Малоимущие семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы, является изучение особенностей социальной работы учреждений, социальной защиты в решении проблем малоимущих семей. Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотрение истории развития законодательства о социальном обеспечении малоимущих семей в Российской Федерации;
2. Исследование понятия мер социального обеспечения малоимущих семей, определение его места в системе социального обеспечения Российской Федерации;
3. Раскрытие особенностей источников права, регулирующих предоставление социального обеспечения малоимущим семьям;
4. Выявление особенностей правового положения граждан, как субъектов правоотношений, возникающих по поводу предоставления пенсий, пособий, социальной помощи и социального обслуживания малоимущим семьям;
5. Исследование правовых вопросов пенсионного обеспечения малоимущих семей с детьми, обеспечения их пособиями и другими социальными выплатами, предоставления им социальных услуг;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Кондаков.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что международные акты охраняют семью как естественную и основную ячейку общества, гарантируя оказание ей помощи, в особенности, при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несовершеннолетних детях и их воспитании. В современной социально-демографической ситуации (естественной убыли населения России, низком уровне жизни семей с детьми) институты семьи, материнства, отцовства и детства приобретают повышенную публичную значимость, что настоятельно требует формирования законодателем системы социального обеспечения, учитывающей потребности родителей и детей. Малоимущие семьи практически не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги образования и здравоохранения и многие другие материальные, социальные и духовные блага. В этих условиях становится невозможной качественная социализация детей, реализация их потенциальных возможностей, их духовное и интеллектуальное развитие. Именно социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства является инструментом активной социальной политики. И в связи с этой проблемой я хочу выявить дальнейшие пути развития совершенствования законодательной базы, системы социального обслуживания, направленных на поддержку малоимущих семей на федеральном уровне. Однако программы и механизмы федерального и регионального управления сферой защиты и поддержки малообеспеченных слоев населения реализуются без четко выраженной стратегии. Недостаточно эффективно решаются проблемы, связанные с изменением принципов финансирования, адресности поддержки нуждающихся членов общества, качества и доступности социальных услуг для данной категории населения. Все это определяет актуальность темы исследования.

Целью выпускной квалификационной работы, является изучение особенностей социальной работы учреждений, социальной защиты в решении проблем малоимущих  семей. Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Рассмотрение истории развития законодательства о социальном обеспечении малоимущих семей в Российской Федерации;

2. Исследование понятия мер социального обеспечения малоимущих семей, определение его места в системе социального обеспечения Российской Федерации;

3. Раскрытие особенностей источников права, регулирующих предоставление социального обеспечения малоимущим семьям;

4. Выявление особенностей правового положения граждан, как субъектов правоотношений, возникающих по поводу предоставления пенсий, пособий, социальной помощи и социального обслуживания малоимущим семьям;

5. Исследование правовых вопросов пенсионного обеспечения малоимущих семей с детьми, обеспечения их пособиями и другими социальными выплатами, предоставления им социальных услуг;

Объект исследования - социальная работа с малоимущими семьями.

Предметом исследования являются особенности социальной работы с малоимущими семьями.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

Глава 1. Меры социального обеспечения малоимущих семей в Российской Федерации.

1.1 История  развития законодательства о социальном обеспечении в связи с материнством и детством.

       Социальная работа как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования: в различные периоды своего развития общество помогает своим членам в различной форме помогать выживать. Данная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т. п.).

Особую роль в развитии социальной работы сыграло распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл1.

       Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего - благотворительные, просветительские общества, феминистские организации. Государственная система помощи и поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран появляются государственные организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в деле социального обеспечения и поддержки.

       Развитие социальной работы в России имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение - основные, специфические понятия отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразия России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т. п.). Выделение основных этапов дореволюционной деятельности по призрению и благотворительности связано с характером участия в ней различных сил: церковь, государство, общественность.2       Так, первый этап: X - середина XVIII вв. - отмечена активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся семьям. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т. д. Различаются два типа призрения: “закрытое” - в специально созданных для этого учреждениях (госпитали, приюты, богадельни и т. п.), “открытое” - вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение3

       Второй этап: середина XVIII-середина XIX вв. - функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной базы призрения (открытие приказов общественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных благотворительных обществ, таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т. п.).

Третий этап: реформы 1861 г.-1917 г. - период общественного призрения. В пореформенный период общественное призрение и благотворительность претерпели серьезные изменения: появились качественно новые принципы организации и деятельности обществ и учреждений призрения. Отличительными чертами благотворительной деятельности становятся децентрализация, “открытость” и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление и распространение оригинальных форм и методов работы с широким контингентом населения, а также рост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения (важнейшие из которых - это рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи.

        Послереволюционный и советский период характеризуется развитием, в основном, системы социального обеспечения, которая сложилась в целом к концу 20-х гг. В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.

1.2.Понятие мер  социального обеспечения малоимущих  семей, его место в системе  социального обеспечения Российской  Федерации.

        Провозглашённое в Конституции РФ (1993 г.) положение о том, что наша страна является социальным государством, означает, что оно должно сфокусировать свои ориентиры на утверждение и развитие норм социального права в целях достижения благосостояния общества, обеспечения достойной жизни и свободного развития человека независимо от складывающейся политической и социально-экономической ситуации в стране.4

        Статья 7 Конституции в числе социальных гарантий гражданам называет: государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, а также развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, установление государственных пособий, установление иных гарантий социальной защиты, которые можно отнести также к семьям с несовершеннолетними детьми.

       Право на получение ежемесячного пособия имеет один из родителей в семьях со средним доходом, не превышающим величину прожиточного минимума. Пособие выплачивается на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет, а на ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении, до окончания обучения, но не более чем до достижения им 18 лет.

       Для назначения ежемесячного пособия на ребенка граждане подают в орган социальной защиты населения заявление, и предъявляют:

- документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку в случае, если родитель (родители) ребенка не работает (не работают);

- свидетельство о рождении ребенка;

К заявлению заявитель прилагает:

- справки о доходах семьи за три месяца, предшествующие месяцу обращения за назначением пособия;

- справку об учебе в образовательном учреждении ребенка старше шестнадцати лет5.

       Орган социальной защиты населения обеспечивает изготовление копий документов, представленных заявителем, в момент принятия заявления. После изготовления копий документов подлинники возвращаются заявителю. Орган социальной защиты населения запрашивает самостоятельно справку с места жительства ребенка о совместном его проживании с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем).

       В настоящее время категории малоимущих семей малоимущих одиноко проживающих граждан должны определяться из действительного критерия нуждаемости данных групп населения. Само понятие нуждаемости можно определить как, такое материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, по независящим от них причинам. В этом случае семья (одиноко проживающий гражданин) признаётся малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.6

       В связи с принятием Федерального Закона “О государственной социальной помощи” с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., те пробелы и недоработки, которые имелись в ранее принятом законодательстве относительно чёткого и понятного определения данного вида помощи будут устранены и ситуация должна измениться в лучшую сторону.7

        Одной из характерных черт данной помощи является то, что она носит адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён круг получателей государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного, в соответствующем субъекте России.

       Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности:

I группа – бедные семьи, душевой доход в которых ниже  или соответствует стоимостной  оценке бюджета прожиточного  минимума;

II группа – малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета;

III группа – обеспеченные  семьи, душевой доход в которых  выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.

IV группа – состоятельные  семьи, душевой доход в которых  находится в интервале между  уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального  потребительского бюджета;

V группа – богатые  семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета8.

      Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения.

       Сегодня к этой категории в России можно отнести 25 % семей. Наше общество выглядит так: бедные (на их доход приходится 1 прожиточный минимум, малообеспеченные (2 - 2,5 прожиточных минимума, на сегодняшний день это 25 % населения), средние (6-7 прожиточных минимумов), обеспеченные и богатые (более 10 прожиточных минимумов). В 42 регионах России средний уровень доходов низкий или на уровне порога бедности. Почти 2/3 населения имеют доходы ниже среднего уровня, отмечается увеличение малоимущих категорий граждан.

       Государственная и социальная политика в отношении малообеспеченных семей состоит в поддержке малообеспеченных категорий населения. Если раньше регулирование уровня жизни населения осуществлялось централизованно, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация. Индексация – механизм автоматической корректировки доходов. Обычно индексация осуществляется двумя способами: путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время или путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. Выплаты по индексации проводятся в основном за счет средств государственного и местного бюджетов. Индексируются все виды денежных доходов граждан, а именно заработная плата, пенсия, стипендия, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных.9

       В новых экономических условиях в наиболее сложном материальном положении оказались неполные и многодетные семьи: доля бедных среди них достигает 60-80 %. Многодетные семьи попадают в группу бедных как вследствие иждивенческой нагрузки детьми, так и в связи с недостаточными совокупными доходами трудоспособных членов семьи, которые уменьшаются по мере увеличения количества детей. Кроме того, мать, занятая уходом за детьми, имеет ограниченные возможности занятости. В неполных семьях также действует несколько факторов бедности. Не менее остро проблема бедности стоит в семьях, имеющих ребенка-инвалида, в большинстве случаев требующего постоянного ухода и дополнительных расходов, связанных с состоянием здоровья10.

Информация о работе Малоимущие семьи