Соотношение законодательства Республики Беларусь и международных стандартов труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:42, контрольная работа

Краткое описание

Международная Организация Труда была основана в 1919 г. после окончания первой мировой войны в ходе послевоенной мирной конференции, проходившей вначале в Париже, а затем в Версале. За создание такой организации выступали еще в XIX в. два промышленника: англичанин Роберт Оуэн (1771-1853) и француз Даниэль Легран (1783-1859).
Необходимость создания такой Организации определялась, по крайней мере, тремя основными причинами.
Первая — политическая. Поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других европейских стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Международная Организация Труда.docx

— 74.17 Кб (Скачать файл)

Рекомендации № 122 и 169 уточняют принципы политики в области занятости  и рассматривают общие и специальные  меры, необходимые для экономического сотрудничества и международной миграции.

Конвенция № 88 «Об организации службы занятости» обязывает создавать бесплатные государственные службы занятости, основной задачей которых является обеспечение наилучшей организации рынка труда.

В Конвенции № 158 «О прекращении  трудовых отношений» установлены критерии законного прекращения трудовых отношений и предусмотрена защита работников против произвольных увольнений.

Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» гарантирует  инвалидам возможность иметь  подходящую работу. Под термином «инвалид»  конвенция определяет лицо, возможности  которого получить или сохранить подходящую работу значительно ограничены в связи с подтвержденным физическим или психическим дефектом.

Конвенция устанавливает, что для лиц, являющихся инвалидами, должны создаваться службы профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости. [9, c.749]

 

2.3 Акты, регулирующие условия труда

В развитие документов ООН, закрепляющих право на справедливые и благоприятные  условия труда, Конвенция МОТ  № 47 «О сорокачасовой рабочей неделе»  обязывает государства стремиться к установлению 40-часовой рабочей недели бел понижения жизненного уровня трудящихся.

В развитие указанной Конвенции  Рекомендация № 116 устанавливает, что  часы, проработанные сверх нормальной продолжительности рабочего времени, считаются сверхурочными. Они должны допускаться в определенных случаях и оплачиваться по ставкам, превышающим ставки оплаты работы, выполняемой в рамках нормальной продолжительности (не менее чем на 25 процентов выше). Предельное число сверхурочных часов, которое может быть проработано в течение определенного времени, исключая случаи непреодолимой силы, устанавливается компетентными органами каждой страны.

Конвенция №171 «О ночном труде» применяется  ко всем лицам, работающим по найму, за исключением тех, кто занят в  сельском хозяйстве, животноводстве, рыболовстве, морском и речном флоте.

Термин «ночной труд» определяется как любая работа, которая осуществляется в течение периода продолжительностью не менее 7 часов подряд, включая  промежуток между полуночью и 5 часами утра.

Трудящимся, работающим в ночное время, в период, когда они заняты ночным трудом, должны предоставляться соответствующие социально-бытовые услуги и компенсации.

Конвенция №175 «О неполном рабочем времени» предусматривает защиту работников, занятых неполное рабочее время.

В Конвенции указывается, что работа на условиях неполного рабочего времени  не должна влечь каких-либо ограничений  продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав. Денежное вознаграждение неполностью занятых должно определяться пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. [9, c. 750-751]

Конвенции № 26, 95, 99, 131, 173 и рекомендации № 85, 95, 135 и 180 посвящены вопросам заработной платы.

Конвенция № 26 «О создании процедуры установления минимальной заработной платы» обязывает государства ввести или сохранить процедуру, с помощью которой могут устанавливаться минимальные ставки заработной платы трудящихся, занятых в определенных отраслях промышленности, в которых не существует установленной процедуры эффективного регулирования заработной платы посредством коллективного договора и где заработная плата исключительно низка.

Конвенция №131 «Об установлении минимальной заработной платы» предлагает ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия работы которых делают применение такой системы целесообразной.

Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» устанавливает порядок выплаты заработной платы, охраняет ее от чрезмерных вычетов и ареста, защищает работников в случае банкротства предприятия и обеспечивает их право на свободное распоряжение своим заработком.

Конвенции № 52, 101, 132, 140 и рекомендации № 47, 93, 98, 148 регламентируют порядок предоставления оплачиваемых отпусков. Среди указанных актов следует выделить Конвенцию №132 «Об оплачиваемых отпусках», согласно которой продолжительность отпуска должна составлять не менее 3 недель за каждый год работы. [9, c.752]

 

2.4 Акты по технике безопасности  и производственной санитарии

В современном мире вопросы охраны труда весьма актуальны. Международные  акты требуют от государства разработки и осуществления национальной политики в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды.

Осуществление этой политики предполагает создание работникам здоровых и безопасных условий труда.

Конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда» устанавливает и подробно описывает серию мероприятий, осуществляемых на национальном уровне и на уровне организации.

В Конвенции указывается, что наниматели должны предоставлять работникам соответствующие защитные средства и одежду в целях обеспечения, насколько это обоснованно и практически осуществимо, безопасности рабочих мест, недопущения несчастных случаев или вредных последствий для здоровья.

Конвенция №115 «О защите от радиации» предусматривает защиту трудящихся от ионизирующей радиации. Она обязывает государства прилагать все усилия для ограничения воздействия ионизирующей радиации на трудящихся до возможного минимального уровня и избегать всякого воздействия радиации, не являющегося неизбежным. Трудящиеся моложе 16 лет не должны допускаться к работе, связанной с ионизирующей радиацией. Подобный запрет должен распространяться и на других работников, когда это противоречит авторитетному медицинскому заключению.

Конвенция № 161 «О службе гигиены труда» предусматривает создание в рамках национальной политики служб гигиены труда, которые бы выполняли следующие функции: выявление и оценка риска от воздействия опасных для здоровья факторов, возникающих на рабочем месте; наблюдение за факторами производственной среды и производственных операций, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье работников; проведение консультаций; обучение и просвещение работников; обеспечение информацией в данной области; организация первой и неотложной медицинской помощи; участие в анализе несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; участие в осуществлении мер по профессиональной реабилитации.

Конвенция №119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» направлена на предупреждение опасности причинения работникам телесных повреждений машинами во время движения. [9, c.753-754]

Конвенция №148 «О производственной среде» обязывает нанимателей устранить  на рабочих местах, насколько это возможно, любой риск, вызываемый загрязнением воздуха, шумом и вибрацией. Практически осуществление этих требований связано с принятием технических норм, правил, инструкций и т.д.

Ряд международных норм по охране труда касается работников, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите: женщин, женщин с семейными обязанностями, женщин-матерей, детей и подростков, пожилых трудящихся. Этому, например, посвящены конвенции МОТ: № 13 - запрещает выполнять малярные работы промышленного характера с использованием свинцовых белил мужчинам моложе 18 лет и всем женщинам независимо от возраста; № 27, 31, 138 — ограничивают труд женщин в ночное время и на подземных работах, устанавливают различные льготы для женщин-матерей, охраняют труд и здоровье молодежи; № 152 - охраняет труд докеров и др.

 

2.5 Акты, регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой  защите

Руководствуясь положениями Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.), Международная организация труда приняла ряд Конвенций направленных на защиту трудящихся женщин, лиц, не достигших 18-летнего возраста и инвалидов.

Конвенция № 45 «О применении труда женщин на надземных работах в шахтах» устанавливает запрет на подземную работу в шахтах лиц женского пола за исключением следующих случаев:

♦ когда женщина занимает руководящую должность, не связанную с выполнением физической работы;

♦ когда женщина занята санитарным или социальным обслуживанием;

♦ при прохождении курса обучения;

♦ когда женщина в силу своих обязанностей по работе время от времени должна спускаться в подземную часть шахты для выполнения работ не физического характера. [9, c. 755]

Конвенция № 183 «Об охране материнства» закрепляет право женщин на отпуск по беременности и родам и получение  денежного пособия.

Конвенция №9 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» устанавливает, что возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и во всяком случае не ниже 15 лет.

Конвенция № 77 «О медицинском освидетельствовании  детей и подростков с целью  выяснения их пригодности к труду  в промышленности» устанавливает, что дети и подростки моложе 18 лет могут быть приняты на работу на промышленные предприятия только после установления их пригодности для такой работы медицинскими учреждениями.

Соответствующий порядок приема на работу детей и подростков определен Конвенцией № 78 на непромышленных предприятиях.

Конвенция № 124 «О медицинском освидетельствовании  молодых людей с целью выявления  их пригодности к труду на подземных  работах в шахтах и рудниках»  предусматривает, что для приема на подземные работы в шахтах и  рудниках или для работы там лиц  моложе 21 года требуется тщательный медицинский осмотр и периодические осмотры не реже одного раза в год с целью выявления пригодности их к работе.

Конвенция № 90 «О ночном труде подростков в промышленности» устанавливает дифференцированный подход к понятию термина «ночной труд».

Конвенция № 79 «Об ограничении  ночного труда детей и подростков на непромышленных работах» устанавливает, что дети старше 14 лет, которые обязаны  посещать школу полное учебное время, не могут использоваться на работах  в ночное время в течение периода  продолжительностью четырнадцать последовательных часов, включая промежуток времени между восьмью часами вечера и восьмью часами утра.

Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» определяет основные направления государственной политики в области профессиональной реабилитаций и занятости инвалидов. [9, c. 756-757]

 

2.6 Акты, регулирующие труд отдельных  категорий работников

К международным актам, регулирующим труд моряков, рыбаков, докеров, младшего медицинского персонала относятся: Конвенция №147 «О минимальных нормах на торговых судах»; Конвенция № 185 «Об удостоверениях личности моряков»; Конвенция № 73 «О медицинском обследовании моряков»; Конвенция № 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов»; Конвенция № 69 «О выдаче судовым поваром свидетельств о квалификации»; Конвенция № 92 «О помещениях для экипажа на борту судов»; Конвенция № 23 «О репатриации моряков»; Конвенция № 133 «О помещениях для экипажа на борту судов»; Конвенция № 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах»; Конвенция № 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков»; Конвенция № 113 «О медицинском осмотре рыбаков»; Конвенция № 126 «О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов»; Конвенция № 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке и разгрузке судов»; Конвенция № 149 «О занятости и об условиях труда и жизни сестринского персонала» и др.

В деятельности МОТ ни одной категории  трудящихся не уделено столько внимания, сколько международно-правовой регламентации труда моряков. Это обусловлено тем, что особенности характера их работы требуют в большей степени международного регулирования труда, чем других категорий трудящихся. На судах ныне осуществляется 90 процентов всех перевозок в мировой торговле, число моряков составляет свыше 1,2 млн человек.

До настоящего времени МОТ принято 40 конвенций и 29 рекомендаций, относящихся  к труду и быту моряков. Эти  нормы принимались, как правило, на специальных морских сессиях  Международной конференции труда. [9, c. 757-758]

 

2.7 Акты, регулирующие сотрудничество  организаций работников и нанимателей  государств

К международным актам, регулирующим социальное партнерство в сфере труда, относятся конвенции МОТ: № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию», № 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров», № 135 «О представителях трудящихся», № 141 «Об организации сельских трудящихся», № 151 «О трудовых отношениях на государственной службе» и № 154 «О коллективных переговорах».

Конвенция № 87 предусматривает равные права трудящихся и предпринимателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации, а также вступать в них с целью выдвижения и защиты своих интересов.

Конвенция № 98 направлена на защиту трудящихся, которые осуществляют свое право  на организацию. В частности, в Конвенции  говорится, что трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых  дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда.

Информация о работе Соотношение законодательства Республики Беларусь и международных стандартов труда