Контрольная работа по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие, содержание, значение охраны труда. Основные принципы (направления) Государственной политики в области охраны труда.
2. Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения.

Вложенные файлы: 1 файл

Trudovoe_pravo зад 2222.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос  № 20

Понятие, содержание, значение охраны труда. Основные принципы (направления) Государственной политики в области охраны труда.

Труд и здоровье людей в Российской Федерации  охраняются государством. Это провозглашено  в ст.7 Конституции РФ. В современных экономических условиях проблема безопасности условий труда работников приобрела первостепенное значение. За последние десять лет в России принято множество нормативных правовых актов в области охраны труды.

Основополагающим  среди них является Трудовой Кодекс РФ (далее ТК), который после отмены в 2005г. Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ воспринял многие его положения.

Определяя сферу  применения законодательства России об охране труда, ТК предусматривает его распространение на всех работодателей и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, военнослужащих, направляемых на работы в различные организации, учащихся образовательных учреждений, проходящих производственную практику, и других граждан в период их работы.

В широком смысле под охраной труда понимается система сохранения безопасности жизни  и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст.209 Трудового Кодекса РФ).

Охрана труда  как институт трудового права  — это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. (В юридической литературе термин «охрана труда» иногда употребляется в широком смысле как совокупность всех норм, установленных в интересах трудящихся.)

В этих нормах конкретизируется закрепленное в ст.37 Конституции  РФ и в ст. 2 ТК право на труд в  условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Правовой институт «охрана труда» включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности  работодателя и работников по вопросам безопасности и гигиены труда, а  также конкретизирующие их:1

- правила и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии;

- специальные  нормы о компенсациях и льготах  для лиц, работающих в тяжелых,  вредных или опасных условиях;

- нормы об  охране труда женщин, несовершеннолетних  и лиц с пониженной трудоспособностью;

- нормы, регулирующие  планирование и организацию работы  по охране труда;

- правила расследования  и учета несчастных случаев  на производстве;

- нормы, регулирующие  деятельность органов государственного  надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда.

Эти нормы, объединённые одной целью, могут приниматься  как на локальном уровне, так и  в централизованном порядке.

Государственная политика в области охраны труда  предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными направлениями  государственной политики в области  охраны труда являются:

- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;

- координация деятельности в области охраны труда, в других областях экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды;

- установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

- государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

- общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;

- взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

- применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;

- обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей;

- обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

- установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

- защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

- подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

- установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на предприятиях;

- осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда;

- международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.

Государство в лице органов  законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.

 

Вопрос  № 28

Индивидуальные  трудовые споры и порядок их рассмотрения.

Индивидуальный  трудовой спор – это неурегулированные  разногласия между работодателем  и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным  трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с данным работодателем, а также  лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем в случае отказа работодателя от заключения такого договора. (ст.381 ТК РФ)

 

Исходя из данного  определения можно сделать вывод  что индивидуальный трудовой спор возникает  с того момента когда в орган  по рассмотрению индивидуальных трудовых споров сделано заявление о существовании неурегулированных разногласий.

Предметом индивидуального  трудового спора являются нарушенные работодателем права и законные интересы работника. Это может быть нарушение трудового договора, соглашения и любое другое нарушение трудового законодательства. В этом случае заявление о рассмотрении трудового спора подает работник, либо выборный профсоюзный орган представляющий интересы данного работника. Наряду с этим, предметом трудового спора между работодателем и работником может быть вытекающая из неправомерного поведения работника его обязанность по возмещению материального ущерба. Тогда соответствующий иск подает работодатель.

Индивидуальные  трудовые споры рассматриваются  комиссиями по трудовым спорам и судами. (ст.382 ТК РФ)

В случаях возникновения  разногласий работник и работодатель не обязательно должны обращаться в  комиссию по трудовым спорам (КТС) или  суд. Возникшие разногласия возможно урегулировать путем переговоров  между работодателем как напрямую, так и с привлечением посредников, например, социальных партнеров.

 

Также, для разрешения разногласий работник может обратиться:

- в органы  государственной власти как федерального  уровня, так и уровня субъектов  РФ, органы местного самоуправления, профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда(ч.9 ст.219 ТК РФ)2.

- в органы  федеральной инспекции труда(ч.15 ст.357 ТК РФ)3.

- к профсоюзным  инспекторам труда9ст. 370 ТК РФ)4.

 

Кроме того, работник вправе:

- отказаться  от выполнения работ в случае  возникновения опасности для  его жизни и здоровья вследствие  нарушения требований охраны  труда, за исключением случаев,  предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности(ч.5 ст.219 ТК РФ)1.

- отказаться  от выполнения работы, не предусмотренной  трудовым договором. (ст.379 ТК РФ).2

- приостановить  работу в случае задержки выплаты  заработной платы на срок более  15 дней(ч.2 ст.142 ТК РФ).3

 

В случае отказа работника от выполнения работ при возникновении опасности для его жизни и здоровья, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. Когда это невозможно, работодатель обязан оплачивать работнику все время простоя до устранения опасности для жизни и здоровья работника. (ч.4-6 ст. 220 ТК РФ)4.

При нарушении  работодателем установленного срока  выплаты заработной платы, платы  отпуска, выплат при увольнении и  других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с  уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ст.236 ТК РФ).

 

Задача  № 39

К директору  магазина обратились продавцы: Хохлова, Снегирева с просьбой перевести  их на неполный рабочий день(продолжительностью 3,5 часа).

Продавец Хохлова  обосновала свою просьбу тем, что  учится на вечернем отделении института и ей необходимо больше свободного времени, Снегирева же - тем, что ее сын нуждается в особом внимании.

В просьбе Хохловой было отказано, так  как она может  совмещать работу с обучением. Снегиревой согласие было дано при условии, что на остальное время она найдет замену. Директор предупредил Снегиреву, что она будет получать половину заработной платы, а ее стаж и отпуск будут исчислять в половинном размере.

Оба работника  обратились в комиссию по трудовым спорам (КТС).

Вопросы

  1. Возможно ли соглашение между администрацией и работником о неполном рабочем времени?
  2. Обязана ли администрация удовлетворить просьбу продавцов?
  3. Каковы действия КТС при поступлении заявлений? Какое решение вынесет КТС?

Решение

  1. Продавцы обратились к директору с просьбой перевести их на неполный рабочий день

Данные просьбы  следует рассматривать в соответствии с ТК РФ.

Возможно ли соглашение? Возможно.

Ст.93. неполное рабочее время. По соглашению между  работником и работодателем могут  устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день(смена) или неполная рабочая неделя.

  1. В данном случае у администрации нет обязанности  в удовлетворении просьбы продавцов.

Ст.93.работодатель обязан устанавливать неполный рабочий  день(смену) или неполную рабочую неделю:

    • По просьбе беременной женщины
    • Одного из родителей(опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет(ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет)
    • А также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральным и законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
  1. Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление.

Комиссия вынесет  следующее решение:

Информация о работе Контрольная работа по "Трудовому праву"