Правовые гарантии обеспечения занятости и трудоустройства. Свобода выбора вида деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:01, контрольная работа

Краткое описание

Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Правовые гарантии обеспечения занятости и трудоустройства. Свобода выбора вида деятельности………………………………………………………………..4
2. Понятие занятости, круг занятых граждан. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий граждан……………………………………….......7
3. Правовой статус безработного………………………………………...................9
Заключение……………………………………………………………………........14
Решение задачи………………………………………………………………….…15
Список литературы………………………………………………………………....17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа ТП заянятость и безраотица.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Правовые гарантии  обеспечения занятости и трудоустройства.  Свобода выбора вида деятельности………………………………………………………………..4

2. Понятие занятости,  круг занятых граждан. Дополнительные  гарантии занятости для отдельных категорий граждан……………………………………….......7

3. Правовой статус безработного………………………………………...................9

 Заключение……………………………………………………………………........14

 Решение задачи………………………………………………………………….…15

Список литературы………………………………………………………………....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема занятости  трудоспособного населения рассматривается  во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно  связана в первую очередь с  перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости.

Только государственное  регулирование социально-экономических  процессов, в том числе и занятости  населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.

Проблемы рынка труда  на современном этапе привлекают к себе внимание огромного количества специалистов. Эта тема является наиболее актуальной в настоящее время, так  как именно от разрешения данной проблемы зависит роль нашего государства на международной экономической арене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовые гарантии обеспечения занятости и трудоустройства. Свобода выбора вида деятельности

 

Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство.

Если законы рынка  труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию. Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку.

Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее  поступать таким образом, чем  прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда.

Однако достижение этой простой истины дается чрезвычайно трудно. В общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное несчастье, которое приносит в дом рынок труда.

И, тем не менее, безработица - не оборотная сторона свободы  труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей силы.

Трудоустройство выступает  в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости..

Одним из признаков трудоустройства  является участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных).

В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется  и, как следствие, возрастает необходимость  государственного регулирования рынка  труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда - работников и работодателей, а также государства.

Трудоустройство-это  система организационно-правовых мер, осуществляемых государством в целях  обеспечения трудовой занятости населения. Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом1. Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим  следует признать их право на выбор  места работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю - организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости)

В обеих формах реализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда - принцип свободы трудового договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие занятости, круг занятых граждан. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий граждан

 

В соответствии со ст. 1 Закона «О занятости населения в РФ», занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Более того, незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.

Помимо определения  самого понятия занятости, в законе приводится перечень занятых граждан, являющийся исчерпывающим. В соответствии со ст. 2 указанного закона, занятыми считаются граждане:

• работающие по трудовому  договору (контракту), в том числе  выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, для которых общественные работы являются подходящей работой);

• занимающиеся предпринимательской  деятельностью;

• занятые в подсобных  промыслах и реализующие продукцию по договорам;

• выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

• избранные, назначенные  или утвержденные на оплачиваемую должность;

• проходящие военную  службу, а также службу в органах  внутренних дел Государственной  противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

• проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости);

• временно отсутствующие  на рабочем месте в связи с  нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

• являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением  учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма.

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовой  статус безработного

 

В отличие от понятия  занятости, понятие безработицы  в действующем российском законодательстве отсутствует. Между тем Закон  «О занятости населения в РФ» указывает, кто может быть признан безработным.

В соответствии со ст. 3 указанного закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее — организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Порядок регистрации  безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации2.

Решение о признании  гражданина, зарегистрированного в  целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о признании  инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Безработными не могут  быть признаны граждане:

• не достигшие 16-летнего возраста;

• которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

• отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах  службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов  подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

• не явившиеся без  уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

• осужденные по решению  суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

• представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в  установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют  право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Информация о работе Правовые гарантии обеспечения занятости и трудоустройства. Свобода выбора вида деятельности