Правовое регулирование заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Заработная плата неразрывно связана с наемным трудом и является важнейшей экономической и юридической категорией. Экономика и право тесно взаимодействуют в понятии и содержании заработной платы.
Для уяснения экономической сущности заработной платы можно выделить три основные ее функции: воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую.

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовое право.docx

— 75.38 Кб (Скачать файл)

Индивидуально-договорное регулирование. Индивидуально-договорное регулирование, осуществляемое работником и работодателем при заключении трудового договора, как правило, дополняет государственные, коллективно-договорные и локальные нормы. В трудовом договоре устанавливается размер должностного оклада, предусматривается выплата персональной надбавки к зарплате за высокую квалификацию работника, выдающиеся достижения в труде и т.п. Однако в некоторых случаях трудовой договор становится основным регулятором условий оплаты труда. Это происходит, когда в организации  не заключен коллективный договор и не утверждены локальные нормативные акты, устанавливающие систему и размер заработной платы; трудовой договор заключается с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером; трудовой договор заключается с работодателем - физическим лицом; трудовой договор заключается с религиозной организацией.

Несмотря на то, что в большинстве случаев работники при заключении трудового договора не договариваются о системе оплаты труда и размере заработной платы, в соответствии со ст. 57 ТК условия оплаты их труда должны найти отражение в договоре. Это одно из существенных условий трудового договора46.

 

 

 

Глава III. Ответственность работодателя за нарушение законодательства об оплате труда. Проблемы правового регулирования выплат заработной платы

 

3.1 Государственный  контроль и надзор за своевременной  и полной выплатой заработной платы

 Как уже говорилось выше, в Трудовом кодексе РФ установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников (ст. 130), среди которых особое место занимает гарантия государственного контроля и надзора за полной и своевременной выплатой заработной платы. При этом своевременность выплаты заработной платы обеспечивается установленными сроками, периодичностью выплаты.

В ТК РФ в случае несвоевременной выплаты заработной платы предусмотрены специальные гарантии. Во-первых, это привлечение работодателя к материальной ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы (ст. 236 ТК). Во-вторых, институт самозащиты в форме приостановления работником трудового договора до выплаты работодателем заработной платы (ст. 142 ТК РФ). Обе эти гарантии, по мнению М.В. Лушникова и А.Ю. Поваренкова, вызывают неоднозначную оценку47. По их мнению, нельзя исходя из природы трудовых правоотношений, совмещающих в себе частные и публичные начала, идти по пути материальной ответственности работодателя. Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы наступает только при наличии его виновного поведения (ст. 233 ТК РФ). В этом случае более адекватным является институт способов обеспечения исполнения обязательства. Таковым следует признать пени за каждый день задержки заработной платы, которые начисляются независимо вины работодателя. В отличие от юридической ответственности пени являются способом обеспечения своевременного исполнения обязанности, который состоит в  возложении на работодателя (должника) дополнительных обременений на случай ненадлежащего исполнения названной обязанности. Представляется, что выраженная М.В. Лушниковым и А.Ю. Поваренковым точка зрения является справедливой.

Право на самозащиту в случае задержки заработной платы означает предусмотренную ТК РФ возможность работника самостоятельно, своими правомерными действиями осуществить защиту трудовых прав. Реализация этого права предполагает, во-первых, исполнение работником обязанности письменно известить работодателя о приостановке работы на весь период выплаты задержанной суммы. Во-вторых, соблюдение запрета применения такого способа самозащиты в определенных ТК РФ органах и организациях (правоохранительные органы, организации, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения, и др.) или в определенных законом периоды (введение военного, чрезвычайного  положения или особых мер по законодательству о чрезвычайном положении) (ст.142). В-третьих, работник может воспользоваться названным правом только при условии задержки заработной платы свыше 15 дней. А.М.Лушников и М.В. Лушникова считают, что данная норма так же нуждается в доработке, так как на деле норма означает, что работник обязан трудиться без оплаты не менее 15 дней. Между тем, согласно ТК РФ, к принудительному труду относится нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее в неполном размере (ст.4). Названные 15 дней работы без оплаты означают не что иное, как принудительный труд, который по закону запрещен. Несомненно, столь широкая трактовка законодателем понятия принудительного труда приводит к абсурдному условию реализации права на самозащиту спустя 15 дней после задержки заработной платы. Это положение требует соответствующих изменений в ТК РФ48.

 

 3.2 Гарантии обеспечения получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности

В ст. 130 ТК РФ, устанавливающей основные государственные гарантии по оплате труда работников, в их числе обозначена такая, как "обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами". Но ни в этой норме, ни в других положениях ТК РФ (например, в специальном разд. VII ТК РФ, именуемом "Гарантии и компенсации") механизм реализации продекларированного положения не приводится. Это свидетельствует об уязвимости рассматриваемого законодательного подхода49.

В законодательной практике идеологически близких нам государств существование гарантийных институтов для заработной платы именно в трудовом праве предусмотрено, в частности, в ст. 76 Трудового кодекса Республики Беларусь от 8 июня 1999 г50., именуемой "Резервный фонд заработной платы". Там определено, что для обеспечения выплаты причитающейся работникам заработной платы, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и в других предусмотренных законодательством случаях наниматели обязаны создавать резервный фонд заработной платы. Размер резервного фонда, основания, порядок его создания и использования определяются Правительством Республики Беларусь51.

Возможность формирования резервных фондов предусмотрена и внутрироссийским законодательством, однако в отличие от предложенного выше правила она существует не для всех работодателей, а лишь исключительно для корпораций. Другое отличие состоит в том, что резервные фонды формируются корпорациями добровольно, а не в императивном порядке. Кроме того, средства такого денежного фонда имеют строго целевой характер, поэтому даже теоретически расходоваться на выплату заработной платы работникам не могут52.

Право советского периода53 не предусматривало привилегированного характера оплаты труда в случаях неплатежеспособности предприятий, организаций совсем. Потому как государственная собственность на средства производства не предполагала института несостоятельности, банкротства или неплатежеспособности государственных предприятий. Принципиальные изменения произошли лишь в середине 90-х годов в связи с принятием ГК РФ (ч.1, 1994 г.)54 и Закона о банкротстве (1998 г.)55. В случае несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя (ст. 25 ГК), юридического лица (ст. 64 ГК) или его ликвидации (ст. 65) во вторую (привилегированную) очередь удовлетворяются требования по расчетам выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору. Эта очередь идет ранее удовлетворения требований по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды и требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества. Между тем задолженность по заработной плате может иметь место не только в случае банкротства или ликвидации юридического лица, но и в его текущей деятельности. При недостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к организации требований списание производится в порядке нормативно установленной очередности. В этой связи ГК РФ предусматривает также привилегированную очередность списания со счета денежных средств по исполнительным и платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (ст. 855 ГК)56.

По мнению А.М.Лушникова и М.В. Лушниковой, заявленные в ТК РФ меры носят «половинчатый» и бланкетный характер. Половинчатость связана с тем, что РФ до сих пор не ратифицировала Конвенцию МОТ № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (1992 г.)57, которая предусматривает два способа защиты заработной платы в случае неплатежеспособности работодателя: 1) право-привилегия на заработную плату по сравнению с требованиями иных кредиторов; 2) право на возмещение невыплаченной заработной платы через специальные страховые фонды (обязательные, добровольные). Бланкетный характер названных гарантий связан с упомянутыми выше положениями ГК РФ и Законом от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»58 (ст.211), которые устанавливают очередность удовлетворения требований кредиторов, в том числе по задолженности выплаты выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. По сути, эти гарантии отданы на откуп гражданскому законодательству. В результате работники не признаются полноправными кредиторами, наделенными правом обращения в арбитражный суд с заявлением о признании работодателя банкротом и удовлетворения требований за счет денежных средств и иного имущества работодателя. Так же А.М.Лушников и М.В. Лушникова считают, что к числу уполномоченных органов, которым следовало бы предоставить право заявлять такие требования, законодатель должен был отнести Государственную инспекцию труда. Этот вопрос следовало решить в ТК РФ.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Регулируя порядок организации оплаты труда на отдельно взятом предприятии (организации) ТК РФ определяет такие термины как «заработная плата» (оплата труда). В общем виде заработная плата может быть определена как вознаграждение, выплачиваемое работнику за использование его труда. Работодатель и представители работников вправе выбрать ту правовую форму закрепления правил оплаты труда, которая представляется им предпочтительной. При этом важно иметь в виду правила соотношения различных источников трудового права.

Так, локальный нормативный акт не может ухудшить положение работников по сравнению с коллективным договором, соглашением, а коллективный договор - по сравнению с отраслевым, профессиональным соглашением и т.д.

В отличие от оплаты работ и услуг по гражданско-правовому договору оплата труда работника в основе своей является экономической категорией. Для современных экономических теорий характерен взгляд на заработную плату как на цену труда. В отличие от экономики труда трудовое право оперирует понятием заработной платы в узком смысле слова, обозначая им оплату выполнения трудовой функции, т.е. работы по трудовому договору.

Правовой аспект рассматриваемой социально-экономической категории отражает возмездный характер трудового правоотношения.

Признанное мировым сообществом правовое понятие заработной платы определено в Конвенции МОТ № 95 "Об охране заработной платы" (1949). Статья 1 указанной Конвенции предусматривает, что термин "заработная плата" означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме предприниматель уплачивает трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.

Это определение подчеркивает основные черты заработной платы как правовой категории - это вознаграждение за труд; размер и условия выплаты вознаграждения устанавливаются соглашением сторон или законодательством; права и обязанности по выплате заработной платы возникают из факта заключения трудового договора.

Таким образом, институт заработной платы современного российского трудового права состоит из совокупности правовых норм, устанавливающих: понятия и определения, принципы, формы, системы оплаты труда, минимальную заработную плату, исчисление средней заработной платы, порядок, место и сроки выплаты заработной платы, ограничения удержаний и его размера из заработной платы, заработную плату отдельных категорий работников, заработную плату в особых условиях.

Итак, можно сделать вывод, что на рынке труда условие о заработной плате формируется с учетом множества экономических, правовых и социальных факторов. Одна из главнейших задач государства – это создание правовых норм, которые позволяли бы работодателям и работникам устанавливать посредством договора взаимоприемлемый уровень заработной платы и при этом гарантировали минимальные социальные стандарты для работников и не сдерживали заинтересованность работодателей в развитии собственного дела, создании и сохранении рабочих мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года // Официальный сайт компании "Консультант Плюс", режим доступа [http://www.consultant.ru], свободный.
  2. Европейская Социальная Хартия ETS N 163 (пересмотренная) (Страсбург, 3 мая 1996 г.) // Информационно-правовой портал Гарант, режим доступа [http://base.garant.ru], свободный.
  3. Конвенция МОТ № 95 «О защите заработной платы» (Женева, 1949 г.) // Сайт Конституции РФ, режим доступа [http://constitution.garant.ru], свободный.
  4. Конвенция МОТ № 173. О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя // Сайт «Conventions», режим доступа: [http://www.conventions.ru], свободный.
  5. Конституция РФ принята 12.12.1993 г. // Консультант Плюс. 2012
  6. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 г. // Консультант Плюс. 2012
  7. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1 // Официальный сайт компании "Консультант Плюс", режим доступа [http://www.consultant.ru], свободный.
  8. ФЗ от 03.12.2012 № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»// Официальный сайт компании "Консультант Плюс", режим доступа [http://www.consultant.ru], свободный.
  9. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ // Консультант Плюс. 2012.
  10. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 г. №6-ФЗ  // Официальный сайт компании "Консультант Плюс", режим доступа [http://www.consultant.ru], свободный.
  11. Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 (ред. от 20.12.2003) "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" // Консультант Плюс. 2012.
  12. Постановление Минтруда РФ от 30.01.2002 N 4 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 55, разделы: "Общие профессии полиграфического производства", "Формные процессы полиграфического производства", "Печатные процессы", "Брошюровочно-переплетные и отделочные процессы", "Шрифтовое производство" // Консультант Плюс. 2012.
  13. Постановление Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 (ред. от 25.10.2010) "Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.03.2004 N 5628) // Консультант Плюс.2012.
  14. Постановление Минтруда РФ от 06.06.1996 N 32 (ред. от 20.02.2002) "Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих"// Консультант Плюс.2012.
  15. <Письмо> Роструда от 19.04.2010 N 1073-6-1 "Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем" // Консультант Плюс. 2012.
  16. "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37) (ред. от 14.03.2011) // Консультант Плюс.2012.
  17. Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС). // Сайт «Работа Град», режим доступа: [http://www.rabotagrad.ru], свободный.
  18. Трудовой Кодекс Республики Беларусь // Национальный правовой интернет портал Республики Беларусь, режим доступа [http://www.pravo.by], свободный.
  19. Кодекс Законов о труде Российской Федерации от 09.12.1971 г. // Официальный сайт компании "Консультант Плюс", режим доступа [http://www.consultant.ru], свободный.
  20. Постановление от 31 Января 1985 г. N 31/3-30 "Об утверждении "Общих положений Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"// Законодательство Онлайн «МногоЗаконов.ру», режим доступа [http://www.mnogozakonov.ru], свободный.
  21. Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба. – М. Из. "Экзамен". 2003.
  22. Климова М.А. Оплата труда работников (зарплата, премии, доплаты, надбавки) по обновленным трудовому и налоговым кодексам.// «Библиотечка РГ», № 22, 2006.
  23. Асоскова Г.Ф. Формы и системы оплаты труда работников коммерческих организаций. // «Заработная плата», № 12, 2006. С.- 11-15.
  24. Викторов И.С. Оплата труда в Российской Федерации: правовое регулирование и состояние законности // «Трудовое право» 2003, № 12, с. 50-54.
  25. Иванов А. Натуральная оплата туда. // «Налоговый вестник», № 5, 2009. С. – 36-38.
  26. Казанцев Д. Индексация заработной платы: право или обязанность. // Еженедельник «Экономика и жизнь», № 36. 2010. С. – 43-47.
  27. Лушникова М.В., Лушников А.М. Основные государственные гарантии по оплате труда: сравнительно-правовой анализ. // «Трудовое право», №2. 2005. С. 17-28.
  28. Лушников М.В., Поваренков А.Ю. Основные государственные гарантии по обеспечению своевременной выплаты заработной платы. // «Трудовое право», № 6, 2009. С. – 32-35.
  29. Лушникова М.В., Лушников А.М. Основная гарантия по оплате труда работников: история, теория, практика. // «Кадровик. Трудовое право для кадровика», №3. 2009. С. – 12 - 20.
  30. Поваренков А.Ю. Правовые вопросы обеспечения получения заработной платы в случае неплатежеспособности работодателя. // Газета «Налоги», № 10, 2010.
  31. Николаева Д. А МРОТ и ныне там // Газета "Коммерсантъ", №161 (4946), 30.08.2012. С.- 12
  32. Нуртдинова А.Ф. Оплата и нормирование труда // «Трудовое право», № 4-5, 2004. С.- 74-78.
  33. Умяров И. Индексация заработной платы – обязанность работодателя. // Информационно-аналитический портал «Предпринимательство и право». Режим доступа [http://lexandbusiness.ru], свободный.

Информация о работе Правовое регулирование заработной платы