Правовое регулирование заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Заработная плата неразрывно связана с наемным трудом и является важнейшей экономической и юридической категорией. Экономика и право тесно взаимодействуют в понятии и содержании заработной платы.
Для уяснения экономической сущности заработной платы можно выделить три основные ее функции: воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую.

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовое право.docx

— 75.38 Кб (Скачать файл)

- во-вторых, при оплате труда  на основе тарифной системы  размер тарифной ставки (оклада) первого разряда тарифной сетки  не может быть ниже минимального  размера оплаты труда.

В-третьих, согласно ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ст. 133 ТК РФ). Порядок определения прожиточного минимума и его величина устанавливаются федеральным законом, согласно которому прожиточным минимумом признается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, определяемый на основании социально-демографических групп населения в целом по РФ и ее субъектах не реже одного раза в пять лет. Минимальный размер оплаты труда должен определяться исходя из величины прожиточного минимума в целом по РФ33.

Эксперты отмечают: в РФ МРОТ недопустимо низок, притом что его достойный уровень может быть эффективным инструментом в борьбе с бедностью, неравенством в оплате труда и способствовать увеличению спроса34.

Отметим, что размер минимальной зарплаты — величина политическая, он составляет предмет острой дискуссии между депутатами, профсоюзами и правительством. Внести законопроект о повышении минимальной зарплаты и заявить о нищенском ее размере и невыполнении нормы Трудового кодекса считается в Госдуме не только хорошим тоном, но и политически оправданным и выигрышным маневром35.

Обеспечение реального уровня заработной платы. Статья 130 ТК РФ предусматривает, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, государственный надзор и контроль за реализацией государственных гарантий по оплате труда, ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Таким образом, Трудовым кодексом РФ предусмотрена индексация заработной платы с целью обеспечения повышения уровня ее реального содержания. Однако эта норма сформулирована крайне неопределенно, что затрудняет ее реализацию на практике. Является по действующему трудовому законодательству индексация заработной платы правом работодателя или вменяется ему в качестве обязанности?36

Из содержания ст. 134 ТК РФ следует, что порядок индексации зависит от источников финансирования организаций. В организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В других организациях порядок индексации заработной платы устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом. Длительное время не было единого мнения по вопросу об обязательности применения норм ст. 134 ТК РФ работодателями во внебюджетной сфере37.

Одни специалисты полагали, что ТК РФ не обязывает работодателей, которые не являются бюджетными организациями, индексировать заработную плату работникам, если такая обязанность не предусмотрена в коллективном договоре, соглашении или ином локальном нормативном акте Другие высказывали противоположную точку зрения, согласно которой приведенная норма закона является императивной, то есть законодатель устанавливает обязанность осуществлять индексацию заработной платы. Следовательно, указанные работодатели должны обеспечить включение условия об индексации заработной платы в коллективный договор, соглашение либо локальный нормативный акт38.

Буквальное толкование рассматриваемой нами нормы ст. 134 ТК РФ свидетельствует в пользу сторонников второй точки зрения, так как законодатель прямо указывает на то, что работодатели "производят" индексацию заработной платы, а не "могут ее производить". То есть речь идет об обязанности индексировать заработную плату работников, поскольку норма сформулирована императивно.

Аналогичную точку зрения поддерживает Федеральная служба по труду и занятости РФ, которая в письме от 19.04.2010 N 1073-6-1 разъяснила следующее: "Действующим законодательством порядок индексации не установлен. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию.

В том случае, если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагаем, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты"39.

В этом же ключе складывается практика проведения органами государственной инспекции труда проверок работодателей, не относящихся к бюджетным организациям.

Она показывает, что государственные инспекторы труда обращают внимание на выполнение установленной действующим трудовым законодательством обязанности по проведению индексации заработной платы посредством контроля установления обязанностей работодателя по проведению индексации в коллективном договоре и (или) локальном нормативном акте организации.

Отсутствие в их локальных нормативных актах (или в коллективных договорах) правил индексации зарплаты квалифицируется трудовой инспекцией как нарушение требований трудового законодательства40.

Обеспечение неприкосновенности заработной платы путем ограничения перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов в виде заработной платы.

Трудовой Кодекс содержит закрытый перечень оснований удержания из заработной платы для погашения задолженности работодателю (ст. 137). Эти основания можно подразделить на две группы. Во-первых, это удержание сумм, которые принадлежат работодателю, но оказались по названным в законе причинам у работников (неотработанный аванс, выданный в счет заработной платы; неизрасходованный и невозвращенный аванс, выданный в связи с командировкой, и др.). Во-вторых, это суммы возмещения работником материального ущерба, причиненного работодателю (ст. 238). По общему правилу удержание по распоряжению работодателя должно проводиться только с согласия работника. Исключение составляют два сучач удержания: для возмещения не отработанного аванса. Выданного работнику в счет заработной платы (ст. 137), и взыскание причиненного ущерба в пределах среднемесячной заработной платы (ст. 248)41.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении законов или иных нормативных правовых актов), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое; если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Кодекс (ст. 138 ТК РФ) устанавливает максимальные размеры удержаний из заработной платы. Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику. В случае удержания из заработной платы по нескольким исполнительным документам работнику, во всяком случае, гарантируется 50% заработной платы. Наивысший предел удержаний из заработной платы - 70%. Такой предел удержания допускается при удержании заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением42.

Однако законодатель забыл дополнить это правило указанием на то, что за работником в любом случае должен сохраняться минимальный размер оплаты труда. МРОТ должен обеспечивать право на существование, прожиточный минимум трудоспособного человека. В ТК РФ подобная гарантия отсутствует, хотя есть общая норма, запрещающая удержания их выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание43.

 Ограничение оплаты труда в натуральной форме. При недостатке оборотных средств для выплаты заработной платы работникам руководство предприятия может принять решение выплатить ее — частично или полностью — продукцией предприятия. Подобное иногда практикуется на предприятиях пищевой промышленности, в сельском хозяйстве, в отраслях, производящих товары народного потребления.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Эта норма устанавливает один из основных принципов регулирования трудовых отношений, который декларирует неприкосновенность заработной платы и своевременность ее выплаты44.

По общему правилу, закрепленному в ст. 131 ТК РФ, выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации — в рублях. В то же время российское трудовое законодательство при соблюдении определенных условий предусматривает возможность замены части заработной платы выплатой в иных формах, не противоречащих законодательству и международным договорам.

В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.

Выплата заработной платы в натуральной форме признается обоснованной при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:

а) возможность выплаты части заработной платы в неденежной форме предусмотрена в коллективном или трудовом договоре. Если коллективного договора в организации нет, а трудовые договоры не содержат соответствующего условия, необходимо заключить с работниками дополнительные соглашения, содержащее положение, в соответствии с которым работодатель имеет право при наличии письменного согласия работника выплачивать часть заработной платы в натуральной форме;

б) имеется добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме. При этом ст. 131 ТК РФ не исключается право работника выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме как при данной конкретной выплате, так и в течение определенного срока (например, в течение квартала, года).

Если работник изъявил желание на получение части заработной платы в натуральной форме на определенный срок, то он вправе до окончания этого срока по согласованию с работодателем отказаться от такой формы оплаты. Фактически это означает, что работнику для отказа от натуральной формы оплаты труда в этом случае потребуется согласие работодателя. Если же работодатель письменно не выразит своего согласия, то выплата заработной платы в натуральной форме до истечения изначально согласованного с работником срока будет правомерной. Отказ от натуральной формы оплаты труда до истечения определенного сторонами срока оформляется либо как письменное заявление работника с положительной резолюцией работодателя, либо как двустороннее соглашение между работником и работодателем об изменении срока выплаты части заработной платы в натуральной форме45.

 

2.2 Договорное регулирование заработной платы

Коллективно-договорное или локальное регулирование. Коллективно-договорные или локальные нормативные акты устанавливают условия и порядок индексации заработной платы, некоторые правила оплаты при отклонении от нормальных условий труда, место и сроки выплаты заработной платы, форму оплаты труда; могут устанавливать период для расчета средней заработной платы, предусматривать льготы и преимущества для работников.

Круг вопросов, которые могут решаться в коллективном договоре или соглашении, достаточно широк и включает в себя: выбор системы оплаты труда и формы заработной платы; установление системы нормирования труда; определение размеров заработной платы или способов её исчисления (коэффициенты трудового участия, комиссионные, бонусы и т.п.); установление надбавок и доплат, носящих стимулирующий характер и не предусмотренных действующим трудовым законодательством; порядок индексации заработной платы; установление порядка, места, формы и сроков выплаты заработной платы; разработка формы расчетного листка по заработной плате; формирование системы премирования; установление компенсационных выплат, в том числе размера оплаты труда в ночное время; размера оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; установление оплаты труда при освоении новых производств (продукции); установление периода для расчета средней заработной платы (если существует необходимость установить иной период, чем это предусмотрено ст. 139 ТК); повышение гарантий, установленных государством.

В том случае, когда коллективный договор в организации не заключается, все вопросы, которые обычно решаются в этом договоре, могут найти отражение в локальном нормативном акте: положении об оплате труда; приказе руководителя организации; положении о премировании; положениях об отдельных видах выплат и т.п.

Информация о работе Правовое регулирование заработной платы