Трудовой потенциал организации: понятие и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Из всех ресурсов предприятия особое место принадлежит трудовым ресурсам. Трудовые ресурсы, призванные соединить материальные и финансовые факторы производства, представляют собой персонал предприятия.
Персонал предприятия (кадры) состоит из работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии, как совокупности физических лиц, связанных договором найма с предприятием как юридическим лицом.

Содержание

Трудовой потенциал организации: понятие и структура………….....3
Планирование численности и состава работников фирмы………......5
Определение дополнительной потребности в кадрах в связи с ростом объемов производства и возмещением выбытия……………..............10
Источники пополнения фирмы кадрами и методы набора…............11
Организация подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии…….………………………………………….…………………….14
Список литературы…………………………………………..…………...19

Вложенные файлы: 1 файл

управление персоналом.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

  1. Организация подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии

В современных условиях растущего технического потенциала процесс профессионального развития становится непрерывным.

Внутрифирменное обучение — особая сфера подготовки персонала на базе программ внутрифирменной подготовки, которые создаются специально для конкретного предприятия и ориентированы на развитие персонала и подготовку его к изменениям в организации.

Система внутрифирменной подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформированы цели, спрогнозированы изменения, подготовлены проекты изменения, определены сроки и затраты.

Выделяют два типа целей учебных занятий в рамках программ последипломного образования - передачу знаний и формирование определенного арсенала умений, развитие потенциала работников. Соответственно выделяют два основных подхода к организации внутрифирменной подготовки в организации.

1. Экспертный подход — предполагает возможность реализации программы развития организации путем подготовки управленческого персонала на базе знаний и опыта приглашенного консультанта. В рамках такого подхода преподаватель-консультант выступает как носитель экспертного знания, которое может быть применено к конкретной ситуации, сложившейся в организации. В данном случае целью обучения преимущественно является передача вполне конкретных знаний.

2. Процессуальный подход — предполагает возможность реализации программы развития организации лишь в процессе совместной работы преподавателя с персоналом организации. В отличие от первого подхода в данном случае у слушателей, помимо набора профессиональных знаний, должна быть сформирована установка на изменение, овладение новыми способами решения проблем как в процессе индивидуальной деятельности, так и освоения эффективных приемов групповой работы.

Исследователи выделяют две основные современные модели подготовки рабочих кадров:

  • обучение без отрыва от работы. Предполагает теоретический курс в профессионально-техническом учебном заведении и практическую подготовку на предприятии;
  • обучение с отрывом от работы в специализированных профессионально-технических учебных заведениях и центрах подготовки кадров.

Профессиональное обучение включает несколько этапов (рис. 1).



 

 


 







 

 

 

 

 

Рис. 1  Этапы профессионального обучения

 

В целях определения потребности в обучении и планировании образования используют:

  1. результаты оценки труда и персонала;
  2. анализ плана технического обновления;
  3. оценка специфики общих программ подготовки, который проходят вновь нанимаемый персонал предприятия (студенты университетов);
  4. диагностика уровня подготовленности новых сотрудников.

 

Выделяют несколько направлений внутрифирменного обучения персонала (табл. 2).

Таблица 2

Основные направления обучения персонала

№ п/п

Конкретизация потребности в обучении

Метод обучения

1

Специализированные программы обучения (тренинги продаж, переговоров, креативности)

Методы поведенческого тренинга

2

Программы командообразования

Активная групповая и межгрупповая деятельность с последующей рефлексией группового процесса. Деловые и ролевые игры, анализ проблем организации

3

Развитие межличностной и внутрифирменной коммуникации, формирование навыков преодоления конфликтов

Тренинг сензитивности, ролевые игры, имитационные деловые игры, стажировки, проектирование корпоративной культуры

4

Управленческая подготовка

Лекции, семинары, практические занятия, учебные деловые игры

5

Подготовка к организационным инновациям

Организационно-мыслительные игры, разработка проектов, анализ ситуаций организации


 

 

 

 

 

 

 

На предприятии используют следующие основные виды обучения.

  1. Первичное обучение лиц, принятых на работу. Обучение при приеме на работу персонала, впервые принимаемого на работу, проводится для изучения специфики деятельности предприятия, организации производства, технологических и других условий труда.
  2. Ежегодное обучение по актуальным вопросам профессиональной деятельности руководителей и специалистов. Проводится для ознакомления персонала с инновационными техникой, технологиями, эффективными приемами управления и анализа производства, инновациями на производстве и в сфере управления человеческими ресурсами.
  3. Периодическое обучение. Проводится для обновления теоретических и практических знаний и умений, навыков руководителей и специалистов в соответствии с постоянно возрастающими требованиями государственных образовательных стандартов и особенностями развития производства.
  4. Стажировка. Обучения, в процессе которого закрепляются на практике профессиональные знания, умения, навыки, полученные в результате теоретической подготовки. Осуществляется и для приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
  5. Профессиональная переподготовка. Направлена на получение руководителями и специалистами дополнительных знаний, умений, навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники, технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Повышение квалификации кадров на предприятии организуется на протяжении всей трудовой деятельности работников в соответствии с установленной для каждой категории лиц периодичностью по специальным профессиональным образовательным программам.

Повышение квалификации включает:

  • получение новых специальных знаний и навыков;
  • адаптацию к изменившимся условиям производственного процесса;
  • повышение и расширение квалификации.

Соответственно выделяют три вида повышения квалификации.

  1. Повышение квалификации на основе уже полученных знаний для устранения пробелов в знаниях и навыков, возникающих на отдельных стадиях профессиональной подготовки;
  2. повышение квалификации, целью которого является получение дополнительных профессиональных навыков;
  3. адаптивное повышение квалификации, служащее средством приспособления к изменяющимся требованиям для определенных должностей.

Повышение квалификации предусматривает следующие виды обучения:

  • краткосрочное - тематическое обучение по вопросам конкретного аспекта производства;
  • длительное обучение руководителей и специалистов для углубленного изучения актуальных проблем науки и техники, технологических, социально-экономических и других проблем профессиональной деятельности;
  • тематические и проблемные семинары по научно-техническим, технологическим, другим проблемам предприятия.

Повышение квалификации может так же осуществляться с отрывом от производства - учеба на заочном или вечернем отделении вуза, участие в семинарах, конгрессах и др., и без отрыва от производства. Для повышения квалификации персонала на предприятии организуются: курсы, семинары и т. п.

 

 

 

Список литературы

  1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 544 с.
  2. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Мастерство, 2002. – 224 с.
  3. Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2001. – 272 с.
  4. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 423 с.
  5. Цыпкин Ю. А. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 446 с.
  6. Чуев И. Н., Чечевицына Л. Н. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2005. – 416 с.
  7. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. – М.: Высшая школа, 2000. – 304 с.
  8. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н. А. Сафронова. – М.: Юрист, 2002 г. – 584 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Трудовой потенциал организации: понятие и структура