Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Правоотношения, тесно связанные с трудовыми - результат воздействия норм трудового права на отношения субъектов в сфере применения труда. Нормы трудового права способны порождать юридическую связь между субъектами, то есть сами правоотношения, если субъекты совершают юридически значимое волевое действие - юридический акт, являющийся основанием возникновения правоотношения. В свете остроты проблемы актуальность темы трудового правоотношения как стержневого элемента всей системы трудового права сомнений не вызывает. Раскрытие и детальное рассмотрение всех элементов правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми является целью данной курсовой работы.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1. Понятие и виды правоотношений сферы трудового пра-ва…………………………...5
2. Отношения по организации и управлению тру-дом…………………………………..11
3. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройст-ву…………………...15
3.1. правоотношение между органом службы занятости и граждани-ном……………..17
3.2. правоотношение между органом службы занятости и работода¬телем…………...18
3.3. правоотношение между безработным, получившим направле¬ние от органа служ-бы занятости, и соответствующим работодате¬лем о приеме на работу…………………….19
4. Социально – партнерские отношения в сфере труда………………………………...21
5. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров непосредственно на производстве……………………………………………………………………………………26
6. Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодатель-ства и охраной труда…………………………………………………………………………...31
6.1. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных норматив-ных правовых актов, содержащих нормы трудового права…………………………………31
6.2. Охрана труда…………………………………………………………………………...35
7. Правоотношения по материальной ответственности сторон трудового догово-ра…………………………………………………………………………………………………43
7.1. Материальная ответственности работодателя перед работником………………...43
7.2. Материальная ответственность работника………………………………………….45
8. Правоотношения по разрешению трудовых споров…………………………………49
8.1. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых……………………………51
8.1.1. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссией по трудовым спо-рам…………………………………………………………………………...………51
8.1.2. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров судом……………………..…54
8.2. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых спо-ров………………………55
Заключение……………………………………………………………………………………...60
Список использованной литературы………………………………………………………….62

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

Трудоустройство является одним из способов содействия (для определенных категорий граждан - обеспечения) занятости. Во всех документах (включая международно-правовые акты) соответствующие мероприятия охватываются термином "содействие занятости".5

Правоотношения по обеспечению  занятости и трудоустройства возникают в трех взаимосвязанных видах:

  • правоотношение между органом службы занятости и гражданином, обратившимся в этот орган с заявлением о помощи в подыскании подходящей работы и признании его безработным;
  • правоотношение между органом службы занятости и работодателем;
  • правоотношение между безработным, получившим направление от органа службы занятости, и соответствующим работодателем о приеме на работу.

Каждое из этих трех видов правоотношений является самостоятельным, со своими субъектами и содержанием, хотя и взаимосвязанным с двумя другими общностью целей: помочь гражданам в устройстве на работу, а организациям — подобрать кадры работников.

3.1. Правоотношение между органом службы занятости и гражданином

Возникает с момента обращения  гражданина в этот орган с заявлением о помощи в устройстве на работу. Это заявление является основанием возникновения данного правоотношения.

С момента регистрации гражданина в качестве безработного это правоотношение трансформируется в правоотношение безработного с органом службы занятости.

Содержанием данного правоотношения является обязанность безработного своевременно проходить регистрацию в качестве безработного и использовать направления органа службы занятости для подыскания и получения подходящей работы.

 Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения. Несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения. Безработные граждане также имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

Орган службы занятости обязан:

  • оказывать бесплатное посредничество между гражданином и работодателем в получении подходящей работы, помощь гражданину в выборе такой работы, услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
  • обеспечить регистрацию безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
  • выдавать в установленном порядке пособия по безработице и приостанавливать их выплату, устанавливать надбавки к этим пособиям (и стипендиям, если гражданин проходит профподготовку) с учетом иждивенцев.

При невозможности предоставления работы гражданин приобретает право  на получение пособия по безработице.

Основанием прекращения данных правоотношений является акт приема на работу гражданина, т. е. заключение с ним работодателем трудового договора.

 

3.2.Правоотношение между органом службы занятости и работодателем

Возникает с момента появления  работодательской правоспособности у организации и оканчивается с ее ликвидацией.

Содержание этого правоотношения составляют права и обязанности его субъектов.

Работодатель обязан:

  • предоставлять сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
  • предоставлять информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Орган службы занятости по данному  правоотношению обязан:

  • анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и бесплатно информировать работодателя о состоянии рынка труда, вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся за трудоустройством;
  • информировать работодателей при их обращении о возможностях обеспечения рабочей силой.

 

3.3. Правоотношение между безработным, получившим направление от органа службы занятости, и соответствующим работодателем о приеме на работу.

 Возникает с момента передачи работодателю гражданином направления органа службы занятости.

Содержанием этого правоотношения является обязанность работодателя принять гражданина на работу по направлению органа службы занятости, выданному в счет установленной квоты (брони), и обязанность трудоустраиваемого по данному направлению представить работодателю все необходимые при приеме документы.

Работодатель имеет право принять  на работу гражданина, непосредственно к нему обратившегося, наравне с направленным органом службы занятости, но не в счет квоты. Имея право выбора, он может отказать в приеме по направлению органа службы занятости.

При приеме на работу гражданина, направленного  службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. На этом правоотношение гражданина по трудоустройству прекращается, и возникает трудовое правоотношение. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину. В этом случае правоотношение по трудоустройству не трансформируется в трудовое правоотношение. Но оно может возникнуть по новому направлению с другим работодателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Социально – партнерские отношения в сфере труда

Следствием перехода к рыночным отношениям является обострение противоречий между работодателем и наемными работниками, влекущее за собой трудовые споры и забастовки. Конфликт порождает негативные последствия и для работников, и для работодателей, и для государства, поэтому все стороны заинтересованы в наличии социального мира, которого можно достигнуть цивилизованным путем на основе социального партнерства.

Становление системы социального  партнерства - достаточно длительный и  сложный процесс. Многие государства  десятилетиями методом проб и  ошибок медленными темпами двигались к созданию цельной системы социального партнерства как одного из важнейших элементов трудового права.

Процесс формирования системы социального  партнерства в России осложнялся по двум причинам.

Во-первых, отсутствовал опыт использования  этой категории в социалистической экономике и, соответственно, в трудовом законодательстве ввиду полного отрицания коммунистической идеологией необходимости ее применения в управлении.

Во-вторых, высокие темпы ломки  старой экономической парадигмы, ускоренные темпы либерализации социально-трудовых отношений привели к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере и, как результат, к снижению социальной защищенности российских граждан.

Прошло совсем немного времени, и сегодня вряд ли найдется оппонент, сомневающийся в значимости системы социального партнерства как наиболее эффективного способа достижения социального мира, поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников, обеспечения стабильности гражданского общества в целом.6

Социальное партнерство  в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.7

 

Каждая из сторон социально-партнерских  отношений имеет заинтересованность во взаимном сотрудничестве:

- государство реализует провозглашенную Конституцией Российской Федерации социальную функцию, показывая населению заботу о трудящихся, обеспечивая тем самым доверие к органам государственной власти, достижение социального мира и пополнение государственного бюджета;

- работодатели стремятся к отсутствию забастовок и уменьшению налогового пресса;

- работники имеют реальную возможность добиться повышения социальных гарантий и уровня оплаты труда.

Тем не менее, взаимосотрудничеству противостоит желание приумножения собственных средств, и если одной из сторон предоставляются особые права и гарантии в ущерб интересам других участников отношений, то сотрудничество на цивилизованной основе становится невозможным. Поэтому нормативно-правовая база должна обеспечивать систему противовесов в правах и обязанностях сторон социально-партнерских отношений.

Основными нормативными актами, регулирующими  указанные отношения, являются: Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 09.05.2005) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях " (принят ГД ФС РФ 08.12.1995), Международной организацией труда принят ряд специальных конвенций: Конвенция N 98 "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных " [рус., англ.], (Принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ), Конвенция №154 "О содействии коллективным переговорам" (Принята в г. Женеве 19.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ), в которых отмечается, что трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда. Организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов в деятельность организации и управления ими. Там, где это необходимо, принимаются меры в целях поощрения и содействия развитию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между предпринимателями или организациями предпринимателей с одной стороны и организациями трудящихся с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.

В настоящее время идеология  социально-партнерских отношений  включает в себя:

  • согласование политики доходов субъектов правоотношений;
  • согласование критериев социальной справедливости;
  • ориентир на общечеловеческие ценности;
  • согласование вопросов о степени участия работников в управлении трудом в организации.

Статья 26 Трудового кодекса Российской Федерации определяет следующие уровни социального партнерства:

  • федеральный, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональный, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  • региональный, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевой, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальный, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Трудовой кодекс устанавливает  следующие принципы, то есть основные руководящие начала, которые должны соблюдаться сторонами при ведении переговоров, консультаций, при заключении коллективных договоров и соглашений:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Информация о работе Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми