технической поддержки пользователей,
веб-разработчик, веб-дизайнер, администратор
веб-сайта, менеджеров
интернет-проектов) и менее распространенных (тестировщик программного
обеспечения, проектировщик пользовательских интерфейсов, технический
писатель, системный архитектор).
12

Page 15

Важным является создание в квалификационном справочнике раздела,
посвященного ИТ-сфере. В настоящее время характеристики должностей
разрознены, что затрудняет их использование. Например, должности
администратора баз данных, администратора вычислительной сети и
администратора информационной безопасности вычислительной сети на
момент проведения исследования описаны только в разделе, посвященном
атомной энергетике
1
, в то время как должности инженера-программиста и
инженера по автоматизированным системам управления производством
описаны в общеотраслевом разделе. Кроме того, выше перечислен целый ряд
должностей, которые могут быть включены в справочник в ближайшее время.
Создание отдельного раздела не противоречит логике существующего
справочника: в нем уже есть разделы, состоящие всего из нескольких
должностей. В то же время этот шаг будет способствовать более
упорядоченному и контролируемому развитию ИТ-сферы в России.
Наиболее распространенными являются три категории ИТ-специалистов:
специалисты
поддержки,
разработчики
программного
обеспечения,
руководители. Для каждой из них характерны свои подходы к оценке
эффективности труда.
Результаты деятельности системных администраторов и инженеров
поддержки хорошо поддаются формализации, поэтому для оценки
эффективности их труда можно использовать совокупность количественных
показателей (количество обслуженных заявок, среднее время решения
проблемы, количество критических ситуаций и др.).
Для разработчиков программного обеспечения применима оценка по
результатам реализации проектов: если проект завершен в запланированный
1
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
«Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей
работников организаций атомной энергетики» от 10 декабря 2009 г. №977 // Бюллетень
трудового и социального законодательства Российской Федерации. 2010. №1.
13

Page 16

срок, написанная программа полностью выполняет свои функции, содержит
минимум ошибок, проходит тесты и контроль качества, значит, специалист
работает достаточно эффективно. Важным условием получения значимых
результатов является профессионализм ИТ-руководителя, который выражается
в способности ставить четкие задачи и планировать сроки.
Деятельность ИТ-руководителей можно представить в виде ряда
проектов, реализуемых на предприятии. Успешность каждого проекта
характеризуют показатель окупаемости инвестиций, соответствие полученных
результатов
запланированным, распространенность
и
повторяемость
использования результатов проекта и др. Также важной составляющей оценки
труда ИТ-руководителей является оценка эффективности управления
персоналом (изучение текучести кадров в отделе, количества времени,
затраченного на дополнительную профессиональную подготовку сотрудников,
оценка мотивации, психологического климата).
Анализ результатов оценки позволяет выявить факторы, наиболее
существенные для повышения эффективности труда в конкретной ситуации. В
исследовании
предлагается
рассматривать
материально-технические,
технологические,
организационные,
социально-экономические
и
психофизиологические факторы (рисунок 1).
Среди материально-технических факторов большое значение имеют
оснащенность современным оборудованием, размер и количество дисплеев,
установленных на рабочих местах, уровень стандартизации используемого
аппаратного обеспечения. Факторы этой группы во многих случаях не являются
ключевыми для повышения эффективности труда, хотя в отдельных случаях их
значение велико. Например, вычислительная мощность компьютеров важна для
администраторов баз данных и программистов, поскольку объемы
обрабатываемых данных продолжают расти.
14

Page 17

Рисунок 1. Факторы эффективности труда специалистов
по информационным технологиям
15

Page 18

Особое место занимают технологические факторы, связанные с
оптимизацией отдельных классов задач, осуществляемой за счет использования
специализированного
программного
обеспечения.
К
программному
обеспечению,
способствующему
повышению
эффективности
труда
программистов, относятся редакторы кода, средства отладки, компиляторы,
системы управления версиями, системы управления базами данных, системы
отслеживания ошибок, системы автоматизированного тестирования. В набор
программного обеспечения, оказывающего влияние на эффективность труда
специалистов поддержки, входят системы обработки пользовательских заявок,
системы
управления
ИТ-инфраструктурой,
а
также
решения,
автоматизирующие следующие функции: диагностика неисправностей,
обновление
программного
обеспечения, резервное
копирование
и
восстановление, развертывание новых решений.
Среди организационных факторов можно выделить качество реализации
управленческих функций: целеполагания, планирования, оперативного
управления, контроля. К факторам организации труда относятся применение
методологии разработки программного обеспечения, рациональное разделение
труда, наличие благоприятных условий труда. Важными факторами в области
кадровой работы являются подбор персонала и стимулирование.
Группу социально-экономических факторов составляют коллективные и
индивидуальные факторы. Поскольку масштабные ИТ-проекты реализуются не
отдельными специалистами, а командами, важным является уровень
взаимодействия в группах. К индивидуальным факторам относятся опыт
работы, образование, отношение к труду, дисциплинированность.
В рамках психофизиологического аспекта эффективности труда следует
рассмотреть факторы, действующие при работе компьютерной техникой: шум,
тепловыделение, различные виды излучений, недостаточная освещенность,
яркость, контрастность, мерцание изображения, параметры технологического
оборудования и рабочих мест. В настоящее время основным нормативным
16

Page 19

документом, регламентирующим
санитарно-гигиенические
условия
и
безопасность работы с компьютерной техникой, является СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-
вычислительным машинам и организации работы».
В третьей главе «Регулирование эффективности труда специалистов
по
информационным
технологиям»
предложены
методы
оценки
эффективности труда специалистов по информационным технологиям и меры
по улучшению их деятельности.
Проанализировав
должности
специалистов по информационным
технологиям, автором выявлено существенное, с точки зрения оценки
эффективности труда, различие между ними. Для специалистов, занимающихся
поддержкой
функционирования
ИТ-системы
организации, характерна
деятельность по решению большого количества регулярных типовых задач, что
позволяет использовать показатели выработки и трудоемкости. При этом
появление некоторых классов задач невозможно спрогнозировать, в связи с чем
затруднено
долгосрочное
планирование. Разработчики
программного
обеспечения ориентированы на реализацию уникальных масштабных проектов
согласно планам; задачи в рамках проектов значительно различаются по
сложности. Поэтому для специалистов из этой области целесообразно
использовать показатель соответствия реальных результатов запланированным.
В некоторых случаях характер деятельности специалистов является
комбинированным. Кроме того, для каждой должности существует
специфический показатель качества труда, оказывающий значительное влияние
на конечную оценку результатов труда.
Эффективность труда можно рассматривать как соотношение результата
и затрат труда, либо как степень приближения к оптимальному состоянию.
Если в качестве затрат рассматриваются затраты труда, выраженные во
времени работы специалиста, то показатель характеризует степень
задействованности факторов эффективности труда. Показатель эффективности,
17

Page 20

в котором учитываются затраты на заработную плату, позволяет судить о
ценности специалиста для организации с позиций рентабельности.
Этими особенностями обусловлено многообразие методов оценки
эффективности труда специалистов по информационным технологиям.,
Методы были названы «персонифицированными», поскольку в них учтены
особенности деятельности специалистов на конкретных должностях.
Для системных администраторов, инженеров технической поддержки,
программистов поддержки, администраторов веб-сайтов предложен метод,
предполагающий использование базы данных задач (электронный журнал
заявок, система отслеживания ошибок и др.) В зависимости от сферы
деятельности записи о задачах могут добавляться сотрудниками предприятия,
представителями
организаций-контрагентов, специалистами
ИТ-отдела,
пользователями программ и веб-сайтов. В исследовании предлагается
следующая структура записей: уникальный номер задачи, описание задачи,
дата и время поступления, срочность, категория задачи, данные о простое
оборудования и персонала, источник задачи, принявший задачу специалист,
даты и время этапов работ по решению задачи, отметка о закрытии задачи.
Наш метод предполагает автоматический расчет ряда количественных
показателей на основе записей в электронном журнале заявок. Показатель
качества исследуется специалистами кадрового отдела посредством опроса
пользователей, чьи заявки обрабатывали ИТ-специалисты. Выводы об
эффективности труда делаются на основе сравнения результатов специалистов
между собой и с нормативами, а также на основе наблюдения за показателями в
динамике. Показатели, разработанные для реализации метода, представлены в
таблице 3.
18

Page 21

Таблица 3
Перечень показателей, используемых для оценки эффективности труда
системных администраторов и специалистов технической поддержки
Группы
показателей
Названия показателей
Количество заявок, обслуженных специалистом за месяц
Доля заявок, обслуженных специалистом, от общего числа
Количество проблем, не решенных в заданное время
Суммарное время обслуживания заявок специалистом, в часах
Доля рабочего времени специалиста, потраченного на обслуживание заявок, в
процентах
Среднее время обслуживания, в минутах
Индивидуальные
Удовлетворенность пользователей качеством, в баллах
Суммарное количество заявок за месяц
Суммарное количество критических ситуаций за месяц
Среднее время ожидания обслуживания, в минутах
Суммарное время простоя, в часах
Доля ожидания в простое, в процентах
По отделу
Доля проблем, обнаруженных до подачи заявки пользователем, в процентах
Показатель эффективности труда ИТ-специалистов, занятых решением
регулярных типовых задач (ЭЗ), сочетающий количественные и качественные
результаты, мы предлагаем рассчитывать по следующей формуле:
спец
сум
спец
спец
ВЗ
УП
КЗ
ЭЗ
.
×
=
, (1)
где КЗ
спец
– количество заявок, обслуженных специалистом за месяц; УП
спец

удовлетворенность пользователей, в баллах; ВЗ
сум.спец
– суммарное время обслуживания
заявок специалистом, в часах.
В методе, сформулированном нами для оценки эффективности труда
программистов,
веб-разработчиков,
веб-дизайнеров,
проектировщиков
пользовательских интерфейсов, используется план проекта. Этот документ
детализирует задачи в рамках проекта, определяет время на их решение,
19

Page 22

закрепляет их за конкретными специалистами. Например, при разработке
компьютерной программы целесообразна декомпозиция по функциям. Данные
о результатах деятельности фиксируются в системе управления проектами.
Показатель эффективности (ЭП) рассчитывается по формуле:
факт
спец
i
n
i
план
i
план
ВП
ОК
СГ
ВП
ВЗ
ЭП
×
×
=

=
)
(
1
, (2)
где ВЗ
план i
– время, запланированное на реализацию задачи i, в часах; ВП
план
– время,
запланированное на реализацию проекта, в часах; СГ
i
– степень готовности решения задачи i,
от 0 до 1; ОК
спец
– оценка качества выполненной работы, в баллах; ВП
факт
– время,
фактически затраченное на работы по проекту; n – количество задач, порученных
специалисту.
Обычной является ситуация, когда одну часть времени ИТ-специалист
расходует на решение регулярных типовых задач, а другую – на реализацию
проектов. Пример: у системного администратора, благодаря небольшому
количеству заявок в течение месяца, освобождается время на автоматизацию
резервного копирования. В этом случае необходим интегральный показатель
эффективности (ЭИ), для его расчета нужно нормализовать показатели
результативности деятельности по задачам (РЗ) и проектам (РП):
норм
спец
норм
спец
ср
УП
УП
ВЗ
ВЗ
РЗ
×
=
.
, (3)
где ВЗ
ср.спец
– среднее время обслуживания, в минутах; ВЗ
норм
– норма времени
обслуживания, в минутах; УП
спец
– удовлетворенность пользователей, в баллах; УП
норм

норма удовлетворенности пользователей, в баллах.
норм
спец
i
n
i
план
i
план
ОК
ОК
СГ
ВП
ВЗ
РП
×
×
=

=
)
(
1
, (4)
где ВЗ
план i
– время, запланированное на реализацию задачи i, в часах; ВП
план
– время,
запланированное на реализацию проекта, в часах; СГ
i
– степень готовности решения задачи i,
от 0 до 1; ОК
спец
– оценка качества выполненной работы, в баллах; ОК
норм
– норма качества
выполненной работы, в баллах; n – количество задач, порученных специалисту.


=
=
+
×
+
×
=
n
i
i
спец
сум
n
i
i
i
спец
сум
ВП
ВЗ
ВП
РП
ВЗ
РЗ
ЭИ
1
.
1
.
)
(
, (5)
20

Page 23

где РЗ – результативность деятельности по задачам; ВЗ
сум.спец
– суммарное время
обслуживания заявок специалистом, в часах; РП
i
– результативность деятельности по
проекту i; ВП
i
– время, фактически затраченное на работы по проекту i; n – количество
проектов, в реализации которых участвует специалист.
В таблице 4 приведен пример индивидуальных показателей специалистов
ИТ-отдела за месяц.
Таблица 4
Сводная таблица показателей эффективности труда
специалистов ИТ-отдела за месяц

ФИО
КЗ
спец
ВЗ
сум.спец
,
в часах
КЗ
спец
в час
УП
спец
, в
баллах
ЗП, в
руб.
ДВЗ
Э
в

в.ср
Э
з

з.ср
1 Специалист 1
89
109
0,82
4,8
35000 85%
1,19
1,12
2 Специалист 2
75
98
0,76
4,1
34000 82%
0,95
0,86
3 Специалист 3
59
87
0,68
4,2
21000 91%
0,86
1,01
Примечание: КЗ
спец
– количество заявок, обслуженных специалистом за месяц; ВЗ
сум.спец

суммарное время обслуживания заявок специалистом, в часах; КЗ
спец
в час – количество
заявок, обслуживаемых в час; УП
спец
– удовлетворенность пользователей, в баллах; ЗП –
заработная плата, в рублях; ДВЗ
спец
– доля рабочего времени специалиста, потраченного на
обслуживание заявок, в процентах; Э
в

в.ср
– показатель эффективности труда специалиста
относительно среднего значения по отделу, учитывает затраты времени; Э
з

з.ср
– показатель
эффективности труда специалиста относительно среднего значения по отделу, учитывает
затраты организации на заработную плату.
Согласно приведенным данным первый специалист в июне 2010г.
обслужил 89 заявок за 109 часов (0,82 заявки в час), что является лучшим
показателем по отделу. Удовлетворенность пользователей результатами его
работы составила 4,8 балла, что свидетельствует о высоком уровне качества, и
значительно превосходит показатели его коллег. Поэтому закономерно, что
рассчитанный показатель эффективности труда, учитывающий затраты
времени, на 19% лучше среднего значения по отделу. С точки зрения
соотношения результатов труда и затрат организации на заработную плату труд
первого специалиста также является наиболее эффективным.
Второй и третий специалисты обслуживали заявки медленнее первого, и
при этом качество их работы было оценено ниже, хотя и в пределах нормы.
Показатели эффективности труда на 5% и 14% соответственно ниже среднего
21

Page 24

по отделу. Однако, оценка с учетом затрат на заработную плату, показывает,
что с точки зрения предприятия труд третьего специалиста является
рентабельным. Заработная плата второго специалиста менее других работников
соответствует результатам его труда.
Выявить причины низкой эффективности труда специалистов позволяет
сравнительный анализ по факторам, рассмотренным в главе 2, и исследование
значений других показателей из таблицы 3.
В рамках данной работы автором предлагается ряд мер по улучшению
деятельности ИТ-специалистов. Среди мер в материально-технической и
технологической сферах, наиболее действенными мы считаем внедрение
специализированного программного обеспечения и специализированных
компьютеров
(серверов),
использование
системы
управления
внутрифирменными знаниями, стандартизация используемых решений,
оснащение рабочих мест двумя или тремя мониторами, оснащение
специалистов переносными компьютерами, развертывание беспроводных
сетей.
К мерам организационного характера относятся формулирование ИТ-
стратегии, согласование целей ИТ-отдела с целями предприятия, разработка
процессов управления ИТ-проектами, расчет показателя окупаемости
инвестиций до запуска ИТ-проектов и по их итогам, внедрение
информационной системы управления проектами. Ряд мер относится к сфере
организации труда, среди них: использование гибкого графика, обеспечение
возможности делать перерывы в течение рабочего дня. В области управления
персоналом – меры по развитию кадрового потенциала, по обеспечению
взаимозаменяемости кадров, а также по стимулированию сотрудников.
Построение системы стимулирования входит в число важнейших
направлений улучшения деятельности ИТ-специалистов. В настоящее время
уровень зарплат в отрасли сравнительно высок, в результате чего
эффективность материального стимулирования снижается. Поэтому возрастает
22

Page 25

роль нематериального стимулирования. Одним из способов нематериального
стимулирования является предоставление ИТ-специалистам возможностей
развития, в том числе обучение новым технологиям на специализированных
курсах, участие в тренингах и конференциях по информационным технологиям.
Если в организации реализуются масштабные ИТ-проекты с использованием
передовых технологий, то участие в них для некоторых специалистов является
стимулом. Возможности карьерного роста также положительно влияют на
отношение специалистов к работе. Еще одним направлением нематериального
стимулирования является вовлечение работников в процесс принятия решений,
предоставление им большей независимости, большего кредита доверия.
Другими способами нематериального стимулирования являются публичное
выражение благодарности сотрудникам на общих собраниях, подтверждение их
высокого статуса, признание ценности личности.
В заключении показано, что значение информационных технологий для
развития российской экономики усилится в ближайшие годы. Численность
занятых в ИТ-сфере специалистов будет увеличиваться, сохранится дефицит
квалифицированных кадров. В диссертации обоснованы предложения по
развитию нормативной базы ИТ-сферы, в частности добавление в
классификатор профессий новых должностей, создание в квалификационном
справочнике раздела, посвященного информационным технологиям; по
применению различных подходов к оценке эффективности труда для
отдельных
категорий
ИТ-специалистов. Проанализированы
факторы
эффективности труда, предложены меры по улучшению деятельности ИТ-
специалистов. Действенными мерами в материально-технической сфере
являются стандартизация используемых решений, автоматизация части
функций посредствам специализированного программного обеспечения,
использование переносных компьютеров и беспроводных сетей. Сделан вывод
о том, что крупные вложения средств в оборудование и технологии без
поддерживающих их мер организационного характера не позволят существенно
23

Page 26

24
повысить
эффективность
труда
специалистов
по
информационным
технологиям.
По теме диссертации автором опубликованы следующие статьи:
1. Сергеев Д. Д.
Особенности
оценки
эффективности
труда
специалистов по информационным технологиям // Микроэкономика.
2010. №5. С. 56-60 (0,3 п.л.).
2. Сергеев Д. Д.
Актуализация
единого
квалификационного
справочника должностей в сфере информационных технологий //
Креативная экономика. 2011. №5. С. 126-132 (0,3 п.л.)
3. Сергеев Д. Д. Современные проблемы эффективности труда // Вестник
Национального института бизнеса. Вып. 10. М.: Национальный институт
бизнеса, 2009. С. 456-465. (0,5 п.л.).
4. Сергеев Д. Д. Соотношение категорий «производительность труда» и
«эффективность труда» // Вестник Национального института бизнеса.
Вып. 12. М.: Национальный институт бизнеса, 2010. С. 453-459. (0,4 п.л.).
Подписано в печать 30.01.2012 г. Заказ №
Формат 60х80 1/16. Объем 1,4 п.л. Тираж 100 экз.
Издательство ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет»
111395, г. Москва, ул. Юности, 5/1

Информация о работе Формирование методов оценки эффективности труда специалистов по информационным технологиям