Трудовое законодательство РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:05, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Основой современного трудового права Республики Казахстан является Трудовой кодекс. Принятый в 2007 году. Особенность Кодекса о труде заключается в его масштабности, - он одновременно затрагивает ряд других законодательств, к примеру: налогового, гражданского и т.д. Многие говорят о том, что трудовое законодательство стоит на стороне работодателя, давая ему неограниченную власть в собственной вотчине. В этом, казалось бы, и заключается весь корень зла. Пресса приводит много примеров, когда работодатели беззастенчиво наступают на права коллектива. В этом отношении доказательств не требуется, большинство, кто имеет работу, так или иначе, сталкивается с этим. Работодатели же, в свою очередь, говорят, что законодательство не отражает их интересов.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1 Трудовое законодательство Республики Казахстан на современном этапе
1.1 Регулирование трудовых отношений и оплаты труда в Казахстане................7
1.2 Анализ соблюдения законности в сфере трудовых отношений.....................12
2 Система надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
2.1 Понятие и сущность контроля и надзора в сфере наемного труда.................21
2.2 Осуществление государственного контроля и надзора в сфере трудового законодательства.................................................................................................27
2.3 Внутренний контроль по безопасности и охране труда..................................38
2.4 Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и норм по охране труда………………………......................................................43
3. Ответственность за нарушение законодательства о труде................................46
Заключение.................................................................................................................60
Список литературы....................................................................................................63

Вложенные файлы: 1 файл

диплом труд законодательство.doc

— 498.50 Кб (Скачать файл)

При министерстве труда и социальной защиты был создан Информационный центр по безопасности и охране труда для обеспечения заинтересованных субъектов трудовых отношений (работодатели, профсоюз, работники) информацией в сфере безопасности и гигиены труда. Обучающимся на курсах повышения квалификации предоставляется возможность использовать компьютеры, законодательную базу и информационные материалы по проблемам безопасности и охраны труда, поступающие в Министерство из различных источников (конференции, семинары, совещания, итоги расследований несчастных случаев на производстве и др.).

В 2005 году, согласно Ежегодного доклада о ситуации с правами человека в стране за 2005 год (Выпущен Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда 8 марта 2006 года) Инспекторы Министерства труда проводили выборочные проверки работодателей с целью обеспечения выполнения всех законов и положений в пределах своей компетенции. Невзирая на такие выборочные проверки, как сообщали профсоюзные активисты, некоторые работодатели регулярно нарушали эти законы [32, с.10].

Руководство предприятий  в основном игнорировало требования законодательства в отношении охраны жизни и здоровья работников, исполнение которых не контролировалось Министерством  труда должным образом. В августе министерство сообщало, что в его штате состояло свыше 400 инспекторов. Хотя частота проведения инспекций оставалась недостаточной для обеспечения полного соблюдения охраны труда и здоровья, количество штрафов, наказаний и предупреждений работодателей увеличилось. За первое полугодие Министерство труда сообщало о 1497 травмах на рабочем месте, из которых 153 оказались смертельными. По количеству несчастных случаев на производстве лидировала строительная отрасль, за ней шли горнодобывающая промышленность и металлургия. Только в одной Астане за первое полугодие на строительных площадках получили травмы 103 рабочих; 12 из них в результате травм скончались. С 1-го июля от некоторых работодателей стало требоваться проведение обязательного страхования своих работников [32, с.14].

Согласно законодательству, работодатель должен останавливать работу, если она угрожает жизни и здоровью работников, и предупреждать работников о любых вредных или опасных условиях и о возможности любых профессиональных заболеваний. Хотя конкретно не предусмотрено за работником права покидать рабочее место, если ситуация угрожает его жизни и здоровью, без ущерба своему трудоустройству, считается, что это право подразумевается общими юридическими положениями о безопасности труда, и невозможность работника отказаться от работы в опасных условиях на практике проблемой не являлась.

Таким образом, в настоящее  время ситуация в сфере соблюдения законодательства о труде, согласно приведенным данным – достаточно тяжелая и это, в свою очередь требует повышенного контроля и надзора со стороны, прежде всего государства. Ниже мы хотели бы рассмотреть систему надзора и контроля за соблюдением законодательства, созданную и функционирующую в нашей стране.

 

 

 

2 СИСТЕМА НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

2.1 Понятие и сущность контроля и надзора в сфере наемного труда

 

 

Выше мы приводили  фактические данные о состоянии  в сфере наемного труда и трудовых отношений, однако, прежде чем начать рассмотрение системы контроля и надзора в области законодательства о труде в Республике Казахстан, на наш взгляд, необходимо уделить внимание сущности понятий, лежащих в основе темы дипломной работы.

Итак, в трудовом законодательстве нет единого толкования понятий «надзор» и «контроль», не сложилось оно и в юридической литературе. С точки зрения русской филологии синонимами надзора являются «наблюдение», «присмотр», для контроля такими словами выступают «проверка», «испытание», «обследование» [60, с.426]. Для более полного понимания нам хотелось бы подробнее остановиться на сущности данных понятий.

С точки зрения общей теории управления контроль необходимо рассматривать как одну из главных стадии управленческого процесса, в ходе которой по каналам обратной связи выясняются результаты выполненных операций, проводится проверка их соответствия заданным параметрам, в результате чего намечаются меры по стабилизации, корректировке и, в конечном счете, по повышению эффективности всей управленческой системы. В полной мере разделяем мнение тех ученых, которые контрольную деятельность рассматривают как основную часть (функцию) управления (социального, государственного).

Эффективность контроля в управлении обеспечивается многими  факторами: регулярностью, правильным выбором целей, реальным устранением  допущенных отступлений от заданных параметров (нормативных предписаний), наличием четкой правовой регламентации контрольной процедуры и т.п.

Для понимания сущности государственного контроля как одной  из форм юридической деятельности важно  уяснить цели его осуществления.

В широком смысле целями государственного контроля, полагаем, являются охрана конституционного строя, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, повышение эффективности  государственного управления, поддержание  стабильности государственного устройства, обеспечение соответствия издаваемых правовых актов Конституции РК, введение в режим законности действий должностных лиц, а также обеспечение законности и правопорядка в государстве в целом [60, с.427].

Перечисленные цели государственного контроля не претендуют на их исчерпывающий перечень, его возможно и продолжить. Однако и в этом случае, уверены, обнаружится главная цель контроля: не допустить действий за пределами заданных параметров, обеспечить выполнение таких действий в русле законности и правопорядка, предупредить возможные отклонения, а в случае их совершения устранить негативные последствия. «Следовательно, предметом государственного контроля являются процессы и явления действительности, рассматриваемые с точки зрения их возможного несоответствия намеченным целям, программам, правовым нормам, а также разнообразным интересам общества и его субъектов».

В качестве подтверждения  основного предназначения контроля и ряд точек зрения ученых по этому  вопросу.

Так, по мысли A.M. Тарасова, целью внутриведомственного контроля, как и внешнего, является сравнение фактического положения дел в контролируемых органах, организациях, учреждениях с тем, какое должно быть, то есть проверка полноты и своевременности выполнения требований нормативных правовых актов, соблюдения критериев законности и целесообразности в административной деятельности.

В.Г. Бессарабов считает, что основная цель государственного контроля - обеспечение государственной  исполнительской дисциплины, единства решения и исполнения, предупреждение возможных ошибок и недоработок в деятельности органов государственной власти [52, с.11].

Оригинально и кратко определяет цель контроля А.В. Ерицян как  стимулирование соблюдения норм права  подконтрольными субъектами и достижение законности (однако не совсем понятно, что подразумевается под достижением законности, которая, как известно, соблюдается, укрепляется, обеспечивается, гарантируется и т.п.).

По мнению В.В. Черникова, главная цель контрольных (надзорных) органов состоит в создании и  поддержании режима законности в соответствующих областях государственного управления [52, с.11].

В настоящее время  функциями государственного контроля наделены практически все органы исполнительной власти. Также созданы специальные органы государства, проверяющие различные направления производственной и хозяйственной деятельности. Контроль проникает, по существу, во все сферы жизнедеятельности общества, затрагивает интересы людей, организаций и предприятий. Вместе с тем действующая система контрольных органов, полномочия контролеров, правовая регламентация контроля несовершенны. Именно поэтому предпринимаемые попытки изучения контрольной деятельности на базе теории и практики должны, полагаем, быть более интенсивными.

Теоретическое исследование контрольной деятельности как формы юридической деятельности предполагает анализ таких понятий, как сущность контроля, его основные признаки, функции, контрольные правоотношения и т.п.

Анализируя сущность контроля, сошлемся на высказывание А.М. Тарасова: «Анализ литературы по административному праву, социальному управлению свидетельствует о том, что в определении сущности контроля среди ученых нет единства. Авторы определяют его по-разному: как средство, фактор, форму, элемент, функцию, деятельность, систему, обратную связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, правомочие, атрибут и т.д.» [52, с.11].

По нашему мнению, сущность контроля выражается в том, что субъект  управления осуществляет учет и проверку того, как управляемый объект выполняет  его требования и предписания. Как заметил В.М. Горшенев, основной целью данной функции является блокирование отклонений деятельности субъекта управления от заданной управленческой программы, а при обнаружении аномалий - приведение управляемой системы в устойчивое положение при помощи всех социальных регуляторов.

При исследовании государственного финансового контроля В.В. Бурцев пишет, что его сущность выражает следующая  триада:

  • выявление разного рода нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов;
  • обеспечение их устранения (то есть принятие корректирующих мер по результатам контроля);
  • анализ факторов их возникновения и разработки профилактических мер по их предотвращению в будущем.

На наш взгляд, рассмотренную триаду можно использовать и для рассмотрения контроля в сфере трудовых отношений и законодательства о труде. Кроме того, с нашей точки зрения, в современном обществе контроль заключается в соответствующей деятельности государственных органов, их должностных лиц; она неразрывно связана с другими функциями государства; контроль как бы пронизывает все сферы жизнедеятельности государства, направляя их в русло законности и правопорядка.

Следовательно, контроль, с одной стороны - это неотъемлемый элемент функции государственного управления, составная часть всякого рода работ, а с другой стороны - самостоятельная функционально обособленная деятельность, получающая в свою очередь выражение в сознательной, целенаправленной, положительно организующей деятельности творческого характера; по отношению к основным функциям государства контроль является функцией вспомогательной, вторичной и объективно необходимой.

Сущность функции контроля заключается в том, что уполномоченные на то органы и должностные лица, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, соответствует ли деятельность органов и лиц законам и поставленным перед ними задачам; результаты воздействия субъектов управления на управляемые объекты, отклонения от поставленных целей и способов их достижения; принимают меры по их предотвращению и привлечению к ответственности виновных.

Одновременно контроль имеет, наряду со своим социальным назначением, и собственные функции. В этой связи В.Г. Афанасьев заметил: «Контроль - это труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, выявлению результатов воздействия субъектов на объекты, допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования. Выявляя отклонения и их причины, работники контроля определяют пути корригирования организации объекта управления, способов воздействия на объект с целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального функционирования системы. Приведенная цитата дает основание говорить о проявлении функции корректировки, суть которой в функциональной возможности контрольной деятельности как бы подправить, откорректировать ситуацию, ввести ее в русло идеального конструктивного, законного канала, в рамки допустимой модели. Как уже отмечалось выше, на эту функцию указывает и В.В. Бурцев [52, с.12].

К числу функций контрольной  деятельности ученые относят и такие, как функция правоохраны, социальной превенции. Действительно, контрольная  деятельность органов государства является в значительной мере правоохранительной. Функция правоохраны выступает здесь как функция обеспечения законности и правопорядка и направлена на обеспечение в государстве необходимого режима законности путем пресечения неправомерных действий должностных лиц и граждан. Подчеркнем, что для правоохранительных органов деятельность по выявлению, предупреждению и борьбе с правонарушителями является основной, а осуществление правоохранительной функции - единственным либо доминирующим способом контрольного воздействия.

По проблеме А.М. Тарасов  пишет: «На наш взгляд, к контрольным  функциям следует отнести социальную, политическую, диагностическую, оперативную, защитную, предупредительную (превентивную)» [52, с.12]. При этом автор подчеркивает особую роль превентивной функции, так как предварительный контроль предупреждает нежелательные отклонения, предохраняют от негативных последствий в результате тех или иных принимаемых решений и действий или бездействия.

Информация о работе Трудовое законодательство РК