Источники трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:35, контрольная работа

Краткое описание

Классификация источников трудового права России. Правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений.

Содержание

Введение
1.Понятие источников трудового права России, их основные особенности
2. Классификация источников трудового права России
3. Закон о коллективных договорах и соглашениях как источник трудового права
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР по трудовому прау.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 3    

1.Понятие  источников трудового права России, их основные особенности 5

2. Классификация  источников трудового права России 10

3. Закон  о коллективных договорах и  соглашениях как источник трудового  права 23  

Список  литературы 30       

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Трудовое  законодательство  в последние  годы претерпело значительные изменения. Приняты федеральные законы, полностью  обновившие отдельные правовые институты  трудового законодательства, например Закон «О коллективных договорах  и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей.

    Таким образом, значительное обновление трудового  законодательства повлекло за собой  количественное и качественное изменение  источников трудового права. Новые  формы экономических и социальных отношений потребовали пересмотра и изменения многих институтов трудового права как науки, превратив Советское трудовое право в Трудовое право России.

    Тема  источников трудового права на сегодняшний  день весьма актуальна. Происходит изменение  всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.

    Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские нормотворческие органы свое отношение к международному трудовому праву и трудовому  праву капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в данных условиях общественного строя. «В настоящее время со всей очевидностью растет влияние международного права не только на право международного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в данное сообщество. Особенно велика роль международного права в деле защиты прав человека, к числу которых относятся и трудовые права».

    Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных  аспектах. Во-первых, к ним относят  объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные  потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова.

      Необходимо отметить, что со вторым  понятием источника права чаще  всего приходится сталкиваться  не только в науке трудового  права, но и на практике, в повседневной жизни, ибо оно дает возможность познать трудовое право с позиций нормативного содержания и его принадлежности к конкретным субъектам работникам, работодателям, трудовому коллективу.

 

  1. Понятие источников трудового права России, их основные особенности
 

    «Источник права» условное юридическое обозначение  смысл, которого может быть раскрыт  исходя из исторического подхода  к вопросу о происхождении  права вообще. С точки зрения возникновения  права его источником являются материальные условия жизни общества, господствующий тип производственных отношений. В сфере материального производства возникают общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании. Происходит процесс формирования права (правотворчество), который завершается формулированием соответствующих правил поведения, юридических норм, выраженных в форме государственных актов (законов) или иных актов, издаваемых по поручению или с санкции высшего органа государственной власти (законодателя). Изучение процедуры и формы выражения права представляет собой самостоятельный раздел юридической науки.

      Конкретные формы выражения права  могут быть различными в зависимости  от степени важности регулируемых  Общественных отношений, отраслевой  принадлежности, компетенции нормотворческого  органа. Это могут быть законы, указы, постановления, приказы и другие нормативно-правовые акты.

      Применительно к конкретной сфере  общественных отношений нормативные  акты являются источниками права  в формальном смысле, т. е. выраженными  в определенной форме. Именно в этом смысле термин «источник права» используется в юридической науке при изучении конкретных правовых систем и правоотношений, регулируемых данной системой права.

      В этом специфическом  понимании  термин «источник права» является  синонимом таких юридических выражений, как «законодательство», «нормативные акты», «форма права», «внешняя форма права». Все они выражают одно и то же явление: форму, в которую облекается результат нормотворчества, воля законодателя. В настоящей работе термин «источник трудового права» будет использоваться именно в названном смысле, т. е. для обозначения конкретных форм выражения правовых предписаний в сфере трудовых отношений, исходящих, как от государственных органов власти (законодателя), так и от органов государственного управления, издающих нормативные акты в пределах своей компетенции, на основе и во исполнение действующего законодательства.

      Трудовое право как система  юридических норм, регулирующих  общественно-трудовые отношения,  состоит из множества нормативных  актов: законов, указов, постановлений правительства, различных ведомственных актов, а также локальных норм, действующих в конкретных производственных и непроизводственных структурах предприятиях, объединениях, институтах, кооперативах, учреждениях и т. д. Все они должны быть подчинены единым конституционным принципам общественной организации труда, находиться между собой в определенной субординационной зависимости.

      При изучении источников трудового  права следует обратить внимание  на некоторые особенности формирования трудового законодательства и иных нормативных актов о труде, обусловленные сложностью и исключительной важностью социальной роли трудового права в обществе.

      Во-первых, трудовое право России  должно отражать федеративный  характер государства, действующего в условиях разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной, власти России и органами власти входящих в ее состав республик.  Во-вторых, трудовое право России формируется при широком участии трудовых коллективов и профсоюзов. Именно в трудовом праве, единственном в общей системе права страны, большое значение имеет локальное нормотворчество, т. е. нормотворчество самих трудящихся в лице их трудовых коллективов и профсоюзных организаций. Локальные нормы права призваны обеспечить наибольшую эффективность трудового законодательства в конкретных условиях производства. Локальные нормы права позволяют использовать инициативу трудового коллектива в решении производственных и социальных проблем, возникших в его жизни. Участие трудящихся в разработке локальных норм права одна из форм привлечения их к управлению делами предприятий и осуществления контроля за деятельностью администрации и предпринимателей.

      При изучении трудового законодательства  следует обратить внимание на  некоторые особенности современного состояния законности вообще и в регулировании трудовых отношений в частности. Последние 20 лет трудовое законодательство республик, входивших в СССР, формировалось в строгом соответствии с Основами законодательства СССР и союзных республик о труде. Поэтому единство трудового законодательства в масштабах Союза было неизбежно и вполне объяснимо.

      Каждая республика придерживалась  единых принципов в подходе  к регулированию трудовых отношений.  Она могла включать в свой  кодекс незначительные детали, не меняющие существа правового предписания, более удачные формулировки. Теперь же, после распада СССР и в связи с принятием Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР от 25 сентября 1992 r. применение на территории России основ законодательства о труде СССР и союзных республик исключено.

      Закон от 25 сентября 1992 г. воспринял  все положения законодательства  СССР, приемлемые в условиях перехода  России к рыночным отношениям. Именно поэтому упоминание о  законодательстве СССР в новом тексте КЗоТ РФ полностью отсутствует. Иначе говоря, все, что представлялось ценным в законодательстве СССР, включено в содержание КЗоТ РФ. Исключена, естественно, и ст. 256 КЗоТ РСФСР, устанавливающая приоритет законодательства СССР перед законами РФ.

      Трудовое законодательство России  обладает большой степенью дифференциации  в правовом регулировании труда  в зависимости от ряда объективных  и субъективных особенностей  применения общих норм права  к отдельным категориям работников.

      С учетом сказанного можно рекомендовать следующее определение источника трудового права: под источниками трудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

      Источники трудового права, таким  образом, могут быть отождествлены  с понятием нормативно-правовых  актов, регулирующих рынок труда,  отношения по организации и  применению труда наемных работников.                      

      Источники нормативные акты, относящиеся  к трудовому праву России, составляют  определенную систему, которая  включает в себя разнообразные  по своему характеру, юридической  силе и сфере действия нормативные  акты. Такую систему обычно именуют  системой трудового законодательства, подразумевая, однако, в одних случаях совокупность всех нормативных актов источников трудового права, в других только законы о труде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова.

      Из теории права известно, что  в отличие от других правовых  актов нормативные акты рассчитаны  на неоднократное применение  при описанной в них ситуации, т.е. они содержат нормы права.  Так, есть Указы Президента  РФ нормативные, а есть и  не  нормативные, а правоприменительные. Например, Указы о персональном награждении, присвоении почетных званий - это правовые акты правоприменительного характера, а Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов) - это нормативный акт трудового права.

      Источники трудового права, содержащие  нормы трудового законодательства, надо отличать от правовых  актов применения трудового законодательства. Решение суда по конкретному  трудовому спору - это акт применения  норм трудового законодательства, а не источник права.

      В источниках трудового права  России отражены материальные  условия жизни нашего общества  и с их изменением меняются  и источники трудового права.  Ныне это происходит часто,  в связи, с чем трудовое законодательство быстро обновляется. С изменением в настоящий период производственных отношений, трансформацией форм собственности, разгосударствлением государственных и муниципальных предприятий изменяются трудовые отношения в них. Меняется и трудовое законодательство, и его источники в направлении большего их соответствия возникающим рыночным отношениям. Устаревшие нормативные акты трудового права отменяются или исправляются, дополняются, а новые появляются.

      «Источники трудового права не  следует путать с актами тех  же органов, изданными и процессе правоприменительной деятельности. Так, постановление правительства РФ от 10 июля 1988 г. «О составе комиссии Правительства Российской Федерации по экономической реформе» или отдельные указы Президента РФ о награждении за заслуги перед государством тех или иных лиц правовых норм не содержат, а вот Указ Президента РФ от 5 мая 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов» носит правовой характер, ибо обладает нормативным содержанием.

      Нормы трудового права могут  быть закреплены в актах, являющихся  по своему основному содержанию  источниками других отраслей  права, например государственного. Так, в Конституции РФ, которая  является юридической базой текущего законодательства, закреплены основные права и обязанности граждан в сфере труда». 

Информация о работе Источники трудового права