Трудовое законодательство РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:05, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Основой современного трудового права Республики Казахстан является Трудовой кодекс. Принятый в 2007 году. Особенность Кодекса о труде заключается в его масштабности, - он одновременно затрагивает ряд других законодательств, к примеру: налогового, гражданского и т.д. Многие говорят о том, что трудовое законодательство стоит на стороне работодателя, давая ему неограниченную власть в собственной вотчине. В этом, казалось бы, и заключается весь корень зла. Пресса приводит много примеров, когда работодатели беззастенчиво наступают на права коллектива. В этом отношении доказательств не требуется, большинство, кто имеет работу, так или иначе, сталкивается с этим. Работодатели же, в свою очередь, говорят, что законодательство не отражает их интересов.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1 Трудовое законодательство Республики Казахстан на современном этапе
1.1 Регулирование трудовых отношений и оплаты труда в Казахстане................7
1.2 Анализ соблюдения законности в сфере трудовых отношений.....................12
2 Система надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
2.1 Понятие и сущность контроля и надзора в сфере наемного труда.................21
2.2 Осуществление государственного контроля и надзора в сфере трудового законодательства.................................................................................................27
2.3 Внутренний контроль по безопасности и охране труда..................................38
2.4 Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и норм по охране труда………………………......................................................43
3. Ответственность за нарушение законодательства о труде................................46
Заключение.................................................................................................................60
Список литературы....................................................................................................63

Вложенные файлы: 1 файл

диплом труд законодательство.doc

— 498.50 Кб (Скачать файл)

В экономической литературе широко распространено понятие «государственные социальные гарантии», под которыми понимаются обязательства государства, установленные законом и направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий выступают государственные минимальные социальные стандарты, которые представляют собой научно обоснованные показатели уровня обеспеченности и потребления важнейших жизненных благ и услуг. Существует и другое, более расширенное определение исследуемого термина, согласно которому под такими стандартами понимаются установленные законами или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели. Как видно, в данном случае подразумевается, что минимальные стандарты могут устанавливаться не только законодательными актами, но и решениями органов исполнительной власти. При этом обращает на себя внимание еще одно немаловажное уточнение, касающееся предназначения минимальных стандартов для определения бюджетных расходов. Как представляется, с таким дополнением трудно согласиться, поскольку оно неоправданно сужает совокупность минимальных стандартов до определенных стоимостных индикаторов, применяемых при формировании государственного бюджета. Между тем, минимальные стандарты могут отражать не только стоимостные показатели, но и определенные государственные гарантии по другим направлениям трудовых отношений. Например, в трудовом законодательстве Республики Казахстан устанавливается минимально допустимая продолжительность ежегодного трудового отпуска работникам и максимально допустимая продолжительность рабочей недели. Вполне очевидно, что подобные стандарты применительно к реальному сектору экономики никак не связаны с бюджетными расходами [53, с.8].

С учетом вышеизложенных аспектов есть основания полагать, что следует подразделять термины «государственные минимальные социальные стандарты» и «минимальные социальные стандарты». Первый из них предусматривает официальное оформление минимальных социальных стандартов в виде законодательных или иных нормативно-правовых актов. Их соблюдение носит обязательный характер применительно ко всем без исключения работодателям. Сущность второго термина носит более расширенный характер и заключается в том, что помимо законодательно установленных гарантий в него могут быт включены стандарты, определенные в процессе коллективных переговоров между социальными партнерами и закрепленные в соглашениях разного уровня. Например, абстрагируясь от действительности, можно предположить, что минимальный размер заработной платы, который в настоящее время устанавливается законом, исходя из своей сущности как цены услуг самого низко квалифицированного труда, вполне может быть предметом коллективных переговоров на национальном уровне, а согласованная его величина отражена в генеральном соглашении. В этом случае данный показатель также приобретает статус стандарта, но установленного не законодательным, а договорным регулированием. Исходя из этого, под минимальными социальными стандартами следует понимать установленный на законодательной, нормативной или коллективно-договорной основе минимально необходимый уровень социальных гарантий [52, с.11].

Трудовые отношения  в Республике Казахстан базируются на положениях, закрепленных в основных источниках трудового права.

Источник трудового  права - это нормативный акт, регулирующий трудовые правоотношения и тесно  связанные с ним и общественные отношения. Воля государства становится правом лишь тогда, когда она выражена и закреплена в определенных источниках (нормативных актах). Их совокупность образует законодательство о труде.

Законодательство о  труде имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой предмета и метода правового регулирования трудовых отношений.

Эти особенности выражаются:

  • в участии работников, профсоюзов, трудовых коллективов и других представительных органов в нормотворческой деятельности;
  • в сочетании централизованного и локального регулирования трудовых отношений;
  • в наличии общего трудового законодательства, относящегося ко всем работникам на всей территории республики, и социального, отражающего дифференциацию его норм, распространяющего на определенные категории работников.

Характер регулирования трудовых отношений в Казахстане на современном этапе экономического развития предполагает установление минимальных стандартов только на законодательной основе. Такое положение во многом обусловлено неразвитостью системы социального диалога и наличием в ней серьезных недостатков и противоречий. Именно поэтому основная совокупность минимальных стандартов (гарантий) была отражена в законе «О труде в Республике Казахстан», введенном в действие с 1 января 2000г., а также других законодательных актах (законах «О прожиточном минимуме», «О республиканском бюджете» на соответствующий год и т.п.).

В настоящее время в Республике Казахстан принят и действует Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 252-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.03.2010 г.), который стал в конечном итоге обобщающим источником по трудовому праву.

Минимальные стандарты, регулирующие трудовые отношения, достаточно многообразны и могут быть классифицированы по следующим признакам:

  • материальной обеспеченности - гарантированный размер минимальной заработной платы, минимальный размер пенсий, минимально допустимые выплаты за простой не по вине работника и т.п.;
  • регулирования режимов труда и отдыха - максимальная продолжительность рабочей недели, минимально допустимый возраст приема на работу, минимально допустимая продолжительность ежегодного трудового отпуска, предельный лимит сверхурочной работы и т.д.;
  • компенсационные - минимально допустимые размеры компенсаций за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (в ночное и сверхурочное время, в праздничные и выходные дни), компенсации при служебных командировках и при переводе работника на работу в другую местность;
  • гарантирующие - гарантии при выполнении работником государственных и общественных обязанностей, гарантии при направлении на медицинский осмотр и т.п. [59, с.35].

Важно отметить, что установленные законодательством минимальные стандарты служат основой для коллективных переговоров между представителями работников и работодателем при заключении коллективных договоров и могут быть значительно улучшены. Практика свидетельствует о том, что в сфере материального производства в коллективных договорах организаций устанавливаются, например, тарифные ставки рабочих первого разряда, намного превышающие величину законодательной минимальной заработной платы. Нередки случаи, когда продолжительность ежегодного трудового отпуска работников составляет, к примеру, 24, 30 и более календарных дней против 18 дней, предусмотренных законодательством. Следовательно, минимальные социальные стандарты выступают одним из важнейших элементов регулирования трудовых отношений.

Учитывая вышеизложенное, достаточно актуальной методической проблемой становится обеспечение высокой степени обоснованности величин таких стандартов и возможной сферы их применения. В качестве примера рассмотрим данный аспект проблемы применительно к показателю минимального размера заработной платы.

Как известно, в соответствии со сложившимся в республике порядком минимальный размер оплаты труда устанавливается ежегодно законами «О республиканском бюджете» на соответствующий год. В 2006г., например, его величина составила 9200 тенге в месяц, в 2009 году - 13470 тенге.

Согласно новому закону «О республиканском  бюджете на 2010-2012 годы» установлены новые размеры минимальной заработной платы, а также других социальных выплат на 2010 год. Так, величина минимальной заработной платы с 1 января 2010 года составляет 14 952 тенге. Для сравнения - в конце прошлого года размер МЗП был 13 717 тенге. Размер прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат составляет 14 952 тенге. Именно от этого показателя и зависит уровень минимальной зарплаты [40, с.1].

Месячный расчетный показатель, который используют для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан с 1 января 2010 года - 1413 тенге.

Вопрос состоит в том, насколько обоснована данная величина и в какой степени она обеспечивает минимальные потребности работников и членов их семей? В Конвенции Международной организации труда № 131 «Установление минимальной заработной платы» отмечается, что «факторы, которые учитываются при определении минимальной заработной платы, включают, насколько это возможно и приемлемо, потребности трудящихся и их семей, а также экономические соображения, включая требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости». Из данного требования видно, что размер минимальной оплаты должен, в первую очередь, удовлетворять насущные потребности работников. Данные же потребности во многом определяются величиной прожиточного минимума.

Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения» определено, что «величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Республике Казахстан и устанавливаемая ежегодно с учетом инфляции в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, является основой для установления минимального размера месячной заработной платы, минимального размера пенсий и базовых социальных выплат». Сравнение показателей минимальной оплаты и прожиточного минимума свидетельствует о значительном превышении первого над вторым. Как отмечалось, на начало 2006г. минимальный размер месячной заработной платы был равен 9200 тенге при установленной величине прожиточного минимума с этого же периода 7945 тенге. Следовательно, минимальный размер оплаты на 15,8% превышает показатель прожиточного минимума. Это, если абстрагироваться от принципов определения прожиточного минимума, свидетельствует о полном покрытии минимальной заработной платой самых необходимых потребностей работника и членов его семьи в материальных благах и услугах. В настоящее время (с 2010 года) минимальный размер оплаты равен показателю прожиточного минимума, что может говорить о том, что покрытие необходимых потребностей работника и членов его семьи может быть неполным.

Таким образом, с известной мерой условности, можно утверждать, что установленный абсолютный размер минимальной оплаты в республике вполне обоснован [54, с.1].

Приведенный выше пример установления и применения только одного минимального социального стандарта выдвигает объективную необходимость проведения всесторонней «инвентаризации» всей их совокупности с целью формирования в стране эффективного рыночного механизма регулирования трудовых отношений.

 

 

1.2 Анализ соблюдения законности в сфере трудовых отношений

 

 

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан, каждый гражданин имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. На обеспечение этой конституционной нормы направлена целостная система охраны труда, представляющая собой комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Правоотношения в сфере охраны и безопасности труда регулируются целым рядом законодательных и нормативных правовых актов Республики Казахстан.

До 2007 года основополагающим в этой целостной системе являлся Закон Республики Казахстан «О безопасности и охране труда», принятый в 2004 году, в котором были определены основные принципы национальной политики и функции государственного управления в области охраны труда, которые предусматривали единство действий органов государственной власти всех уровней, профсоюзов и работодателей. В настоящее время положения о безопасности и охране труда содержатся в разделе 5 «Безопасность и охрана труда» Трудового кодекса Республики Казахстан.

В последнее время  государством проделана значительная работа по реализации основных принципов  национальной политики в области  охраны труда, несмотря на объективные и субъективные трудности при реформировании экономики государства и переходном периоде, в котором мы находились. Правительством в период с 1994 по 2000 годы дважды принимались государственные программы по безопасности и охране труда на предприятиях, которые были реализованы.

В целях объединения  усилий в вопросах безопасности и  охраны труда стран Содружества  Правительством Республики Казахстан  был заключен ряд соглашений о  сотрудничестве в области охраны труда, которые ратифицированы Парламентом  Республики Казахстан, это в первую очередь Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда, Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей [58, с.60].

В целях внедрения  и поддержания международных  стандартов охраны труда Казахстан  присоединился к ряду основополагающих конвенций Международной организации  труда. Согласно Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере  труда Парламентом Республики Казахстан ратифицированы следующие конвенции МОТ, регулирующие эти вопросы. Это в первую очередь Конвенция о защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, и Конвенция о безопасности и гигиене труда в производственной среде [48, с.12].

Кроме того, для объединения  усилий государства, профсоюзов и работодателей  по защите жизни и здоровья граждан  в производственном секторе в  Республике Казахстан с декабря 2000 года был принят и достаточно эффективно работал Закон «О социальном партнерстве в Республике Казахстан». В настоящее время социальному партнерству посвящен четвертый раздел Трудового кодекса Республики Казахстан. Надо отметить, что среди стран Содружества Казахстан - это первое государство, которое приняло этот закон и ввело в практическое применение.

Трехсторонние комиссии на сегодняшний день созданы на районном, областном, отраслевом и республиканском уровнях. В ежегодно заключаемых соглашениях Правительством работодатели и профсоюзы путем согласования интересов договариваются о совместных действиях по реализации конкретных мероприятий в области охраны и безопасности труда.

Информация о работе Трудовое законодательство РК