Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Правоотношения, тесно связанные с трудовыми - результат воздействия норм трудового права на отношения субъектов в сфере применения труда. Нормы трудового права способны порождать юридическую связь между субъектами, то есть сами правоотношения, если субъекты совершают юридически значимое волевое действие - юридический акт, являющийся основанием возникновения правоотношения. В свете остроты проблемы актуальность темы трудового правоотношения как стержневого элемента всей системы трудового права сомнений не вызывает. Раскрытие и детальное рассмотрение всех элементов правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми является целью данной курсовой работы.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1. Понятие и виды правоотношений сферы трудового пра-ва…………………………...5
2. Отношения по организации и управлению тру-дом…………………………………..11
3. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройст-ву…………………...15
3.1. правоотношение между органом службы занятости и граждани-ном……………..17
3.2. правоотношение между органом службы занятости и работода¬телем…………...18
3.3. правоотношение между безработным, получившим направле¬ние от органа служ-бы занятости, и соответствующим работодате¬лем о приеме на работу…………………….19
4. Социально – партнерские отношения в сфере труда………………………………...21
5. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров непосредственно на производстве……………………………………………………………………………………26
6. Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодатель-ства и охраной труда…………………………………………………………………………...31
6.1. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных норматив-ных правовых актов, содержащих нормы трудового права…………………………………31
6.2. Охрана труда…………………………………………………………………………...35
7. Правоотношения по материальной ответственности сторон трудового догово-ра…………………………………………………………………………………………………43
7.1. Материальная ответственности работодателя перед работником………………...43
7.2. Материальная ответственность работника………………………………………….45
8. Правоотношения по разрешению трудовых споров…………………………………49
8.1. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых……………………………51
8.1.1. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссией по трудовым спо-рам…………………………………………………………………………...………51
8.1.2. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров судом……………………..…54
8.2. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых спо-ров………………………55
Заключение……………………………………………………………………………………...60
Список использованной литературы………………………………………………………….62

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

Социальное партнерство осуществляется в формах:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Субъекты социально-партнерских  отношений - участники данных отношений, наделенные правами и обязанностями, ими являются представители государства, работодателей, наемных работников.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Объекты социально-партнерских отношений - это трудовые и связанные с  ними социально-экономические интересы, которая преследует каждая из сторон при заключении коллективных договоров и соглашений.

Итак, социально-трудовая сфера занимает особое место в развитии демократических институтов. Происходящие в ней процессы во многом определяют не только экономическую, но и политическую стабильность общества. В самом общем виде социальное партнерство в сфере труда понимается как система взаимодействия основных агентов рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и государства при регулировании социально-трудовых отношений.

Сегодня социальное партнерство выступает  как способ согласования интересов  различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.

Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Это отчасти объясняется тем, что в Российской Федерации законодательство о социальном партнерстве создавалось практически "с чистого листа".

Реализация экономических и  социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно, и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул.

Сейчас уже никто не оспаривает, что система социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров

непосредственно на производстве

 

В новых экономических условиях развития России очевидна необходимость правового регулирования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поскольку в постсоветский период система подготовки и переподготовки кадров была основательно расшатана. Это не могло не отразиться на квалификации кадров, в то время как одним из основных факторов обеспечения нормального функционирования любого предприятия, учреждения или организации является наличие квалифицированных кадров.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение  квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а  при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Указанное право реализуется путем  заключения дополнительного договора между работником и работодателем.9

 

В ряде случаев, когда организация  направляет специалиста на подготовку по определенной специальности в образовательное учреждение, с ним до начала обучения заключается контракт в соответствии с типовым контрактом. Такой контракт, например, заключается со специалистом, прошедшим подготовку в соответствии с государственным планом подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 44 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения работой специалистов, подготовленных в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, и Типового контракта со специалистом, подготовленным в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации").

В случае если организация направляет работника на обучение в высшее или  среднее профессиональное учебное заведение для овладения необходимой специальностью с учетом профиля деятельности организации в соответствии с Положением о целевой и контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 N 942, заключается контракт между работодателем и студентом в соответствии с типовым контрактом, форма которого утверждена Постановлением Минтруда России и Госкомвуза России от 27.12.1995 N 73/7.

Такие контракты могут заключаться  организациями, основанными на различных  формах собственности и различных организационно-правовых формах.

Предметом этого контракта являются двусторонние обязательства осуществить  целевую контрактную подготовку специалиста для удовлетворения потребности работодателя в кадрах соответствующей квалификации с соблюдением интересов обучающихся. Это означает обязанность работодателя создавать работникам, проходящим профессиональную подготовку, необходимые условия для совмещения работы с обучением и предоставлять гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, специальными соглашениями и трудовым договором.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением  в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

Следует иметь в виду, что до выхода на работу студент как сторона контракта с работодателем может по его просьбе быть освобожден от исполнения обязанности проработать на предприятии (в организации) обусловленный срок при наличии ряда уважительных причин, возникших после заключения контракта. Это допускается, например, в следующих случаях:

- при наличии медицинских противопоказаний  к работе в конкретных организациях (должностях) или территориях;

- при наличии одного из родителей  или супруга (супруги) инвалида I или II группы, если работа находится не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);

- если работа предоставляется  не по месту службы мужа (жены) - военнослужащего офицерского или  начальствующего состава, прапорщика, мичмана и других военнослужащих, работающих по контракту в Вооруженных Силах РФ, органах МВД России и других федеральных служб;

- если работа предоставляется  вне места постоянного жительства  семьи мужа (жены) или родителей,  беременной женщины или лиц,  имеющих ребенка в возрасте  до 1,5 лет на момент окончания учебного заведения;

- если предлагаемая работа (должность)  не соответствует уровню и  профилю профессионального образования или нарушены условия жилищного либо материального обеспечения, предусмотренные контрактом;

- если место расположения организации, с которой заключен контракт, не совпадает с местонахождением организации, в которой работает супруг, ранее окончивший обучение.10

 

Правоотношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве складываются из трех групп правоотношений:

  • правоотношения по ученичеству;
  • правоотношения по повышению квалификации, переподготовке кадров, обучению смежным профессиям;
  • правоотношения по руководству обучением.

 

Правоотношение по ученичеству  возникает между гражданином, принятым для обучения определенной специальности (профессии) и дальнейшей работы по ней, и работодателем. Основанием возникновения данного правоотношения является ученический договор. ТК предусматривает два вида ученических договоров:

  • с работником на переобучение без отрыва от работы. Такой договор является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством;
  • с лицом, ищущим работу и желающим получить профессию (специальность) в данной организации. Такой договор имеет гражданско-правовую природу и регулируется нормами гражданского права. Однако представляется, что указанная трактовка является слишком категоричной. Более правильным было бы назвать этот договор смешанным, содержащим условия, регулируемые различными отраслями права, как гражданским, так и трудовым.

Субъектами правоотношения по ученичеству  выступают ученик и работодатель. Содержание правоотношения составляют обязанность ученика овладеть в установленный договором срок специальностью, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка, и обязанность работодателя организовать обучение ученика (индивидуальное, бригадное или курсовое), оплачивать время обучения в установленном договором размере и по окончании обучения обеспечить ученика работой согласно полученной специальности. Правоотношение по ученичеству прекращается с момента окончания обучения и сдачи учеником квалификационного экзамена.

 

Правоотношение по повышению квалификации, переподготовке кадров, обучению смежным  профессиях возникает между работником и работодателем, которые уже состоят в трудовом правоотношении. Основанием возникновения рассматриваемого правоотношения является соглашение сторон, в соответствии с которым работник направляется на повышение квалификации. Данные правоотношения могут носить как краткосрочный, так и длительный характер. Правоотношение по повышению квалификации прекращается с окончанием обучения работника.

 

Правоотношение по руководству  обучением возникает между обучающим  лицом и работодателем. Основанием его возникновения является договор, согласно которому обучающее лицо, как правило, это высококвалифицированный работник, обязуется подготовить прикрепленных к нему учеников к самостоятельной работе по определенной специальности. Данное правоотношение возникает как дополнительное к трудовому правоотношению обучающего лица или как основное, когда обязанность по обучению других лиц является трудовой функцией работника. Правоотношение по руководству обучением прекращается с момента сдачи учеником квалификационных экзаменов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудового

законодательства и  охраной труда

 

6.1. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Трудовой кодекс РФ выделяет четыре способа защиты трудовых прав и законных интересов работников:

  1. самозащита работниками трудовых прав;
  2. защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
  3. государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  4. судебная защита.

Информация о работе Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми