Правовые и политические гарантии прав и свобод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Понятие демократического государства напрямую связано с понятиями конституционного и правового государства, в определенном смысле можно говорить о синонимичности этих трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым. Государство соответствует характеристикам демократического государства только при условии сформированности гражданского общества.При этом совершенно не достаточно просто провозгласить государство демократическим (это делается и в тоталитарных государствах), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. № 6.

Содержание

Ведение.....................................................................................................3
Глава 1. Основы прав и свобод гражданина РФ…………………….......5
1.1 Свобода как категория права…………………………………………5
1.2 Правовой статус гражданина РФ…………………………………….9
1.3 Политические права и свободы граждан РФ……………………....11
1.4 Концепция прав человека и ее отражение в Конституции РФ…….17
Глава 2. Правовые и политические гарантии прав и свобод…………19
2.1 Гарантии прав и свобод гражданина РФ…………………………….19
2.2 Институт Уполномоченного по правам человека в России……....22
Заключение……………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Тема.docx

— 45.54 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Ведение.....................................................................................................3

Глава 1. Основы прав и свобод гражданина РФ…………………….......5

          1.1 Свобода как категория права…………………………………………5

          1.2 Правовой статус гражданина РФ…………………………………….9

1.3 Политические права  и свободы граждан РФ……………………....11

1.4 Концепция прав человека  и ее отражение в Конституции  РФ…….17

Глава 2. Правовые и политические гарантии прав и свобод…………19

2.1 Гарантии прав и свобод  гражданина РФ…………………………….19

2.2 Институт Уполномоченного  по правам человека в России……....22

Заключение……………………………………………………………….25

Список использованных источников……………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность работы. Конституция  РФ провозгласила Россию демократическим  федеративным правовым государством с  республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1). Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных  Законами РФ о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. -№ 7, 21.01.2009. - № 237. Конституция  РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем  всенародного голосования, направленной на учреждение основ жизни государства  и общества, которые утверждают общедемократические  принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и  свобод. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2001. С. 52.

Демократическое государство - выступает наиважнейшим элементом  демократии гражданского общества, которое  основано на свободе людей. При этом основой власти и легитимации  всех органов в демократическом  государстве является суверенитет  народа. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. № 6. Государство называется демократическим, когда его устройство и его деятельность соответствуют и воле народа, и общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.

Понятие демократического государства  напрямую связано с понятиями  конституционного и правового государства, в определенном смысле можно говорить о синонимичности этих трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным  и правовым. Государство соответствует  характеристикам демократического государства только при условии  сформированности гражданского общества.При этом совершенно не достаточно просто провозгласить государство демократическим (это делается и в тоталитарных государствах), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. № 6.

Права и свободы человека и гражданина составляют центральный  институт конституционного права, который  содержит нормы, определяющие взаимоотношения  государства и личности, ее правовой статус.

Свобода - это необходимое  условие обеспечения социальных прав человека. Понятие «свобода», идея свободы достаточно активно употребляется  людьми в обыденной речи, политическом и научном лексиконе. Вместе с  тем «свобода» при всей ее кажущейся  простоте - явление достаточно сложное  и для понимания, и тем более  для практического воплощения в  общественных отношениях. В истории  достаточно много примеров, драматичных  по своему содержанию, когда во имя  утверждения свободы приносились  в жертву жизни сотен тысяч, миллионов  людей.

В истории человечества утверждение  свободы практически всегда связано  с борьбой за освобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования и т.п. И потому свободу большинство людей отождествляет  с самим процессом высвобождения  от прошлого, свободой от чего-то. То есть главное внимание уделяется именно идеологическому аспекту свободы, а не правовому.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы прав и свобод гражданина РФ

1.1 Свобода, как категория  права

Право есть форма общественных отношений независимых субъектов  в рамках общей нормы. Независимость  этих субъектов друг от друга в  рамках правовой нормы и есть правовое выражение свободы. Правовая форма  свободы обеспечивает формальное равенство  и формальную свободу. Норма выступает  масштабом, мерой свободы. Она отрицает, противостоит произволу и привилегиям  в рамках этого правового поля.

Таким образом, говоря о понятиях «право» и «свобода», следует  согласиться с выводами Л.Д. Воеводина  о наличии в них сходства и  различия. Сходство определяется через  правовую возможность. Что касается различий, то права свидетельствуют  о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы - о возможности  избежать определенных ограничений  со стороны государства. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб.пособие. М., 1997. С. 133 - 134.

Эта позиция является более  точной по сравнению с точкой зрения некоторых авторов, считающих эти  понятия идентичными, указывая лишь, что термин «свобода» призван  подчеркнуть более широкие возможности  индивидуального выбора. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М., 1996. С. 31; Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (Правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974. С. 151, 152 и др.

Разграничение понятий «право»  и «свобода» имеет практический смысл. Если государство в своем  основном законе закрепило право, значит, оно берет на себя ответственность  за его обеспечение. В случае представления  субъектам свободы государство  берет на себя функции контроля, чтобы эту свободу индивид  не мог использовать во вред другим лицам и самому государству.

Свобода индивидов и свобода  их воли - понятия тождественные. В  праве воля - это свободная воля, если она соответствует норме  и (в этом состоит ее отличие от произвольной воли) противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право - это форма свободы людей, т.е. свобода их волеизъявления. Итак, правопорядок, дозволения, запреты, ответственность - необходимые условия свободы. Человечество, увы, не изобрело какой-либо другой формы выражения свободы и своего бытия, кроме правовой. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба, единой меры, без права - это не свобода, это идеология элитарных привилегий. Гурлев А.В. Право человека на достойную жизнь как основная ценность социального государства. СПб., 2001. С. 47.

Проблемы свободы личности, ее взаимосвязи с государством затрагивались  практически во всех сочинениях по государству, праву и политике со времен древности и до наших дней. Они нашли отражение в трудах Макиавелли, Аристотеля, Боссюэ, Бодена, Локка, Монтескье, Руссо и др.

В древней философии (у  Аристотеля и Эпикура) речь идет о  свободе от политического деспотизма. В эпоху Ренессанса и последующий  период под свободой понимали беспрепятственное  всестороннее развитие человеческой личности. Философский энциклопедический  словарь. М., 1999. С. 406.

Марксисты определили свободу  как деятельность, опирающуюся на «познание необходимости», согласно которому свобода личности, коллектива, класса, общества в целом заключается  не в воображаемой независимости  от объективных законов, а в способности  выбирать, принимать решения «со  знанием дела». Маркс К., Энгельс  Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М., 1961. Т. 20. С. 116.

Энциклопедический словарь  Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона отождествляет свободу личности со свободой гражданской. Энциклопедический словарь. Т. XXIX. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1900. С. 169.

Такая трактовка основывалась, видимо, на теории естественного права, представители которой утверждали, что естественные права и свободы  принадлежат человеку с момента рождения, а, вступая в общество, люди обретают гражданские права. Правовая доктрина, провозгласившая права человека высшей ценностью, с течением времени претерпевала определенные изменения. Г. Гроций (1538 - 1645) выводит три основных принципа естественного права: воздержание от посягательства на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления. «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Гроций Г. О праве войны и мира. Трикниги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права.

На начальном этапе  английской революции демократические  силы выступали за религиозную свободу, свободу от принудительного набора в армию и благосостояние народа. История буржуазного конституционализма XVII - XVIII вв. М., 1983. С. 85.

Существенный вклад в  развитие естественно-правовой теории внес английский мыслитель XVII века Дж. Локк, включивший в систему естественных прав личности право на жизнь, свободу  и имущество.

Однако для него характерен реалистический переход к пониманию  свободы. Он пишет: «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем: это свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной самовластной воли другого человека». Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2. С. 16, 17.

Основной идеей относительно прав и свобод человека, которая обсуждалась в период буржуазных революций в конце XVIII в., было «равенство возможностей». Принцип правового равенства имеет универсальное значение. Если этот принцип действует, значит, в данном обществе существует правовое начало и правовой способ регуляции общественной жизни. Где этого принципа нет, там нет и права как такового.

Однако формальное равенство  свободных индивидов является наиболее абстрактным определением права. «Как и личное равенство, равенство возможностей нельзя толковать дословно. Открытые перед человеком возможности  должны определяться только его способностями, а не происхождением, национальной принадлежностью, цветом кожи, полом  или

иными факторами». Фридман  М. Капитализм и свобода // Фридман  и Хайек о свободе. Минск, 1990. С. 81.

В русской правовой науке XIX - XX вв. сложились два основных подхода к свободам и правам человека:

- главенствующая роль  принадлежит государству и праву;

- закон становится всеобщим  и необходимым только в случае, если он направлен на регулирование  отношений, содержащих общечеловеческие  ценности.

Первый подход назывался  позитивным, а второй - естественным правом. Ярким представителем позитивного  права был Б.Н. Чичерин. Он писал: «Свобода не может считаться неприкосновенным правом, ибо закон всегда ее касается, ограничивая ее во имя чужой свободы  и общественной пользы; судьей этих ограничений может быть только сам  закон как высшее начало, а не подчиненное ему лицо. Если мы взглянем на права человека, то увидим, что  нет ни одного, которого бы закон  не мог ограничить или дажеуничтожить». Чичерин Б.Н. Курс государственной  науки. Ч. I. М., 1894. С. 34.

Сторонниками естественного  права были Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен. Они рассматривали право не как переменчивое общественное установление, а как явление и закон личной жизни, считали права человека естественными, изначально присущими людям, а не предоставленными им государством. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916; Гаджиев Г.А. Основные экономические права: сравнительное исследование: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1996. С. 160.

М.М. Ковалевский, критикуя естественную и позитивную концепции прав и свобод человека, в начале XX в. писал: «Между этими двумя резко противоположными точками зрения есть место для третьей. Она состоит в признании, что право и государство вытекают из одного источника,

преследуют одну задачу, отвечают одной и той же потребности - человеческой солидарности». Ковалевский  М.М. Учение о личных правах. М., 1906. С. 5, 6.

1.2 Правовой статус граждан  РФ

В юридическом смысле свобода  есть нормативно закрепленная возможность  человека совершать действия, поступки по своему усмотрению, не нарушая свободы  других, определенный правовой статус человека.

Нормативно-правовые документы, регулирующие правовое положение человека и гражданина подразделяются на две  основные группы:

Международно-правовые акты;

Национальное законодательство. Законы Российской Федерации: «О гражданстве  Российской Федерации», «О праве граждан  Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», федеральные конституционные  законы «О референдуме Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.

Анализ содержания международно-правовых документов и национального законодательства позволяет сделать вывод, что  все права и свободы делятся  на две группы:

- Права человека, которые  принадлежат ему от рождения, естественные права человека, которые  государство обязано признавать, но не может предоставлять,  даровать или ограничивать и  которые существуют безотносительно  к конкретному государству;

- Права и свободы гражданина, которые закрепляются за человеком  национальным законодательством.В теории конституционного права различаются правовой статус человека и правовой статус гражданина.

Правовой статус человека - суть его положение, зафиксированное  в международных пактах, определенный стандарт, к которому стремиться или  должно стремиться национальное законодательство. Подобным статусом должен обладать каждый человек, проживающий на территории любого государства, т.к. он является членом общечеловеческого сообщества.

Информация о работе Правовые и политические гарантии прав и свобод