Правовые гарантии обеспечения занятости и трудоустройства. Свобода выбора вида деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:01, контрольная работа

Краткое описание

Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Правовые гарантии обеспечения занятости и трудоустройства. Свобода выбора вида деятельности………………………………………………………………..4
2. Понятие занятости, круг занятых граждан. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий граждан……………………………………….......7
3. Правовой статус безработного………………………………………...................9
Заключение……………………………………………………………………........14
Решение задачи………………………………………………………………….…15
Список литературы………………………………………………………………....17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа ТП заянятость и безраотица.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Права и обязанности  безработного Помимо определения понятия, правовой статус безработного включает в себя его права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.

Закон о занятости  закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

• право на содействие в поиске подходящей работы (ст. 4 Закона о занятости);

• право на выбор места работы (ст. 8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10 Закона о занятости);

• право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. 9, 23 Закона о занятости);

• право участвовать  в общественных оплачиваемых работах (ст. 24 Закона о занятости);

• право на получение содействия в организации собственного дела3.

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

• пособие по безработице (ст. 30—35 Закона о занятости);

• стипендия на период обучения по направлению службы занятости (ст. 29 Закона о занятости);

• материальная помощь безработным  и членам их семей (ст.36 Закона о занятости);

• организация отдыха и лечения детей безработных  граждан4;

• возмещение затрат в  связи с добровольным переездом  в другую местность для трудоустройства  по предложению органов службы занятости (абз. 5 п. 1 ст. 28 Закона о занятости);

• оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и  расходов, связанных с проживанием  граждан, направленных службой занятости  на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку ь другую местность (п.8 ст. 29 Закона о занятости). Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой и страховой стаж5.

Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.

Обращаясь за содействием  в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного6. Те же последствия может повлечь за собой и несообщение безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве (пусть даже временном или на условиях неполного рабочего времени).

Требование дисциплинированности заложено в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно, не реже двух раз месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного; явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный или соглашается выполнять предложенную подходящую работу, или посещает занятия и успешно проходит курс обучения по направлению органов службы занятости.

Кроме того, безработный  обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.

Невыполнение безработным  возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст. 159 УК РФ за мошенничество), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу таких специфических мер относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25 % на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания — лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из принципа свободы  труда, правоотношения с органом  трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в  трудоустройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Завершение процесса трудоустройства связывается с правоотношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодателем, которые возникают с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю.

Таким образом, важно  отметить, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда  и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.

Поддержка и помощь безработным гражданам выражается в оказании органами службы занятости таким гражданам бесплатных консультаций и информационных услуг в целях выбора сферы деятельности (профессии) и трудоустройства.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в  результате детального изучения, подробного анализа и осуществления всех возможных и гуманных мер в области занятости может быть выстроена сложная система взаимного сбалансированного контроля процессов распределения и перераспределения, способствующая стабилизации всего финансового механизма Российской Федерации и сокращению уровня безработицы на ее территории.

 

 

 

 

 

 

 Решение  задачи

 

Служба  по  урегулированию коллективных трудовых споров (далее именуется - служба) является  государственным  органом,  содействующим разрешению    коллективных    трудовых    споров   путем   организации примирительных процедур и участия в них.

В соответствии со ст.407 ТК РФ, служба по урегулированию коллективных трудовых споров осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;  проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;  формирует список трудовых арбитров;  проводит подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых  
споров;  выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению; оказывает методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах разрешения  этих споров;  организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур; организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного  
самоуправления. 

В соответствии со ст.404 ТК РФ, трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон. Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

Вывод:  Трудовой арбитраж был создан с нарушением законодательства, т.к. не была привлечена служа по урегулированию коллективных трудовых споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19. 04. 1991 г. в редакции от 23.02.2013 № 11-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Бикчантаева А.И. Инструментарий государственного воздействия на осуществление политики в области занятости // Экономические науки.- 2007.
  4. Лебедев В.М. Трудовое право. - М., 2004г. - С.215 
  5. Трудовое право России: учебник/ под ред. С.Ю. Головиной, М.В. Молодцова.-М.: Норма, 2008. – 890с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Лебедев В.М. Трудовое право. - М., 2004г. - С.215 

2 См.: Порядок регистрации безработных граждан. Утв. Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 №458 в ред. от 05.11.1999 // СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 2009.

3 См.: Положение о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета Утв. Приказом Минтруда РФ № 57, Минфина РФ № 21н от 25 03.2002 // БНА. 2002. № 17.

4 См.: Положение о порядке организации отдыха и оздоровления детей безработных граждан. Утв. Приказом Федеральной службой занятости РФ № 104 от 30.04.1996.

5 П.2 ст.29 Закона «О занятости населения в РФ».

6 Абзац 5 п. 2 ст. 35 Закона «О занятости населения в РФ».




Информация о работе Правовые гарантии обеспечения занятости и трудоустройства. Свобода выбора вида деятельности