Источники трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 21:41, реферат

Краткое описание

Трудовое право является важной основой для формирования социального законодательства. Принятие Трудового кодекса Российской Федерации в 2001 году (ТК РФ) ознаменовало собой завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства. Являясь

Содержание

Введение
1. Цели и задачи трудового законодательства
2. Источники трудового права
3. Основная система источников трудового законодательства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое право.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)


 
Содержание 

 

 

Введение…………………………………………………………………3

1. Цели и задачи  трудового законодательства........................................5

2. Источники трудового  права..................................................................8

3. Основная система  источников трудового законодательства ...……22

Заключение.................................................................................................28

Список литературы....................................................................................30

 

Введение

 

Трудовое право является важной основой для формирования социального законодательства. Принятие Трудового кодекса Российской Федерации  в 2001 году (ТК РФ) ознаменовало собой  завершение важнейшего этапа реформы  трудового законодательства. Являясь  результатом компромисса между интересами работников и работодателей, ТК РФ направлен на достижение между ними социального партнерства, обеспечение условий для эффективного, творческого труда. Принятие Кодекса дало импульс дальнейшему обновлению нормативных правовых актов о труде и преодолению неполноты в правовом регулировании отношений в сфере труда.

В современный период трудовое право развивается на основе принципов правового регулирования  труда, закрепленных в ТК РФ, а также  охватывает новые области отношений, которые раньше находились за рамками правовой регламентации.

Работа посвящена теме «Источники трудового права». В своей работе я хотел бы ответить на два вопроса.

Во-первых, чтобы лучше  понять, что относится к источникам трудового права, я считаю, что необходимо разобраться в вопросе, а каковы вообще цели и задачи трудового законодательства. Только после уяснения этого вопроса можно будет рассматривать различные нормативные акты с точки зрения принадлежности их к источникам трудового права.

Во-вторых, непосредственно вопрос об источниках трудового права. Здесь в частности расскажу, какие нормативные акты относятся к источникам трудового права, расскажу об их иерархии, вкратце затрону вопрос по истории становления Трудового права в России, в частности Трудового кодекса, начиная с 1918 года.

 

 

 

 

 

1. Цели и задачи трудового законодательства

Более 20 лет назад известный  юрист С.А. Иванов писал, что трудовое право по своему социальному назначению - это право охраны труда, т.е. право, направленное на создание благоприятных условий труда и жизни трудящихся. При этом имелось в виду не признание трудового права вообще, а его призвание, его основное социальное назначение. Введя впервые в научный оборот понятие "социальное назначение", ученый тем самым хотел подчеркнуть служение трудового права не только конкретному работнику, но и обществу в целом, ибо охрана труда обусловлена природой права и потребностями общественного развития. Статья 1 КЗоТ РФ 1971 г., определяющая регулирование трудовых отношений. отдавала приоритет производственным задачам и только во вторую очередь - социальным потребностям. Заслуживает внимания утверждение о том, что "само появление трудового права вызвано социальным фактором". Трудовое право нельзя относить к инструментам экономического развития, оно должно рассматриваться как механизм обеспечения прав работника. Статья 1 Трудового кодекса РФ провозглашает, что "целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей".

Трудовое законодательство, находясь на новом этапе своего развития, ориентируется на рынок труда. Государство  не должно быть просто наблюдателем в  правовом регулировании общественных отношений, связанных с экономикой. Сегодня необходимо четко определить, как следует понимать защиту прав работников, т.е. какими должны быть характер и объем прав, установленных государством, чтобы, с одной стороны, не превратить работника в иждивенца государства, а с другой - обеспечить заинтересованность работника в развитии общественного производства.

Целями трудового законодательства являются установление государственных  гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового  законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и  управлению трудом;

трудоустройству у данного  работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

 

участию работников и  профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового  законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности  работодателей и работников в  сфере труда;

надзору и контролю (в  том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

разрешению трудовых споров. Ст. 1 ТК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Источники трудового  права

 

В формальном, или собственно юридическом, смысле под источниками  права принято понимать определенные формы или способы закрепления  и выражения права, с помощью  которых объективное право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеизвестность, общеобязательность и т.д. Это самый распространенный аспект, в котором анализируются источники права в современной общетеоретической и специальной правовой литературе, посвященной тематике отдельных отраслей права.

Источниками трудового  права называются результаты правотворческой  деятельности компетентных органов  в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных  с ними отношений, составляющих предмет  данной отрасли права. Весь комплекс источников трудового права определяется как трудовое законодательство. Составной частью системы источников трудового права России являются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В современной науке трудового права по-прежнему основное внимание уделяется анализу федеральных норм, а за локальными нормативными актами традиционно признается только функция конкретизации федеральных норм трудового права.

В современной учебно-научной литературе источники трудового права - это "различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового  права, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения", "акты соответствующих компетентных органов с нормативным содержанием"", "нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, устанавливающие права и обязанности участников этих отношений"", "результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права" , "различные формы выражения (установления и закрепления) государственной воли, направленной на регулирование общественных отношений (законы, иные нормативные правовые акты, нормативные договоры и др.).

В научно-учебной литературе по трудовому праву прослеживается и другой подход к определению  источника трудового права в юридическом смысле. Так, например, в учебнике под редакцией А.Д. Зайкина источниками трудового права признаются "результаты правотворческой деятельности государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере применения труда работников".

 В учебнике В.Л.  Гейхмана и И.К. Дмитриевой  источники трудового права обозначаются  как результаты нормотворческой  деятельности органов государства,  а также совместного нормотворчества  работодателей и работников (их  представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Практика высших судебных инстанций признана источником трудового  права авторами Словаря по трудовому праву (1998 г.) а правовой обычай и судебные решения трактуются в качестве источника права М.В. Лушниковой и A.M. Лушниковым .

Судебная практика (судебный прецедент), на мой взгляд, не является источником права в общепринятом смысле, однако играет существенную роль для правильного понимания и  применения закона. Постановления Пленума Верховного Суда РФ, обобщая правоприменительную практику судов, дают толкование, как единообразно и правильно применять конкретные нормы трудового законодательства. В ряде случаев они восполняют имеющиеся пробелы и неясности трудового законодательства. Например, важное теоретическое и практическое значение имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", т.к. на Пленуме обсуждались проблемы иерархических коллизий в нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения: вопросы применения ст. 142 ТК РФ «Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае задержки выплаты  заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановка работы:

 в периоды введения  военного, чрезвычайного положения  или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

 государственными служащими;

в организациях, непосредственно  обслуживающих особо опасные  виды производств, оборудования;

в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи)».

Конституционному Суду РФ приходится решать вопрос о конституционности того или иного нормативного акта. Если же Конституционный Суд придет к выводу о несовершенстве закона, то он в порядке законодательной инициативы может обратиться в Государственную Думу с предложением о его изменении или дополнении. Несмотря на то, что указанные суды высшей инстанции ориентируют судебную практику на единообразное правопонимание.   они   все же   не   уполномочены   "творить"   право.   В   научном   мире   в отношении того, можно ли относить постановления Конституционного Суда РФ к источникам права, существуют две противоположные точки зрения.

Трудовое законодательство может применяться лишь в той  части, в которой оно соответствует  Конституции РФ. Конституция РФ имеет  не только высшую юридическую силу, но и прямое действие. Суды вправе отказаться применять закон, сославшись на его несоответствие Конституции и отдать предпочтение последней как акту прямого действия.

Конституция РФ ввела  ряд новых положений принципиального  характера, которые имеют непосредственное отношение к содержанию источников российского права, в том числе и трудового. Основной Закон провозглашает: права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. В статье 37 Конституции РФ закреплены основные права в сфере труда, в том числе принципы свободы труда; запрещение принудительного труда; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на трудовые споры, включая право на забастовку.

Трудовое законодательство согласно ст. 72 Конституции РФ находится  в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статья 6 Трудового кодекса посвящена вопросам разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений.

Законы и нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Принцип не ухудшения положения работника в трудовом законодательстве субъектов РФ по сравнению с федеральным законодательством означает, что базовый уровень гарантий, определяемый трудовым законодательством, должен быть незыблем.

Нельзя забывать о приоритетности норм международного права. Сегодня любое государство прочно "связано" нормами международного права. Но они не всегда легко входят в российский правовой массив. Международные трудовые стандарты - главный результат международно-правового регулирования труда. Формальным выражением такого регулирования являются нормы, закрепленные в актах ООН. Международной организации труда (МОТ), соглашениях государств. В науке трудового права нет единой позиции по природе, сущности и значении международных договоров и конвенций МОТ. Отсутствие единства в понимании не лучшим образом сказывается на уровне включения норм международного права в сферу российских трудовых отношений. Большинство ученых конвенции МОТ и международные договоры считают источниками российского трудового права, указывая при этом, что они обязательны для использования в практике национального законотворчества и правоприменительной деятельности. Некоторые исследователи (например, Л.А. Сыроватская) утверждают, что конвенции МОТ имеют значение для российского законодательства, но в буквальном смысле источниками права не являются, т.к. национальное законодательство не воспроизводит их содержания.

Принцип приоритета норм международного права отражен в  ст. 10 Трудового кодекса РФ, где  воспроизведена конституционная норма о том, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации", Часть 2 названной статьи гласит: "Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора". Очевидно, что международные договоры (принципы, нормы) применяются в качестве непосредственного регулятора трудовых отношений, когда нормы национального законодательства ухудшают положение граждан и организаций в сравнении с соответствующими международными правилами, т.е. устанавливают более низкий уровень правовых гарантий, социальной защиты. Как справедливо отмечает А.Ф. Нуртдинова, "для трудового права имеет значение не сам факт существования в международном договоре другого правила, а его характер (более или менее благоприятные условия для работников), а ст. 10 ТК РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.»

Информация о работе Источники трудового права