Понятие трудовых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:40, контрольная работа

Краткое описание

Динамичность отрасли трудового права предполагает, как следствие, необходимость постоянного обновления и даже в некоторых случаях создания новой нормативно-правовой базы, отвечающей потребностям общества на данном этапе его развития. Опыт показывает, что законодатель в рамках национальной правовой системы, как правило, не успевает за изменениями социально-экономического характера, требующими законодательного признания новых договорных форм или изменения уже существующих и выработки применительно к ним соответствующих регулятивных средств.

Содержание

Введение 2
1. Понятие трудовых споров 3
1.2. Классификация и виды трудовых споров 6
2.Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров 9
Порядок рассмотрения споров в КТС 9
Порядок рассмотрения споров в судах общей юрисдикции 11
3. Порядок разрешения коллективного трудового спора 13
Примирительная комиссия 13
Участие посредника 14
Регламент рассмотрения трудового спора 14
Заключение 17

Вложенные файлы: 1 файл

ТРправо.docx

— 48.26 Кб (Скачать файл)

По субъекту, таким образом, коллективные трудовые споры делятся на:

• споры трудового коллектива с работодателем;

• споры профкома с работодателем;

• споры вышестоящего профсоюзного органа с объединением работодателей по социально-партнерским соглашениям.

По характеру спора трудовые споры подразделяются на два вида:

• споры о правах, то есть о применении норм трудового законодательства, установленных им, коллективными или трудовыми договорами, соглашениями прав и обязанностей;

Такие трудовые споры являются результатом  нарушения трудовых прав работника, причинения работником вреда работодателю, а также предположения работника  о нарушении его прав работодателем [12, с. 491].

При разрешении данных трудовых споров осуществляется защита трудовых прав работника либо констатируется правомерность  действий работодателя. Разрешение трудовых споров о праве осуществляется уполномоченным на то органом (прежде всего судом) по заявлению (иску) лица, полагающего, что  его право нарушено, что указывает  на их исковую природу.

 

• споры о законных интересах, то есть об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством;

Основной целью спора об интересе является приобретение его инициатором  нового субъективного права, ранее  ему не принадлежавшего. Эти споры  возникают по поводу установления новых  или изменения существующих условий  труда, в том числе при заключении и изменении коллективных договоров, соглашений. В их основе будущие  трудовые права и обязанности  субъектов трудового права. В  данном случае не происходит нарушения  трудовых прав (как действительного, так и предполагаемого), а конфликт возникает по поводу реализации законных интересов сторон, которые могут  быть удовлетворены при установлении новых или изменении существующих условий труда.

При разрешении данных трудовых споров стороны приобретают новые трудовые права либо видоизменяют имеющиеся  трудовые права, тем самым реализуя свои интересы. Реализация интересов  сторон трудового спора наиболее реальна при достижении баланса  их интересов.

Разрешение таких трудовых споров осуществляется посредством достижения согласия между его сторонами. Такое  согласие может быть достигнуто как  в результате непосредственного  взаимодействия сторон, так и посредством  передачи спора сторонами на рассмотрение третьего (не зависимого от каждой из сторон) лица. Поэтому данные споры принято  именовать неисковыми [19, с. 9].

По подведомственности разрешении трудовых споров определенным органам  выделяют три категории трудовых споров:

1) разрешаемые в суде;

2) урегулируемые вне суда;

3) разрешаемые в смешанном порядке [19, с. 11].

Примером трудовых споров первой категории  могут служить

трудовые споры об увольнении, разрешаемые  исключительно в судебном порядке.

Примером второй — коллективные трудовые споры, урегулируемые исключительно  во внесудебном порядке в рамках примирительно-третейских процедур.

Примером третьей — определенные категории индивидуальных трудовых споров, разрешаемых как в досудебном порядке, например, путем первоначального  обращения в КТС, так и в  судебном порядке либо при обжаловании  решения КТС, не устраивающего одну из спорящих сторон, либо при прямой подаче иска непосредственно в суд.

Спор, связанный с денежными  требованиями, например, имеющий своим  предметом взыскание заработной платы, фактически выступает тоже как  разновидность имущественных споров. В том же случае, когда трудовой спор связан с требованием совершения определенных действий (преследует цель, к примеру, изменения формулировки причины увольнения), он уже не имеет  имущественного характера. Зачастую встречаются  трудовые споры, которые имеют своим  объектом требования как неимущественного, так и имущественного характера (например, требование восстановления на работе с оплатой времени вынужденного прогула).

В отдельных случаях для характеристики тех же споров применяется иная терминология. Споры, связанные с получением каких-либо благ, подлежащих количественной оценке с помощью денег, именуют экономическими, а споры, не имеющие такой оценки, называют неэкономическими.

Классификация трудовых споров позволяет  правильно определить подведомственность, характер и предмет трудового спора.

 

 

2.Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Трудовой кодекс РФ (ст. 382) определяет два основных органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: комиссии по трудовым спорам (КТС) и суд.

Для отдельных категорий работников установлен особый порядок рассмотрения трудовых споров. Так, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 22 июля 2004 г. устанавливает особый порядок рассмотрения споров государственных гражданских служащих по вопросам перевода на другую работу, наложения дисциплинарных взысканий комиссией по служебным спорам и судом.

Порядок рассмотрения споров в КТС

С инициативой создания комиссии по трудовым спорам может выступить  любая из сторон трудовых отношений - работники (представительные органы) и (или) работодатель. Закон (ст. 384 ТК РФ) указывает, что КТС создается на паритетных началах, т.е. из равного числа представителей работников и работодателя. При этом представители работников избираются на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствовало не менее половины общего числа работников организации. Представителей от работодателя назначает сам работодатель своим письменным приказом.

Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение  в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны  в 10-дневный срок направить в комиссию своих представителей.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут  быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений  организаций могут рассматриваться  индивидуальные трудовые споры в  пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам организации  имеет свою печать. Организационно-техническое  обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя  председателя и секретаря.

Для обращения в КТС установлен (ст. 386 ТК РФ) общеисковой срок - 3 месяца с того момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом в случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть продлен (восстановлен). В этом случае КТС должна рассмотреть спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления.

При подаче заявления работника  в КТС оно подлежит обязательной регистрации у секретаря, назначаемого на должность по приказу работодателя.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем  присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее  половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который  подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Комиссия по трудовым спорам обязана  рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии  работника, подавшего заявление, или  уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя  допускается лишь по его письменному  заявлению. В случае неявки работника  или его представителя на заседание  указанной комиссии рассмотрение трудового  спора откладывается. В случае вторичной  неявки работника или его представителя  без уважительных причин комиссия может  вынести решение о снятии вопроса  с рассмотрения, что не лишает работника  права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК РФ.

На свое заседание комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации  обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.

Решение комиссии по трудовым спорам принимается тайным голосованием простым  большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам должны быть указаны:

- наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность,  профессия или специальность  обратившегося в комиссию работника;

- даты обращения в комиссию  и рассмотрения спора, существо  спора;

- фамилии, имена, отчества членов  комиссии и других лиц, присутствовавших  на заседании;

- существо решения и его обоснование  (со ссылкой на закон, иной  нормативный правовой акт);

- результаты голосования.

Работнику и руководителю организации  вручаются надлежаще заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам в течение 3 дней со дня принятия решения.

Вынесенное по делу решение КТС  может быть обжаловано в суд в  течение 10 дней со дня вручения работнику  и работодателю копии решения  комиссии. Если решение комиссии не обжалуется, то оно должно быть исполнено  работодателем в течение 3 дней после 10 дней, данных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику  выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился  в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора  в суд.

На основании удостоверения, выданного  комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее 3-месячного срока со дня  его получения, судебный пристав  приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

 

 

Порядок рассмотрения споров в судах общей юрисдикции

По заявлению работника, или  работодателя, или профсоюза, защищающего  интересы работника, не согласных с  решением КТС, по заявлению прокурора (если решение КТС не соответствует  законам или иным нормативным  правовым актам), а также когда  работник обращается, минуя комиссию по трудовым спорам, индивидуальный трудовой спор рассматривается в судах  общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.

Закон устанавливает, что трудовые споры рассматриваются в судах  общей юрисдикции (т.е. федеральными судами).

В соответствии с законом федеральные  суды рассматривают все дела, возникающие  из трудовых отношений.

При этом непосредственно (т.е. без  обращения в КТС) в федеральных  судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

- работника - о восстановлении  на работе независимо от оснований  прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки  причины увольнения, о переводе  на другую работу, об оплате  за время вынужденного прогула  либо о выплате разницы в  заработной плате за время  выполнения нижеоплачиваемой работы;

- работодателя - о возмещении работником  вреда, причиненного организации,  если иное не предусмотрено  федеральными законами.

Непосредственно в федеральных  судах рассматриваются также  индивидуальные трудовые споры:

- об отказе в приеме на  работу;

- лиц, работающих по трудовому  договору у работодателей - физических  лиц;

- лиц, считающих, что они подверглись  дискриминации.

По общему правилу для обращения  в суд за разрешением индивидуального  трудового спора действует общий  срок, определенный в законе для  гражданских дел, - 3 месяца со дня, когда  работник узнал или должен был  узнать о нарушении своего права. По спорам, связанным с увольнением  работника, - в течение 1 месяца со дня  вручения работнику копии приказа  об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При обращении в суд  работодателя по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, - в течение 1 года со дня обнаружения  вреда.

В случае пропуска указанных сроков по уважительным причинам они могут  быть восстановлены судом.

В случае признания судом увольнения или перевода на другую работу незаконными  работник восстанавливается на работе. Одновременно орган, рассматривающий  трудовой спор, принимает решение  о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке  в связи с незаконным переводом.

Информация о работе Понятие трудовых споров