Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить правовой статус Конституционного Суда, как органа государственной власти.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Проследить историю возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации;
2.Определить место суда в системе органов государственной власти;

Содержание

Введение… ………………..………………………………………………………...3
1. История возникновения и развития Конституционного Суда РФ....…………5
2. Правовые основы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации…………………………………………………….………………….9
3. Понятие конституционной законности. Роль Конституционного Суда РФ в ее обеспечении……………………………………………….….………………13
4. Компетенция Конституционного Суда РФ………………………...…………14
5. Порядок формирования Конституционного Суда РФ………………….......18
6.Принципы осуществления конституционного правосудия……...……………20
7.Организационные формы конституционного судопроизводства.................24
8.Решения Конституционного Суда РФ. Их юридическая сила……...………...25
Заключение………………………………………………..………………………..31
Библиография…………………………………………..…………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая КП черновик.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан допустима при двух условиях:

1. закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2. закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.13

Таким образом, Конституционный  Суд РФ выступает субъектом правотворчества.

 

 

      5.Порядок формирования Конституционного Суда РФ

 

Частью 3 ст. 128 Конституции РФ предусмотрено, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статьи 8-19 ФКЗ о Конституционном Суде – о назначении Судей Конституционного суда: судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ (ст. 83 и ст.102 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, такое количество судей предусмотрено, чтобы не допустить при принятии решения равенства голосов.

Судьи несменяемы и могут быть освобождены от должности ввиду достижения предельного возраста пребывания в данной должности (70 лет) или за совершение проступка, не совместимого со статусом судьи. При выбывании одного из судей начинается процесс избрания другого судьи на данную должность.

Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены каким-либо сроком, что придает ему большую юридическую силу.

Закон устанавливает высокие требования к кандидатам на должности судей. А именно: гражданство РФ, безупречная репутация, достижение ко дню назначения возраста не менее 40 лет, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, признанная высокая квалификация в области права.

Закон устанавливает общепринятые запреты на занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Конституционного Суда. В частности, судья не может заниматься никакой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Но и в таких случаях это не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на судебном заседании, если на то не дано согласия Суда.

Особо Закон запрещает совмещение с должностью судьи занятий, связанных с профессиональной юридической деятельностью, если она выходит за рамки должностных обязанностей судьи. Судья не имеет права осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать покровительство каким бы то ни было лицам в получении прав и освобождении от обязанностей.

В Законе также предусмотрены существенные ограничения для участия судьи Конституционного Суда в политической и иной общественной деятельности. Судья не может принадлежать к политическим партиям или движениям и материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо организаций и движений, хотя бы они и не преследовали политических целей. Закон о Конституционном Суде особо оговаривает, что судья не вправе участвовать в кампании по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.

Указанные ограничения направлены на обеспечение «чистоты» правовой позиции судьи. Это по существу гарантии от возобладания корпоративных или личных интересов при разрешении дел и даче заключений или от соображений практической целесообразности.14

 

 

    6.Принципы осуществления конституционного правосудия

 

Основополагающие принципы осуществления конституционного правосудия, предусмотренные в 4 главе ФКЗ о Конституционном суде:

– принцип независимости;

 Какое бы то ни  было ограничение правовых, организационных,  финансовых, информационных, материально-технических,  кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда, установленных конституцией и законом, не допускается. Нарушение этих правил может повлечь уголовную, административную, дисциплинарную ответственность. Независимость Конституционного Суда при осуществлении его полномочий (компетенции) обеспечивается специфическими условиями, средствами и мерами (гарантиями).

В своей деятельности судья выступает в личном качестве и не представляет государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.15

Судья Конституционного Суда Российской Федерации независим  в осуществлении своих полномочий. При разрешении дел он руководствуется Конституцией Российской Федерации и законом (законами) о Конституционном Суде.

Независимость судьи  Конституционного Суда Российской Федерации  обеспечивается его несменяемостью; установленными законом основаниями и порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; соблюдением запретов на занятия и действия, не совместимые с его должностью; правом на отставку; запретом вмешательства в его профессиональную деятельность; предоставлением судье необходимого (и достаточно высокого) материального, социального и иного обеспечения; гарантиями безопасности.

Гарантиями независимости  судьи Конституционного Суда Российской Федерации являются равенство прав судей, возможность разрешения дел  на основе внутреннего убеждения  судьи, его объективность, беспристрастность и личные качества как гражданина. Ни при каких обстоятельствах, в том числе по истечении срока полномочий, судья не может быть привлечен к юридической ответственности за мнение, высказанное им при разрешении дел, за принятое Конституционным Судом решение.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации пользуется неприкосновенностью (иммунитетом), что  обеспечивается особым порядком его  ответственности.

 – принцип гласности;

 В ходе открытых судебных заседаний гражданское общество реализует социальный контроль в сфере высших органов законодательной и исполнительной власти, где помимо этого другие формы контроля затруднены, поскольку участниками процесса являются представители власти, общества, правовой науки;

– принцип коллегиальности, который, поднят на такой высокий уровень, что это реально обеспечивает подлинные цели коллегиального рассмотрения дел. В таких больших коллегиях, которые правомочны рассматривать дела в Конституционном Суде, состоящих из 19, 10 или 9 судей, отсекаются крайние точки зрения, и решение, даже если оно является не максимально эффективным, все же всегда максимально защищено от возможной ошибки;16

– принцип состязательности;

На заседаниях присутствуют лица, именуемые участниками процесса. К ним по закону относятся стороны, их представители, свидетели, эксперты и переводчики. Сторонами считаются заявители (органы, лица, направившие в Суд обращение, послужившее поводом для рассмотрения данного дела);органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке, а также государственные органы, компетенция которых оспаривается. Им, естественно, предоставляются права, необходимые для активного отстаивания их позиций (например, право знакомиться с материалами, которые выносятся на обсуждение, излагать свое мнение по возникающим вопросам, заявлять ходатайства). При этом нужно подчеркнуть, что они наделяются равными процессуальными правами. Какие бы то ни было привилегии, в том числе зависящие от должностного положения сторон или их представителей, недопустимы. Этим обеспечивается состязательность производства в Конституционном Суде РФ. В судебных заседаниях независимо от содержания рассматриваемого дела могут участвовать Президент РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства РФ, Председатель Верховного суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ. Им предоставлено право излагать свою позицию по делу независимо от того, являются они или не являются сторонами. В этом проявляется еще один принцип деятельности КС РФ – принцип равноправия сторон в процессе.

Также закон добавляет еще принципы непрерывности судебного заседания, языка конституционного судопроизводства, устности разбирательства, неприкосновенности судей и их несменяемости.

Принцип устности разбирательства подразумевает проведение открытых судебных заседаний. Конституционное судопроизводство по своей сути не устанавливает факты, а занимается анализом нормативных материалов, сопоставлением конституционных текстов и текстов норм в актах более низкого уровня. При решении некоторых вопросов можно обходиться без открытого устного разбирательства. Например, в условиях, когда в конституционном процессе нет сторон, потому что они могут не являться на заседание, а есть лишь письменное обращение в Конституционный Суд, с одной стороны, и позиция законодателя, которая уже выражена в законе, - с другой. В этих условиях не имеет никакого смысла вынуждать Конституционный Суд к проведению всей процедуры устного разбирательства - просто нечего демонстрировать публике. Тогда судебное разбирательство представляет собой не что иное, как совещание судей, ход и содержание которого, естественно, должны быть ограждены от разглашения требованием соблюдать тайну совещания; гласный и устный процесс в таких случаях ничего дать не может.17

Принцип законности, присутствующий в конституционном правосудии, имеет своеобразное выражение, так как следует из полномочий и цели деятельности Конституционного Суда в РФ. При рассмотрении дела в суде общей юрисдикции или арбитражном суде принцип законности выражается в том, что к спорным правоотношениям применяют ту норму права, которая подлежит применению и юридически действует в данный период времени. А при рассмотрении же дел в Конституционном Суде РФ принцип законности выражается в том, что суд решает вопросы о законности оспариваемых НПА; здесь не рассматриваются спорные правоотношения сторон, возникшие на основании нормы материального права.

Конституционный Суд  Российской Федерации действует  самостоятельно, полновластно в рамках своих полномочий, независимо от других властей и не вторгается в компетенцию других властей, а свои решения строит на взаимодействии, взаимном контроле и уравновешивании при ответственности за свои решения и действия. Конституционный Суд пресекает попытки превышения законодательной и исполнительной властями своих полномочий, вторжения в компетенцию друг друга, а также в полномочия судебной власти, нарушения процедурных правил, обеспечивающих разделение властей и их сбалансированность.18

В этой главе нам удалось  определить основополагающие принципы деятельности Конституционного Суда РФ.

 

 

7. Организационные формы конституционного судопроизводства

 

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ и не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. На заседаниях палат председательствование осуществляется судьями поочередно. Председатель и заместители Председателя не могут входить в состав одной и той же палаты.

Конституционный Суд  Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в  его составе не менее трех четвертей  от общего числа судей (т.е. если на заседании  присутствует не менее 15 судей). Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.          

 Деятельность Конституционного  Суда Российской Федерации обеспечивает Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации, состоящий из Секретариата, Финансового управления, Управления государственной службы и кадров и Управления делами.

Основные этапы конституционного судопроизводства указаны в ФКЗ «О Конституционном суде РФ»:

  1. рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда (ст. 40);
  2. предварительное изучение обращений судьями Конституционного Суда (ст. 41);
  3. принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению (ст. 42);
  4. назначение дела к слушанию (ст. 47)
  5. порядок исследования вопросов в заседании Конституционного Суда (ст. 60);совещание судей по принятию итогового решения (ст. 70).

 

 

 

8. Решения Конституционного Суда РФ, их юридическая сила.

 

Решения Конституционного Суда о соответствии Конституции законов РФ и иных актов, а также договоров, обозначенных в Конституции, о подтверждении либо отрицании полномочий соответствующих государственных органов, о толковании Конституции и др. имеют обязательный и окончательный характер, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. На основании ч. 6 ст. 125 Конституции, ст. 71-74, 79-81 Закона о Конституционном Суде решения Конституционного Суда именуются:

Информация о работе Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации