Занятось населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Итак, возникла необходимость снижения уровня безработицы, доведение его до общеевропейского. А для этого необходима разработка действенной государственной политики содействия занятости населения в РФ. Действующая на данный момент политика занятости далека от совершенства, поэтому в стране ведется работа по ее усовершенствованию.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Политика занятости и ее законодательное регулирование..................5
1.1. Виды политики занятости...............................................................................5
1.2. Содержание и уровни политики занятости...................................................9
1.3. Нестандартные формы занятости.................................................................13
1.4. Неформальный сектор экономики................................................................16
Глава 2. Органы службы занятости.....................................................................19
2.1. Деятельность органов государственной службы занятости......................19
2.2. Фонд занятости населения в РФ...................................................................22
2.3. Статистические исследования......................................................................23
2.4. Модели политики занятости.........................................................................25
Заключение............................................................................................................27
Список литературы...............................................................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 37.37 Кб (Скачать файл)

Введение..................................................................................................................3

 

Глава 1. Политика занятости  и ее законодательное регулирование..................5

 

1.1. Виды политики занятости...............................................................................5

 

1.2. Содержание и уровни  политики занятости...................................................9

 

1.3. Нестандартные формы  занятости.................................................................13

 

1.4. Неформальный сектор  экономики................................................................16

 

Глава 2. Органы службы занятости.....................................................................19

 

2.1. Деятельность органов  государственной службы занятости......................19

 

2.2. Фонд занятости населения  в РФ...................................................................22

 

2.3. Статистические исследования......................................................................23

 

2.4. Модели политики занятости.........................................................................25

 

Заключение............................................................................................................27

 

Список литературы...............................................................................................28

 

Введение

 

 

В конце 20 века наша страна вступила в новый этап своего развития, начался  постепенный переход от плановой к рыночной экономике. В связи с этим появился ряд новых и обострились уже имеющиеся проблемы, являющиеся следствием несовершенства экономики.

 

Одной из основных проблем  стала проблема безработицы. В СССР была четко налажена система обеспечения  кадрами государственных предприятий (распределение) и безработица отсутствовала: каждый гражданин имел право на труд. Но это достижение, отличающее советскую  экономику, которым так гордились  все советские партийные руководители, было утрачено с распадом Союза.

 

В процессе решения вопросов занятости населения многие государства  из бывших республик СССР столкнулись  с практически одинаковыми проблемами. Формирование новых экономических  отношений, демократизация общества потребовали  по-новому регулировать деятельность в области обеспечения занятости  населения.

 

Перед новыми руководителями государства встала проблема катастрофического  роста безработицы. Массовые увольнения и сокращения рабочих и служащих государственных предприятий повлекли за собой массовое высвобождение  рабочей силы, которая и пополняла  рады безработных.

 

Поначалу появление безработных  благотворно повлияло на развитие экономики: вместо неспособных нормально работать, попавших под сокращение, на производстве остались грамотные и ответственные  работники, повысилась эффективность  производительного труда. Изменился и сам подход к работе: люди стали «держаться за место» боясь быть уволенными.

 

В то же время стали проявляться  и негативные стороны безработицы. О них можно говорить бесконечно долго. Это и рост преступности, и  существенный отток средств из государственного бюджета на различные социальные выплаты (пособия, материальная помощь и др.).

 

Итак, возникла необходимость  снижения уровня безработицы, доведение  его до общеевропейского. А для этого необходима разработка действенной государственной политики содействия занятости населения в РФ. Действующая на данный момент политика занятости далека от совершенства, поэтому в стране ведется работа по ее усовершенствованию.

 

Глава 1. Политика занятости  и ее законодательное регулирование

 

 

1.1. Виды политики занятости

 

Одной из функций органов  исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.

 

Политика занятости -- это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости[11,с. 36].

 

Состояние рынка труда, как  и социально-трудовых отношений в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.

 

Всестороннее изучение и  умелое применение опыта борьбы с  безработицей в периоды экономического спада в других странах мира будет  способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма  государственного регулирования занятости  населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная  база рынка труда в РФ далека от идеала.

 

В процессе дальнейшего совершенствования  системы государственного регулирования  занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций.

 

Гражданам РФ принадлежит  исключительное право распоряжаться  своими способностями к производительному, и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством  деятельность, в том числе и  не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего  хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность и т.п.).

 

Правовую основу регулирования  указанных общественных отношений  обеспечивают[11, с. 42]:

 

o Конституция Российской Федерации;

 

o Кодекс законов о труде Российской Федерации;

 

o Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 2004 г.;

 

o Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 2003 г.;

 

o Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 2005 года;

 

o Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»» от 24 ноября 2005 года;

 

o Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.2006 года;

 

o Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 2006 г.;

 

o Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 2006 г.;

 

o Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 2007 г.;

 

o Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 ноября 2006 г.

 

o и др.

 

Каждый из указанных законодательных  актов регулирует строго определенную сферу общественных отношений, включая  и социально-трудовые отношения.

 

Так же, в соответствии с  Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2006 года № 570 «О Федеральной  целевой программе содействия занятости  населения Российской Федерации  на 2006-2007 годы» и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 768 «О Комплексной программе мер  по созданию и сохранению рабочих  мест на 2006-2010 годы», в стране осуществлен  ряд мер, касающихся регулирования  рынка труда. Однако, как свидетельствуют данные статистического учета по рынку труда и состоянию безработицы, существенных сдвигов в сторону улучшения ситуации не достигнуто. Именно поэтому в РФ необходимо проведение эффективной политики занятости.

 

Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают  государственную активную и пассивную  политику занятости.

 

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) -- это[13, с. 19]:

 

o совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;

 

o мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;

 

o обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;

 

o активный поиск и подбор рабочих мест;

 

o финансирование создания новых рабочих мест;

 

o организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

 

В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и  др.

 

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание  негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении  срока его выплаты -- социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин -- умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест[16, с. 13].

 

Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих  государственных расходов. Однако тактика  пассивного ожидания экономического подъема  может оправдать себя только при  высокой гибкости рынка труда  и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при  которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной  политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.

 

Проведение активной государственной  политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной  и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его  развития.

 

1.2. Содержание и уровни  политики занятости

 

В соответствии с действующим  законодательством о занятости  населения государственная политика РФ в области содействия занятости  населения направлена на[19, с. 52]:

 

o развитие людских ресурсов для труда;

 

o обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

 

o создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

 

o поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

 

o обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

 

o предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

 

o поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

 

o сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;

 

o координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

 

o координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

 

o международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.

 

Существуют три уровня программ обеспечения занятости  населения[3, с. 11]:

 

o федеральный или общегосударственный,

 

o субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д. -- всего 89 программ);

 

o местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

 

Каждая из этих программ состоит  из четырех крупных блоков:

 

o аналитического (сбор статистической и аналитической информации о занятости, установление актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне государства в целом);

 

o программно-целевого (формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости);

 

o ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов);

 

o организационно-координирующего (организация, контроль и, при необходимости, координация выполнения программы).

 

Политика занятости на федеральном уровне включает определение  совокупности правовых, экономических, организационных мер и нормативных  актов, необходимых для создания и регулирования отношений между  субъектами рынка труда, а также  определение меры допустимых социально-экономических  последствий перехода к рынку  в сфере занятости -- предельно  допустимый уровень и продолжительность  безработицы, размеры квот и стимулирование приема на работу социально незащищенных групп населения, минимально допустимый объем бюджетных средств на выплату пособий, целесообразный уровень переподготовки и создания общественных работ. Политика занятости предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские и региональные программы занятости. Определяются территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. С целью реализации политики занятости на всей территории России формируется Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения.

Информация о работе Занятось населения