Источники трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:35, контрольная работа

Краткое описание

Классификация источников трудового права России. Правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений.

Содержание

Введение
1.Понятие источников трудового права России, их основные особенности
2. Классификация источников трудового права России
3. Закон о коллективных договорах и соглашениях как источник трудового права
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР по трудовому прау.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

      Особо следует выделить значение постановлений Правительства РФ как источников трудового права, регулирующих условия труда отдельных категорий работников и устанавливающих посредством утверждения специальных «Положений» юридический статус отдельных органов и категорий работников. К их числу можно отнести, например. Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г.

      Постановления Правительства РФ  принимаются большинством голосов от общего состава его членов и подписываются Председателем Правительства РФ. Как законы РФ и указы Российской Федерации, постановления Правительства РФ публикуются в едином официальном издании Собрании законодательства Российской Федерации (СЗ РФ).

      Постановления, инструкции и разъяснения  Министерства труда и социального  развития Российской Федерации.  Эти акты Минтруда РФ относятся  к специфической разновидности  источников трудового права, поскольку  исходят от компетентного органа  государственного управления, наделенного полномочиями издавать акты по применению и разъяснению законов РФ о труде и соответствующих указов Президента и постановлений Правительства РФ. Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда РФ издаются в целях обеспечения правильного единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда. Они касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных государственных отраслях народного хозяйства, утверждения квалификационных характеристик рабочих и служащих, порядка предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на отдельных предприятиях и производствах.

      Акты Минтруда РФ как источники трудового права по юридической силе относятся к подзаконным актам органов государственного управления и стоят вслед за актами Правительства РФ. Они, следовательно, не должны противоречить законам РФ и постановлениям Правительства РФ. Если такие противоречия все же имеются. Правительство РФ вправе отменить или изменить их.

      Учитывая, что акты Минтруда РФ  касаются регулирования труда  различных категорий наемных  работников, занятых в организациях  различных министерств и ведомств, их следует рассматривать как межведомственные источники трудового права. Такой межведомственный характер могут носить и акты некоторых других министерств, например Министерства социальной защиты РФ, Министерства экономики, Министерства торговли. Министерства финансов, если они получили на то поручение Правительства РФ или принятие таких актов предусмотрено в Положениях о соответствующих министерствах.

      Нормативные акты Минтруда РФ, а также других министерств  и ведомств подписываются министром  и публикуются соответственно  в Бюллетене Министерства труда Российской Федерации и Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации.

      Нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти,  содержащие сведения, составляющие  государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

      Наряду с рассмотренными выше  федеральными нормативными актами  органов государственной власти  и государственного управления  к числу источников трудового  права относятся и акты органов  власти и управления субъектов Российской Федерации. Указанные акты имеют ограниченную сферу действия (рамками региона субъекта РФ) и не должны противоречить соответствующим федеральным нормативным актам. Их действие базируется на конституциях республик и уставах других субъектов Российской Федерации, которые имеют высшую юридическую силу на их территории.

      В последние годы в связи  с переходом на рыночные формы  ведения народного хозяйства  появились качественно новые  источники трудового права генеральные,  региональные, межотраслевые, отраслевые тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и иные соглашения. Это договорные акты, заключаемые на двусторонней или трехсторонней основе, которые выражают отношения социального партнерства между представителями работников и работодателей. Третьей стороной в таких соглашениях может выступать соответствующий компетентный орган государственного управления.

      Соглашения как специфические  договорные источники трудового  права характеризуются тем, что  они исходят не от органов  государственной власти и управления, а от субъектов общественных трудовых отношений и их представителей. Государственные органы здесь могут лишь участвовать в качестве третьей стороны, обеспечивая социальное партнерство между работниками и работодателями. При этом государство уполномочивает социальных партнеров на договорное нормотворчество в сфере труда.

      В соответствии со ст. 21 Закона  РФ «О коллективных договорах  и соглашениях» (в ред. 24 ноября 1995 г.) указанными выше соглашениями  могут предусматриваться положения: об оплате, условиях, охране труда, режиме труда и отдыха; о механизме оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением; о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством; о содействии занятости, переобучения работников; об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве; о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей; о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий; о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков); о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, содействии заключению коллективных

      договоров, предотвращении трудовых  конфликтов и забастовок, укреплении  трудовой дисциплины. В соглашениях  могут содержаться положения  по другим трудовым и социально-экономическим  вопросам, не противоречащим законодательству. При этом важно подчеркнуть, что в тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

      В соответствии с Законом РФ от 24 ноября 1995 г. (ст. 20) для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители федеральных органов государственной власти, общероссийских объединений профсоюзов и представителей общероссийских объединений работодателей. Положение об этой комиссии и координатор комиссии утверждаются Президентом РФ.

      Применительно к юридической  иерархии источников трудового  права соглашения стоят между  законодательными (централизованными)  и локальными нормативными актами, то есть занимают промежуточное положение.

      Локальные нормативно-правовые акты. Эта разновидность источников трудового права связана, как правило, с социально-партнерской нормотворческой деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях между работодателем (администрацией предприятия, предпринимателем) и наемными работниками. С переходом на рыночные экономические отношения коллективный договор, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества постепенно приобретают ведущее значение в количественном и качественном (содержательном) отношениях. К локальным нормативным актам относятся также приказы администрации организаций, принятые в пределах ее компетенции.

      Локальные нормативно-правовые акты  относятся к категории подзаконных  источников права, стоящих на  низшем уровне юридической иерархии. Они имеют ограниченную сферу действия (пределами данной организации) и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам.

      Действующее трудовое законодательство  детально регламентирует порядок  разработки и принятия локальных  нормативных актов. Особенно это  относится к коллективным договорам, которые становятся своеобразными кодексами в рамках конкретных организаций. Коллективный договор одна из форм локального правотворчества, осуществляемая в целях установления автономной системы условий труда в организациях и повышения ее эффективности.

      Как общее правило, принадлежность  нормативных актов к источникам  трудового права определяется, прежде  всего, по их наименованию, например  «Кодекс законов о труде (КЗоТ)»,  Указ Президента РФ «Об ответственности  за нарушение трудовых прав граждан» от 10 марта 1994 г. Это так называемые «традиционные» источники трудового права. Однако иногда отдельные нормативные положения, относящиеся к источникам трудового права, содержатся в нормативных актах других отраслей права. Так, в Гражданском кодексе РФ (ст. 23, 2527, 30, 50 и др.) имеются нормы,  регламентирующие отдельные стороны правового положения (статуса) работников, предпринимателей, а также работодателей. Таким образом, следует различать традиционные и нетрадиционные источники трудового права.

      Вышеприведенная классификация  является классической для учебников  трудового права, классификация  по сфере действия встречается  реже, поэтому здесь хотелось  бы рассмотреть ее более подробно.

      Действие нормативных актов во  времени. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия, то есть их временных границ. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.

      Нормы и положения Конституции  РФ, регламентирующие социально-трудовые  отношения, вступают в силу, как  и другие статьи этого основного  источника российского права,  со дня официального ее опубликования  по результатам всенародного голосования. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Отдельные нормативные положения Конституции РФ, как и она сама в целом, действуют до принятия в установленном порядке новой Конституции либо до принятия конституционного федерального закона, вносящего изменения и дополнения в эти положения.

         Конкретное содержание дифференциации  по категориям работников сводится  к тому, что специальными нормами  для них устанавливаются: особый, по сравнению с общим, порядок  приема на работу и увольнения; особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха; льготы и преимущества в оплате труда; повышенная дисциплинарная и материальная ответственность и ряд других особенностей.  
 

 

     3. Закон о коллективных договорах и соглашениях как источник трудового права 

    Настоящий  Закон  устанавливает   правовые  основы   разработки,  заключения и выполнения коллективных  договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию социально - трудовых отношений и согласованию  социально -   экономических интересов работников   и работодателей.

    Действие   Закона   распространяется   на   всех   работодателей,  работников, представителей работодателей  и представителей работников,  а    также    органы    исполнительной    власти  и  органы  местного  самоуправления.

    Коллективный договор правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем. Его роль и значение в регулировании труда неоднократно менялись в зависимости от изменений экономической и социальной жизни общества. Становление и развитие рынка труда в современной России и новых по своему характеру общественных связей в кооперации труда обусловили очередное изменение содержания  и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.

      Современный коллективный договор  все более явственно приобретает  черты локально-правового нормативного  акта, призванного служить своеобразным  трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной организации. Нормативные положения по сравнению с обязательственно-правовыми становятся доминирующими в его содержании. Будучи одной из форм правотворчества, эти положения нацелены на организацию автономной системы условий труда, действующей в рамках данной организации независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

      В условиях перехода к рыночным  экономическим отношениям правовая  сущность коллективного договора неоднозначна. Она построена на двух началах: на идее автономии (управленческой суверенности) организации в сфере труда, осуществляемой ее главой (собственником, предпринимателем), и на участии профсоюза или иного защитника профессиональных и социальных интересов, наемных работников в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками.

Информация о работе Источники трудового права