Понятие и общая характеристика трудовых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрения порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, определение стадий процесса, особенностей формирования органов по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Решение следующих задач способствует достижению поставленной цели:
- рассмотреть общую характеристику индивидуальных и коллективных трудовых споров, понятия, причины;
- изучить порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
- исследовать судебное рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Индивидуальные трудовые споры являются самым распространенным видом споров в настоящее время. Понятие индивидуального трудового спора подразумевает неурегулированные разногласия и конфликты между сотрудником и работодателем, касающиеся применения законов. Несоответствие нормам трудового права приводит к возникновению индивидуальных трудовых споров. Такие дела обычно решаются органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, например комиссией или судом. Обычно хорошие юристы предлагают клиентам решить конфликт до суда. Такой досудебный порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров считается в юридической практике наиболее эффективным и быстрым методом решения спора.

Очень часто подобное дело, оказывается, по сути, психологическим конфликтом двух сторон индивидуального трудового спора – начальника и подчиненного. Поэтому уволенный сотрудник часто отказывается решать спор в комиссии, организованной по такой необходимости, состоящей из коллег и сослуживцев, и обращается за защитой своих прав и интересов в суд. Почти все индивидуальные трудовые споры в суде рассматриваются мировыми судьями, а некоторые рассматривают районные суды.

Понятие коллективных трудовых споров включает в себя конфликты, вызванные несоответствующими закону условиями труда, отказом работодателя прислушаться к мнению работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права. Сторонами коллективных трудовых споров выступает группа сотрудников и работодатель. Для таких процессов в законодательстве предусмотрен сложный порядок регулирования коллективного трудового спора, подразумевающий участие государственных органов.

Сейчас такие споры встречаются очень часто. Возникают они по разным причинам, но судебная практика доказывает, что существует много способов разрешения коллективных трудовых споров. Существует порядок рассмотрения и урегулирования таких конфликтов. Коллективные трудовые споры рассматриваются в несколько этапов. На предприятиях создают примирительную комиссию или трудовой арбитраж, которые выясняют вид и содержание коллективного трудового спора, и приводят в действие исполнение решений по трудовым спорам. Это решение считается законным и исполняется сторонами в надлежащем порядке.

Целью данной работы является рассмотрения порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, определение стадий процесса, особенностей формирования органов по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Решение следующих задач способствует достижению поставленной цели:

- рассмотреть  общую характеристику индивидуальных и коллективных трудовых споров, понятия, причины;

- изучить порядок  рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых  споров;

- исследовать  судебное рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Объектом исследования работы являются отношения, возникающие между работником и работодателем в процессе рассмотрения и разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Предмет исследования составляют вопросы правового регулирования индивидуальных и коллективных трудовых споров

При написании курсовой работы были использованы нормативные акты и научная литература.

Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и общая характеристика трудовых споров

 

§ 1. Понятие индивидуальных и коллективных трудовых споров

 

Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин страны имеет право на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку, таким образом, она закрепляет обязанность государства и правоохранительных органов защищать права работников, в том числе их трудовые права и законные интересы в области трудовых отношений1.

Статьи 45 и 46 Конституции РФ закрепляют за гражданами общие гарантии по защите своих прав и законных интересов. Согласно данным статьями каждый гражданин имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, а также каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Ст. 381 ТК дает определение индивидуального трудового спора. Согласно ч. 1 ст. 381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Из приведенного  определения можно сделать вывод, что одной стороной индивидуального трудового спора является работодатель, а другой стороной - работник. Кроме этого, индивидуальным трудовым спором также признается спор между работодателем и лицом, которое ранее состояло в трудовых отношениях с этим работодателем ("бывший работник"), а также лицом, желающим заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения трудового договора.

В законодательной формулировке отражено то, что возникновению индивидуального трудового спора предшествуют переговоры сторон трудового правоотношения, т.е. необходимость урегулировать возникшие разногласия, что определено в понятии: "индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником...". Иногда термины "разногласие" и "спор" рассматриваются как синонимы, хотя не любое разногласие есть спор. С момента возникновения разногласий обычно ведутся переговоры с работодателем самим работником или с участием его представителя. Если же в ходе непосредственных переговоров разногласия не удается урегулировать, неурегулированные разногласия "перерастают" в трудовой спор при обращении работника в юрисдикционный орган: КТС или суд (мировому судье) для разрешения спора с соблюдением установленных процессуальных и процедурных норм2.

Ч. 2 ст. 385 ТК предусматривает необходимость урегулирования возникших разногласий, а не спора. В данной статье установлено, что "если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем", то индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС.

В юридической литературе можно встретить различие также между понятиями "конфликт" и "трудовой спор". При этом подчеркивается, что конфликт может "тлеть", когда стороны не предпринимают никаких усилий, чтобы его погасить, а разрешение такого конфликта возможно самими сторонами добровольно в результате переговоров, но если этого не происходит, то возникает необходимость привлечения к разрешению указанного конфликта специальных уполномоченных на это органов и "конфликт перерастает в трудовой спор".3

В определении ст. 381 ТК отмечается вышеуказанный признак индивидуального трудового спора. В соответствии с определением обращение лица (работника) с заявлением в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров является обязательным. Работник с исковым заявлением обращается в КТС либо к мировому судье, а с вопросами о восстановлении на работе обращается в суд в сроки, которые установлены в законе. Предметом иска является требование истца к ответчику. Это может быть требование работника о невыплате заработной платы, премии, о незаконности перевода на другую работу, о восстановлении на работе в связи с увольнением, об отказе в заключение трудового договора, приеме на работу, т.е. о восстановлении либо признании трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать на основе закона, условий коллективного договора, трудового договора, соглашений, а также иных нормативных правовых актов.

 

Поскольку в трудовом праве субъекты различаются как индивидуальные и коллективные, логично предположить существование не только индивидуальных трудовых споров о правах, но и коллективных трудовых споров аналогичного характера. То, что законодатель в настоящее время не признает коллектив работников как сторону коллективного трудового спора о праве, не исключает положения таких споров на практике.    Законодатель регламентирует рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров об интересах, подтверждая тем самым наличие трудового коллектива как стороны спора. Это позволяет сделать вывод, что трудовой коллектив может выступать в качестве стороны коллективного трудового спора о праве.

В соответствии со ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками ( их представителями) и работодателями ( их представителями) по поводу установления и изменения условий труда ( включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашения, а также в связи отказом работодателя учесть мнение выборного Предметом коллективного трудового спора являются законные интересы и права объединенных в трудовые коллективы работников.

Виды коллективных трудовых споров различаются по характеру спора и по правоотношениям, из которых вытекает спор.

По характеру спора различают:

— споры работников с работодателями или их представителями по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников;

— споры работников с работодателями (или их представителями) по поводу выполнения коллективных договоров, соглашений, трудового законодательства.

По правоотношениям, из которых возникают коллективные трудовые споры, различают:

— спор из правоотношения трудового коллектива работников предприятия, учреждения, организации с работодателем (администрацией);

— спор из правоотношения профкома предприятия, учреждения, организации с работодателем (администрацией);

— споры широкой сферы из правоотношений социальных партнеров выше уровня предприятия, учреждения, организации. Поскольку согласно ст. 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» таких уровней соглашений выше предприятия, организации может быть четыре, то и коллективных трудовых споров выше уровня предприятия (организации) может быть четыре вида, т.е. возникающих из правоотношений соответствующих социально-партнерских уровней: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли и территории.

 

§ 2. Причины возникновения индивидуальных и коллективных трудовых споров

 

Трудовые споры могут возникнуть именно тогда, когда спорящие стороны переносят разрешение своих разногласий в юрисдикционный орган1. Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения трудовых или иных социальных прав работников в сфере трудовых или иных отношений, которые являются непосредственным поводом (причиной) спора. Трудовые споры возникают либо в силу каких-то действий в процессе применения норм трудового права, либо в силу бездействия, то есть неисполнения требований нормативных актов.

Разногласия возникают в случаях, когда совершается виновной стороной трудовое правонарушение в отношении другой стороны, или же когда трудовое правонарушение и не совершено, но одна из сторон считает, что по отношению к ней были совершены неправомерные действия. В основе причин возникновения трудового спора лежит совершение одной из сторон трудовых правоотношений трудового правонарушения.

Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения.

Трудовые правонарушения сами по себе еще не являются трудовыми спорами. Одно и тоже действие может быть оценено каждой стороной по-своему. Расхождение в оценках и есть разногласие. Такого рода разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор в том случае, когда оно не урегулировано самими сторонами, а внесено на рассмотрение юридического органа, иными словами одна сторона оспаривает действие (бездействие) обязанной стороны, нарушившей ее трудовое право.

Схема трудового спора в развитии.

1. Трудовое правонарушение

2. Разногласие (различная  оценка трудового правонарушения субъектами правоотношений)

3. Непосредственные  переговоры спорящих сторон с  целью самостоятельного урегулирования  разногласия

4. Возникновение  трудового спора (обращение для  разрешения разногласий в юрисдикционный  орган).

Причины возникновения индивидуальных трудовых споров условно можно разделить на две основные группы:

- субъективные причины, а именно, незнание, неправильное  толкование норм трудового законодательства  и т.п.;

- объективные причины - плохая организация труда, упущения  в организационно-хозяйственной деятельности предприятия, нечеткие формулировки отдельных норм трудового законодательства, пробелы в законодательстве о труде и т.п.

Информация о работе Понятие и общая характеристика трудовых споров