Контрольная работа по "Трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:16, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Социальное партнерство является одним из важнейших средств регулирования не только трудовых отношений, но и стабильности в обществе в целом. Начиная с 1991- года в Российской Федерации осуществляется работа по созданию нормативно-правовой базы социального партнерства.
В настоящее время законодательных актов, закрепляющих правовое положение субъектов социального партнерства - работников и их представителей (профсоюзы), работодателей и их представителей, их полномочия, порядок заключения коллективных договоров и соглашений, формы и методы социального партнерства, достаточно. Однако о достижении оптимального согласования интересов субъектов трудовых отношений говорить рано.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Коллективный договор – одна из форм социально – партнерских отношений в установлении условий труда: история появления……………....6
2. Понятие и содержание коллективного договора. Ответственность за нарушение коллективного договора…………………………………………….8
3. Обоснование необходимости заключения коллективного договора………16
4. Нормативно - правовые основы заключения коллективного договора…...19
5.Особенности регулирования и развития социального партнерства в Тюменской области……………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников и литературы…………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Полномочие - это право, предоставленное кому-либо на осуществление какой-либо деятельности. Рекомендация МОТ N 163 «О коллективных переговорах» предусматривает, что стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделять своих представителей полномочиями, необходимыми для ведения переговоров и подписания соответствующих документов. Органы системы социального партнерства должны принимать решения в рамках их полномочий.

При ведении договорного процесса стороны свободны в выборе вопросов, входящих в сферу труда.

 

 

 

4. Нормативно - правовые  основы заключения коллективного  договора

 

В целом, развитие правовой и нормативной базы социального партнерства началось после принятия в 1995 году федерального Закона «О коллективных договорах и соглашениях».

Далее, закон РФ от 01.03.1992 № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» утратил силу, в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Закон РФ от 23.11.1995 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» так же утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ.

В настоящее время нормативно –  правовыми актами, действующими в  системе социального партнерства, являются: Часть вторая (раздел II «Социальное партнерство в сфере труда») Трудового кодекса Российской Федерации. Часть пятая (раздел XIII, глава 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров») Трудового кодекса Российской Федерации. Вопросы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда регулируются разделом X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Действуют некоторые приказы и постановления. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.10.2008 № 541н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», Постановление Минтруда РФ от 30.12.1997 № 69 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики», Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.1999 № 279 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», Постановление Минтруда РФ от 14.03.1997 № 12 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации  рабочих  мест по условиям  труда».  

Приказ Минздравмедпрома Российской Федерации  от 14.03.1996 года №90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров и медицинских регламентах допуска к профессии» применяется в части определения медицинских противопоказаний при допуске к работе с вредными факторами, состава специалистов и объема лабораторных исследований, необходимых при проведении осмотров, а также утвержденного им списка профессиональных заболеваний.

Периодические медицинские осмотры проводятся на основании перечней контингентов и полицевых списков работников, согласованных с территориальными органами Федеральной службы, при этом количество часов, проработанных в смену в контакте с вредным фактором, и его уровень не учитываются (если иное не оговорено в санитарных правилах или других нормативных документах).

Действует так же Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»  (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.09.2009 N 14742); «Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты», утвержденные Постановлениями Минтруда России; «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики», утвержденные приказам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 297; «Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи», утверждены Постановлением Минтруда России от 4 июля 2003 года № 45.

 

 

 

5. Особенности регулирования и развития социального партнерства в Тюменской области

 

На уровне региона в  феврале 1997 года был принят областной  Закон «Об особенностях регулирования  трудовых отношений в Тюменской  области». Этот нормативный правовой акт учитывал особенности правового  регулирования труда на территории области как сложно построенного субъекта Российской Федерации.

В 1998 году принят Закон «О социальном партнерстве в Тюменской  области», который закрепил правовую основу деятельности сторон, определил  принципы, формы и органы в системе  социального партнерства.

В 1999 году принят Закон «Об  объединениях работодателей в Тюменской  области», который определил цели и задачи объединения работодателей, полномочия, права и обязанности  членов объединений работодателей, взаимоотношения с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления Тюменской области. В целях дальнейшего развития социального партнерства принято Постановление администрации области от 15.10.99. №230 «О развитии и совершенствовании системы социального партнерства в Тюменской области», разработана Концепция развития системы социального партнерства в Тюменской области. Принят Закон Тюменской области от 05.06.2000 №184 «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Основной целью Концепции является укрепление и развитие социального партнерства на территории Тюменской области путем создания эффективной системы социального партнерства, способствующей обеспечению оптимального согласования интересов работников, работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам регулирования социально – трудовых отношений и других непосредственно связанных с ними отношений.

Первоочередной задачей Концепции  является обеспечение относительной  стабильности и улучшения социально  – трудовой сферы региона посредством развития социального партнерства на демократической основе.

Социальное партнерство должно служить основой согласия на предприятии, а в обществе инструментом, позволяющим  избежать конфликтов и противостояний.

Социальное партнерство как механизм регулирования не только учитывает интересы партнеров, но становится фактором общественного развития, способствует социальной, экономической и политической стабильности.

Одним из инструментов регулирования социально-трудовых отношений является региональное соглашение, которое постоянно заключается администрацией области, областным объединением профсоюзов и объединениями работодателей.

Обновление Федерального законодательства, изменение характера  социально-экономических отношений  вызвали необходимость пересмотра основ социального партнерства в Тюменской области. Все указанные нормативные правовые акты в настоящее время признаны утратившими силу. Тем не менее, они сыграли немаловажную роль в становлении социального партнерства в нашем регионе.

В целях дальнейшего  развития и совершенствования системы  социального партнерства в 2003 году был принят Закон Тюменской области  «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с  ними отношений в Тюменской области» и постановление администрации области «Об утверждении положения о порядке уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений в Тюменской области».

В рамках реализации Закона Тюменской области, от 08.07.2003 г. № 155 «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области» и постановления администрации области от 28.10.2003 № 352 «Об утверждении положения о порядке уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений в Тюменской области», Комитетом по труду администрации области проводилась систематическая работа по уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений.

В 2004 году, в соответствии с вышеперечисленными нормативными правовыми актами, работу по уведомительной регистрации соглашений и коллективных договоров, организаций с численностью работающих 1000 и менее человек начали осуществлять органы местного самоуправления. Уполномоченное структурное подразделение администрации Тюменской области проводит регистрацию коллективных договоров организаций с численностью работающих более 1000 человек, а также коллективных договоров организаций Тюменского района. В случае выявления условий, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством РФ, готовятся заключения и направляются в Государственную инспекцию труда в Тюменской области.

Администрацией области  систематически анализируется проведение коллективно-договорной работы.

В 2005 году проводилась  работа по формированию Службы по урегулированию коллективных трудовых споров, предназначенной для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Постановлением администрации Тюменской области  от 31 января 2005 года №15-пк осуществление функций Службы по урегулированию коллективных трудовых споров в Тюменской области возложено на департамент социального развития администрации области.

В настоящее время  в Тюменской области создана необходимая правовая база в области социального партнерства. Действует Закон Тюменской области от 08.07.2003 № 155 «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области».

Согласование социально-трудовых и связанных с ними экономических интересов сторон социального партнерства, а также содействие договорному регулированию трудовых отношений осуществляет областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Основополагающим документом в  регулировании социально-трудовых отношений является региональное соглашение  между Правительством Тюменской области, Тюменским межрегиональным объединением организаций профсоюзов «Тюменский областной совет профессиональных союзов» и Региональным объединением работодателей «Союз работодателей Тюменской области» на 2011-2013 годы.  В нем нашли отражение взаимные обязательства сторон в области экономической политики, заработной платы, развития рынка труда и содействия занятости населения, реализации мер социальной поддержки населения, условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности, развития социального партнерства.

Во исполнение постановления администрации  Тюменской области от 28.10.2003 № 352 «Об утверждении Положения о порядке уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений в Тюменской области» осуществляется уведомительная регистрация соглашений и коллективных договоров, контроль за их исполнением и развитие коллективно-договорного процесса в области (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Условия, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, выявленных при уведомительной регистрации коллективных договоров представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основу всякого человеческого  общества составляет труд. Именно трудом граждан создаются материальные и духовные ценности, приумножается национальное богатство нашей страны.

Общество может распределять лишь то, что произведено. Поэтому чем  выше результаты труда, тем полнее удовлетворяются общественные потребности, тем выше жизненный уровень российских людей. Отсюда становится понятно, какую большую роль играет законодательство о труде. Регулируя трудовые отношения всех рабочих и служащих, оно содействует росту производительности труда, улучшению качества продукции, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества. Одновременно оно устанавливает высокий уровень труда, охрану трудовых прав рабочих и служащих.

Социальное партнерство является одним из важнейших общественно - государственных механизмов в  системе управления социально – экономическим развитием России.

В частности в Трудовом Кодексе  излагаются основные принципы и формы  социального партнерства, порядок  разработки проекта коллективного  договора, соглашений, их заключения. Приводится структура органов социального партнерства на всех уровнях, определена ответственность сторон социального партнерства.

На основании проведенного анализа, сделаем выводы по теме работы:

1) Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

2) Коллективный договор является наиболее значимой формой социального партнерства. Коллективный договор - это «правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей». В этом определении указаны стороны и содержание коллективного договора как главного правового акта, регулирующего широкий круг социально-трудовых отношений на локальном уровне (ст. 40 ТК РФ).

3) В современных условиях возросла регулятивная роль коллективного договора. Он является наиболее значимой формой социального партнерства.

4) Несмотря на позитивные изменения, происходившие в системе договорного регулирования трудовых отношений на основе оптимального партнерства, все еще нерешенными остаются многие экономические и социальные проблемы. Причины, сдерживающие развитие социального партнерства:

-    формальное отношение и недостаточная степень организованности отдельных работодателей к заключаемым в организациях коллективным договорам, к формированию системы тарифного регулирования оплаты труда;

- низкий уровень профессионализма в некоторых профсоюзных организациях;

-     отсутствие в коллективных договорах, либо недостаточность дополнительных социальных гарантий и льгот для работников организаций;

Информация о работе Контрольная работа по "Трудовое право"